Молодёжное движение контркультуры, зародившееся в конце 1960-х годов, критиковало потребительство, пропагандировало мир и стремилось к индивидуализму. 1960-е и 70-е годы произвели революцию в поп-культуре и способствовали социальным реформам. О том, как культура хиппи стала поворотным моментом в истории, оказавшим влияние на несколько десятилетий вперёд и другие интересные факты о «детях любви» и «цветов» - далее в статье.
Битники
Слева направо: Стереотипизированный карикатурный образ битника: тёмные очки, бонго, полосатый свитер с горлом, борода, берет. \ Секция в книжном магазине Стокгольма, посвящённая бит-авторам.
Движение контркультуры вовлекало молодёжь, которая отвергала господствующую американскую культуру и общественные нормы. «Американская мечта» больше не была целью для этого нового поколения. До 1950-х годов идеальной женщиной была домохозяйка, которая заботилась о детях, готовила и убирала в доме. Ожидалось, что мужчины найдут постоянную работу и будут обеспечивать семью. Контркультура начала бурлить в конце 1940-х и просочилась в 1950-е вместе с бит-движением. Это движение включало литературных «хипстеров», которые отвергали социальные нормы, часто называемых битниками.
Слева направо: Битник. \ Участницы конкурса «Мисс Битник», 1959 год, Веннис (Лос-Анджелес).
Бит-движение стало основой контркультурного движения, возникшего в конце 1960-х годов. Поэзия битников зародилась в Нью-Йорке в 1940-х годах и десятилетием позже добралась до Сан-Франциско. Битники сосредоточились на темах, которые противоречили господствующей культуре и идеям. Эти взгляды распространились на несколько более молодую группу.
Участники бит-движения. \ Фото: bing.com.
Во второй половине 1960-х годов Сан-Франциско стал горячей точкой для десятков тысяч молодых людей, разделявших общее стремление к миру и свободе. Хейт-Эшбери был самым заметным районом Сан-Франциско, который привлёк почти сто тысяч молодых людей летом 1967 года, которые вскоре стали сердцем и душой контркультурного движения. Это лето молодёжной миграции стало известно как «Лето любви», которое ознаменовало выдающееся положение движения, оказавшего влияние на десятилетия вперёд.
Потребительство 1950-х годов
Семья радуется купленному телевизору. \ Фото: wams.nyhistory.org.
Потребительство было на небывало высоком уровне в 1950-х годах. Вторая мировая война стимулировала производство товаров, обеспечила изобилие рабочих мест и побудила тех, кто находился в тылу, поддерживать свою нацию за счёт расходов. Экономика, наконец, почувствовала облегчение впервые со времён бурного роста двадцатых годов, прежде чем Великая депрессия разрушила всё это. Люди были сосредоточены на создании семей, постоянной работе и покупке домов. Бытовая техника, автомобили и телевизоры были на первом месте в списке потребителей для модернизации своих домов. Кроме того, потребительский кредит стал популярным способом позволить себе больше вещей.
Женщины рекламируют более современную бытовую технику, 1956 год.\ Фото: bing.com.
Движение контркультуры отвергло большинство вещей, которые были высоко оценены правительством. Это включало в себя потребительство. Одежда в стиле хиппи часто была подержанной, купленной на блошиных рынках, дворовых распродажах или в секонд-хендах. Это была целенаправленная попытка избежать покупок в крупных фирменных магазинах и способствовать формированию основных потребительских привычек. Большинство молодых людей контркультурного движения были детьми среднего и высшего класса. Они выступали против всего, чему были посвящены предыдущие десятилетия: поддержки в военное время, материализма и работы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «Человек со звезды» Дэвид Боуи и его знаменитые друзья на фотографиях разных лет ( 15 фото) >>
Идентичность хиппи в движении контркультуры
Хиппи. \ Фото: segodnya.ua.
Не все, кто был вовлечён в движение контркультуры, были вовлечены в движение хиппи. Но в скором времени эти два направления слились воедино из-за совпадающих перспектив. Идентичность хиппи на самом деле не была принята самими хиппи в то время. Многие предпочитали, чтобы их называли «детьми любви». Термин «хиппи» был придуман местными СМИ в Сан-Франциско.
Диггеры.
Термин хиппи закрепился как идентификатор бунтующей молодежи, участвующей в контркультуре. Существовало несколько различных типов хиппи, включая визионеров, фриков и хедов, а также plastic hippies. Несмотря на то, что молодые люди, которые идентифицировали себя как дети любви, были против большей части социальных и политических норм того времени, многие из них не были активистами или протестующими. Некоторые группы соответствовали общему описанию хиппи, но были более политически активны и участвовали в протестах. Примерами таких групп были «Диггеры» и «Йиппи». Обе группы возникли во второй половине шестидесятых годов. Диггеры и Йиппи считались радикальными левыми, которые были сторонниками антивоенного социализма с анархистскими взглядами.
Слева направо: Рисунок с изображением хиппи. \ Типичный фургон хиппи.
Дальновидные хиппи очень напоминали интеллектуальных битников предыдущих десятилетий. Они были настоящими хиппи с антиконвенциональными ценностями, которые отвергали пути поколения до них. Фрики и хеды были хиппи, которые искали свободы через духовные связи, используя галлюциногенные вещества, такие как диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД). Plastic Hippie приняли классическую моду хиппи, баловались употреблением запрещённых веществ и наслаждались атмосферой, которую принесло движение хиппи.
Фестиваль хиппи. \ Фото: iefimerida.gr.
Хиппи были поколением бэби-бумеров. В период с 1940 по 1950 год численность населения увеличилась на четырнадцать с половиной процентов. В результате десятки миллионов людей достигли совершеннолетия в 1960-х и 70-х годах. Это создало огромное, мятежное поколение, которое стало главным объектом внимания на два десятилетия. Как и во многих молодых людях, достигших совершеннолетия, принятие бунтарских взглядов и бросание вызов общему порядку не было чем-то неслыханным. Однако количество молодёжи, разбросанной по всей стране, позволило движению контркультуры расшириться в геометрической прогрессии.
Антивоенный настрой и неприятие основного общества
Марш против войны во Вьетнаме от центра Сан-Франциско до парка Золотые Ворота. \ Фото: ids.si.edu.
«Американская мечта» была в полном разгаре для многих в конце сороковых и пятидесятых годах. Люди испытывали чувство патриотизма. Многие поддерживали первые несколько лет участия США во Вьетнамской войне, чтобы остановить распространение коммунизма. Это было особенно очевидно для тех, кто пережил первую и вторую волны коммунистической паранойи, известной как Красная паника. Активисты контркультуры были разочарованы участием правительства США в войне во Вьетнаме.
Антивоенное движение было большой частью контркультуры. Как раз в тот момент, когда американцы испытывали облегчение от Великой депрессии и мира после Второй мировой войны, США вступили в войну во Вьетнаме. Более двух миллионов американских мужчин были призваны в армию. Некоторые контркультурники воспользовались возможностью показать своё презрение к войне, сжигая свои призывные карточки. Хиппи, которые были особенно против войны, были известны как «дети цветов» и выступали за мир и любовь.
Молодежная международная вечеринка с ведущей активисткой Йиппи Даной Бил (вторая справа) на сцене перед Белым домом. \ Фото: bing.com.
Знак мира, созданный британским художником Джеральдом Холтомом, стал антивоенным символом и культовым представлением контркультурного движения хиппи. Первоначально он был разработан как логотип ядерного разоружения в 1958 году. В рамках контркультурного движения происходили и другие движения. Движение за гражданские права продолжалось с середины 1950-х до конца шестидесятых годов. Ещё одно движение за права женщин возникло наряду с контркультурой. Люди устали от угнетения и дискриминации. Молодёжь стремилась к индивидуальности, и многие отказывались продолжать дурные привычки предшествовавших им поколений.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Дженис Джоплин - бессмертный символ свободолюбивой эпохи 1960-х >>
Поп-культура
Дженис Джоплин.
