Тициан Вечеллио. (1534—1538). Венеция. Фрагмент.
4 декабря в православии верующие всех христианских конфессий празднуют один из двунадесятых церковных праздников - Введение во храм девы Марии Пресвятой Богородицы. Увлекательная история возникновения этого праздника, легшая в сюжетную основу многих художественных живописных и монументальных произведений старых мастеров,- далее в обзоре
Праведные Иоаким и Анна с дочерью Марией.
Родители Марии, благочестивые Иоаким и Анна, согласно преданию священного писания, до самой старости не имели детей. И каждодневно моля Всевышнего послать им ребенка, дали обет - родившегося дитя посвятить Богу. Большая радость вошла в их дом, и по иудейскому обычаю, на пятнадцатый день появившейся на свет девочке дали имя, указанное ангелом - Мария, которая до трех лет проживала с ними в Назарете.
«Юность девы Марии». Автор: Данте Габриэль Россетти.
А когда девчушке исполнилось 3 годика, Иоаким и Анна, собрали родных и знакомых и, распевая священные песни, повели девочку в Иерусалимский храм. Как свидетельствовали очевидцы, они шли три дня, останавливаясь лишь на короткий отдых. Впереди всех шествовали юные девы, освещая путь свечами, за ними - Иоаким и Анна, державшие Марию за руки. Шествие завершалось родственниками и знакомыми.
Чима да Конельяно. Введение Марии во храм. 1496-1497
А когда пришедшие уже стояли у Иерусалимского храма, к ним навстречу вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна, подведя дочь к высокой лестнице, ведущей в храм, поставила ее на первую ступень, а все остальные четырнадцать маленькая девочка преодолела самостоятельно, чем очень удивила всех присутствующих. Так как казалось, что ступени очень высоки для 3-летнего ребенка.
Альфонсо Боши. Введение Марии во храм. XVII век.
Остановившись на самой верхней площадке, девочку радушно встретил архиереей, который был отцом Иоанна Крестителя. Захарий по особому внушению свыше ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда согласно церковному закону, мог войти лишь первосвященник с очистительной жертвенной кровью, да и то только раз в году.
Он указал 3-летней Марии место ее молитвы. Хотя согласно обычаям юные девы, пришедшие на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и лишь единственной Марии со времени ее введения, было дозволено архиереем молиться во внутреннем алтаре.
Отрочество Марии. Ок. 1600 г. Государственный Эрмитаж. Автор: Ф. Сурбаран.
Праведные родители Марии Иоаким и Анна, вручив свое чадо воле Отца Небесного, вернулись домой. А маленькая девочка, оставшись в храме, согласно писаниям историка Иосифа Флавия, жила вместе с другими девственницами, посвященными на служение Богу.
«Юность девы Марии».
В Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с благочестивыми девами, прилежно читавшими Священное Писание, постоянно молившимися и занимающимися рукоделием.
В возрасте 15-ти лет священнослужители советовали девочке покинуть храм и выйти замуж, так как по закону Раввинов каждая израильтянка должна была вступить в брак. Но Мария решительно заявила, что останется девой и посвятит себя служению Богу.
Дева Мария. Автор: Эль Греко.
Непорочное Зачатие Девы Марии.(1652). Автор: Бартоломе Эстебан Мурильо.
Захария решает помочь Марии выполнить ее обет, при этом не нарушив действующий закон. Он предлагает ее дальнему овдовевшему родственнику, 80-летнему плотнику Иосифу, стать опекуном Благочестивой девушки, при этом обручившись с ней. И Иосиф обязался заботиться о Марии и охранять ее девственность.
Обручение Девы Марии и Иосифа. (1504). Автор: Рафаэль Санти.
Пройдя формальности бракосочетания, Иосиф с Пресвятой Девой отправился в свой город Назарет. И уже через некоторое время благая весть оповестит мир о рождении Христоса Спасителя и начнется новая эра, новая жизнь.
Святой Иосиф с младенцем Иисусом. (ок. 1635 года) Автор: Гвидо Рени.
В память Введения Пресвятой девы в Иерусалимский храм церковью в конце IV столетия введен значимый праздник, отмечаемый 4 декабря (21 ноября по старому стилю). А с IX века праздник широко стал отмечаться на Востоке Европы.
Введение во храм девы Марии на картинах великих мастеров средних веков
Предание о Введении Пресвятой Богородицы в средние века было одним из самых используемых сюжетов в искусстве христианской культуры, и многие художники обращались к этой теме в своем творчестве.
Тициан Вечеллио. Введение Марии во храм. 1485-1490
Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент
Тициан Вечеллио. Введение Марии во храм. 1485-1490. Фрагмент.
Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция. Италия.
Хуан Ромеро. Введение Богородицы во храм. 1670
Эсташ Лесюер. Введение Марии во храм. 1640-1645
Витторе Карпаччо. Введение Богородицы во храм.
Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр
Мануил Панселин. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска. 1290-1310. Протат. Афон
Кафедральный собор Сен-Маклу в Понтуазе. Франция
Кафедральный собор Сен-Маклу в Понтуазе. Франция
Сент-Обен, Атлантическая Луара, Франция.
Храм Рождества Богоматери. Дордонь. Франция.
В жизни Иисуса Христа кроме матери Пресвятой Богородицы была еще одна женщина по имени Мария - Мария Магдалина, сыгравшая значимую роль в его судьбе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: