Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Трансгрессивное искусство Пола Маккарти часто вращается вокруг тела и нарушения социальных норм. Независимо от того, смешивает ли он кетчуп, шоколадный сироп и мясо или же изображает любимых вымышленных персонажей вульгарными способами, зритель в любом случае остаётся неравнодушным, испытывая двоякие впечатления и тошноту.


Ранняя жизнь и карьера Пола Маккарти


Пол Маккарти за работой. \ Фото: art21.org.

Пол Маккарти за работой. \ Фото: art21.org.


Пол родился в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, в 1945 году. Он вырос в мормонской семье и принадлежал к среднему классу. Район, в котором он вырос, был таким же странным и сверхъестественным, как и многие его работы. По словам художника, подрядчик хотел построить пригород для ветеранов, чтобы он мог получать прибыль от займов GI, но он смог построить только три улицы, прежде чем у него закончились деньги.

Пол вырос в консервативной и религиозной среде, где люди не говорили об интимной жизни и подобного рода вещах. Это, очевидно, повлияло на его работу. Но художник также подчёркивает тот факт, что другие места в США были столь же репрессивными, и что зрителям его творчества не следует слишком зацикливаться на этих факторах. Поскольку его родители были открытыми, довольно либеральными людьми, они поддерживали художественные наклонности сына.

Пол Маккарти — современный американский художник, известен провокационными перформансами и инсталляциями.

Пол Маккарти — современный американский художник, известен провокационными перформансами и инсталляциями.


У Пола были проблемы в школе из-за дислексии, поэтому его отправили на занятия искусством. Там он познакомился с творчеством Генри Мура, Пабло Пикассо, Аллена Гинзберга, Эдварда Мунка, Кете Кольвиц и школы Ашкан. Повзрослев, он почувствовал, что с этим, казалось бы, живописным и мирным окружением что-то не так. После окончания средней школы Пол сначала поступил в младший колледж в Огдене под названием Weber State, а позже перевёлся в Университет штата Юта. Он получил степень бакалавра изобразительных искусств в Художественном институте Сан-Франциско в 1969 году и степень магистра изобразительных искусств в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе в 1973 году. Во время учёбы в Университете Юты Маккарти интересовался кино, искусством, музыкой, Fluxus и творчеством Йоко Оно. На него оказал влияние каталог Assemblage, Environment & Happenings, созданный Алланом Капроу. За это время он также создал несколько своих ранних исполнительских пьес.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Жизнь как перфоманс: Взлёты и падения Марины Абрамович, чьё искусство выворачивает зрителей наизнанку >>

Искусство перформанса


Кадр из 5-го сезона сериала Искусство в XXI веке, Трансформация, 2009 год.

Кадр из 5-го сезона сериала Искусство в XXI веке, Трансформация, 2009 год.


Пол прославился благодаря своим перфомансам. Одно из его ранних выступлений под названием «Пила/молоток» было осуществлено в 1967 году и состояло в том, что он расставлял мебель на сцене только для того, чтобы с помощью друга разрушить всю обстановку бензопилами и молотками. Одна из его самых ранних скульптур была создана с помощью этого перформанса. На ней, озаглавленной «Голова манекена и белка», изображена сломанная голова манекена и чучело белки, которое, похоже, было засунуто в голову. Тревожащее качество скульптуры продолжало оставаться доминирующей темой в творчестве художника.

Слева направо: Мясной пирог №3, Пол Маккартни, 1974 год. \ Bossy Burger, Пол Маккартни, 1991 год.

Слева направо: Мясной пирог №3, Пол Маккартни, 1974 год. \ Bossy Burger, Пол Маккартни, 1991 год.


В 1970-х годах Пол начал использовать продукты питания в своей работе — практика, благодаря которой он известен и по сей день. Для приготовления хот-дога 1974 года он использовал кетчуп, горчицу, хот-доги, а также своё собственное тело. Художница Барбара Смит присутствовала на представлении, которое проходило в подвале студии Маккарти. По её словам, Пол начал выступление с того, что разделся и побрил своё тело. После этого он засунул свой пенис в булочку для хот-догов, которую закрепил скотчем. Затем он намазал себе зад горчицей, выпил кетчуп и запихнул в рот настоящие хот-доги. Он заклеил свой набитый рот скотчем, в результате чего его едва не вырвало.

Сама Смит сказала, что старалась не блевать. Другие спектакли, такие как «Плевок в лицо», «Классный дурак» и другие вызывали схожее чувство тошноты. Например, в перфомансе «Классный дурак», герой поскользнулся в кетчупе, упал и наткнулся на что-то, из-за чего у него началось кровотечение. Затем его несколько раз вырвало, и он вставил куклу Барби себе в прямую кишку.

Представление на площади Пикадилли, Пол Маккартни. \ Фото: i.pinimg.com.

Представление на площади Пикадилли, Пол Маккартни. \ Фото: i.pinimg.com.


Маккарти начал снимать видео в начале 1970-х и записывать многие из своих выступлений. В 1970-х и начале 1980-х годов перформансное искусство было неотъемлемой частью его творчества. Он перестал выступать перед живой аудиторией в 1983 году, но по-прежнему снимал видео, на которых сам выступал в роли определённых персонажей.
Например, «Работа художника» — это пятидесятиминутное видео, в котором Пол, одетый в синий халат и светлый парик, играет художника, работающего в своей студии. Он носит несколько протезов, таких как увеличенные уши, нос картошкой и большие резиновые руки. Его кисть и тюбики с краской огромны, в дополнение к неустойчивому, неуклюжему и преувеличенному поведению Маккарти создают комичный эффект. Комичный и в равной степени тревожный спектакль был истолкован как сатира на художников как на серьёзных и гениальных творцов.

Прядильная комната, Пол Маккартни. \ Фото: google.com.

Прядильная комната, Пол Маккартни. \ Фото: google.com.


Исполнение более ранней работы Bossy Burger 1991 года также было создано для видео, а не для живой аудитории. Bossy Burger — это пародия на телевизионную кулинарную программу. Пол замечен в шляпе шеф-повара, клоунских ботинках и маске Альфреда Э. Ноймана. Декорации, на которых проходил спектакль, когда-то использовались для ситкома «Семейное дело», транслировавшегося с 1966 по 1971 год. Во время представления жуткий персонаж Пола размазывает кетчуп по стулу и кричит на несуществующую аудиторию. Видео было выставлено как часть инсталляции в галерее, которая включала в себя разрушающуюся декорацию, использованную в видео. «Painter» и «Bossy Burger» - оба известные примеры видео-перформансов Маккарти.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Сон в гробу, сделка с Мухой, мужские роли и другие увлекательные факты из жизни легендарной сердцеедки Сары Бернар >>

Мотивы в творчестве


Художник Пол Маккарти, 1995 год.

Художник Пол Маккарти, 1995 год.


Юмор, презренное, вульгарное, насилие, изображение телесных жидкостей, человеческих отходов, тревожащее изображение вымышленных персонажей и человеческой психики — всё это важные темы или части творчества Пола. Том Уильямс описал работу Маккарти как нечто среднее между юмором в ванной и психоаналитическими открытиями. Кетчуп, материал, который Пол неоднократно использует в своих работах, может служить символом крови, но он необязательно должен её обозначать. В его работе 1997 года «Шоколадная лавка Санты» густой шоколад, которым намазаны все исполнители, очень напоминает фекалии. Представление телесных жидкостей с помощью таких продуктов, как кетчуп и майонез, характерно для работ Маккарти. Как знаменитый критик Роберт Сторр однажды сказал, когда речь идёт о работах Пола, майонез точно не сперма, но это близко.

Приготовление Бургера, Пол Маккартни, 1991 год.

Приготовление Бургера, Пол Маккартни, 1991 год.


Из-за отталкивающего эффекта многих его работ творчество Маккарти часто ассоциируются с отвратительным искусством. Оно включает в себя произведения, которые совершают правонарушения или представляют угрозу общественной идее чистоты. Интеграция биологических жидкостей, например крови, мочи, спермы или слюны является одним из примеров этого. Концепция униженного, как известно, обсуждалась в работе психоаналитика и философа Юлии Кристевой под названием «Силы ужаса: эссе об унижении».

Когда Пола спросили, почему у людей такая сильная реакция на жидкости организма, он сказал: «Возможно, это условная реакция: нас учат испытывать отвращение к нашим жидкостям. Возможно, это связано со страхом смерти. Жидкости организма — это основной материал».

Шоколадная лавка Санты, автор Пол Маккарти, 1997 год. \ Фото: bing.com.

Шоколадная лавка Санты, автор Пол Маккарти, 1997 год. \ Фото: bing.com.


Насилие и вульгарность — два других актуальных мотива в творчестве Пола. Обычно они сочетаются с, казалось бы, невинными фигурами. В дилемме «Домашнее хозяйство Пиноккио» некто, одетый в костюм Пиноккио, яростно взаимодействует с фигурой, одетой в такой же костюм. В фильме «Хайди», который является результатом сотрудничества с художником Майком Келли, главная героиня живёт в мире домашнего насилия и инцеста. Работа была основана на романе «Хайди», написанном швейцарской писательницей Йоханной Спайри. Произведение Маккарти разрушает чистоту и идиллическую обстановку, ассоциирующуюся со знаменитой историей.

Хайди делает татуировку на видео, и работа отсылает к эссе Адольфа Лооса «Орнамент и преступление». В своём эссе Адольф утверждает, что всё искусство эротично и то, что для ребёнка естественно рисовать эротические символы на стене, такое же поведение делает современных взрослых дегенератами. Он также утверждает, что современные люди, которые делают татуировки, либо преступники, либо дегенераты. Лоос был опозорен скандалом на почве педофилии в Вене, что делает его похожим на дедушку, подвергшемуся насилию на видео.

Семейная дилемма Пиноккио, автор Пол Маккарти, 1994 год. \ Фото: playtime.pem.org.

Семейная дилемма Пиноккио, автор Пол Маккарти, 1994 год. \ Фото: playtime.pem.org.


В дополнение к таким персонажам, как Хайди, Санта-Клаус и Пиноккио, Пол и также включает в свои работы Уолта Диснея. Когда его спросили о сильной реакции людей на телесные жидкости, он сослался на чистоту Диснейленда, заявив, что гигиена — это религия фашизма. Для него Дисней — это своего рода политическая Шангри-Ла, функционирующая как тюрьма, в которую людей заманивают внешней безопасностью и чистотой. Идеи чистоты и идеализированные фигуры популярной культуры превращаются в гротескных, тревожащих персонажей в творчестве Маккарти.

На работы Пола также оказал влияние Голливуд с его искусственными и китчевыми качествами. Когда он снимался в своих ранних выступлениях, он часто пытался копировать позы из фильмов категории «Б». Для «Хайди» Пол надел маску персонажа из «Техасской резни бензопилой».

В продолжение темы о художниках читайте также о том, как Мерет Оппенгейм дружила с Пикассо, устраивала перфомансы и создавала необычное искусство.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2641
4.07.2023 13:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также