Возможно, одним из наиболее значительных воздействий контркультурного движения было его влияние на поп-культуру. Мода, музыка и средства массовой информации - всё это было затронуто. Культовые стили, возникшие в результате движения контркультуры, были яркими, эпатажными и менее традиционными. Комфорт и индивидуальность победили консервативную одежду. Твигги, Шер и Дженис Джоплин — это всего лишь несколько женщин, которые повлияли на модную сцену конца шестидесятых и начала семидесятых годов. Смелые цвета, узоры и свободная богемная эстетика были в самом разгаре. Часть мужской моды находилась под сильным влиянием рок-н-ролльной сцены, которая расцвела в конце пятидесятых годов. Длинные волосы, расклешённые брюки и яркие узоры были обычным явлением среди юношей.
Дэвид Боуи и Твигги. \ Фото: tjuvholmen.no.
Рокабилли, возникший из джаза, блюза и госпела предыдущих десятилетий, оказал сильное влияние на движение контркультуры. Появились различные поджанры рока, такие как психоделический, фолк, софт и поп-рок. Психоделический рок вписался в контркультурное движение хиппи, сделав «Sex, Drugs, Rock & Roll» общим атрибутом шестидесятых и семидесятых годов. Эти поджанры повлияли на панк-рок и хэйр-метал (глэм-метал, также известный как поп-метал) сцену восьмидесятых годов.
Некоторые из самых культовых и влиятельных певцов и музыкантов появились в шестидесятых и семидесятых годах. Одним из наиболее значимых событий движения стала Вудстокская ярмарка музыки и искусства 1969 года, которая проходила на грязном фермерском поле в Бетеле, штат Нью-Йорк. В ней приняли участие сотни тысяч человек, что значительно превысило предполагаемое число. Это был неорганизованный беспорядок, но настолько успешный, что он стал воплощением контркультурного движения хиппи.
Фестиваль в Вудстоке. \ Фото: nsideedition.com.
Средства массовой информации сыграли значительную роль не только в том, чтобы представить детей любви и фриков как хиппи с негативной коннотацией, но и в романтизации движения. После окончания войны во Вьетнаме в середине семидесятых годов движение контркультуры угасло. Однако средства массовой информации продолжали боготворить сцену хиппи. Даже сегодня движение хиппи часто упускается из виду теми, кто желает жить в более «свободном» обществе. Однако не всё было так радостно, как казалось.
Большой приток людей, приезжающих в район Хейт-Эшбери, превратил его в бедный район, который не был ухожен. Это привело к большому количеству преступлений и превратило сцену из безопасного убежища для художников, интеллектуалов и им подобных в опасное и антисанитарное место. Образ мира, любви и свободы от движения сохранился благодаря СМИ, но более мрачные истины двух десятилетий всё ещё оставались в тени.
Наследие
Люди танцуют на Вудстокской ярмарке музыки и искусства, 1969 год. \ Фото: adressa.no.
Контркультурное движение шестидесятых и семидесятых годов, возможно, было одним из самых влиятельных периодов в современной американской истории. Более индивидуализированная идентичность была востребована совершеннолетними аутсайдерами, которые захватили нацию из-за бэби-бума. Появились нонконформисты, которые публично отвергли традиционные социальные нормы. Антивоенная перспектива поощряла идеалистическое движение за мир и любовь, которое привело десятилетия в некоторую эйфорию.
Поп-культура навсегда изменилась, мода и музыка приняли революционные формы. Богемная эстетика по-прежнему ценится и волнами возвращается в моду. Средства массовой информации настолько романтизировали это движение, что оно навсегда останется в памяти как время, когда люди чувствовали себя наиболее свободными, что в определённой степени соответствует истине. Вызов господствующей культуре помог продвинуть вперёд другие движения, такие как Движения за гражданские права и права женщин. Это был действительно один из самых захватывающих и преобразующих моментов в социальной и культурной истории.
А в следующей статье, читайте также о том, кто поднял восстание против Гитлера и почему поступок «Белой розы» обсуждают по сей день.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: