Почему Владимир Высоцкий боялся песни «Кони привередливые», но продолжал ее петь и нередко исполнял на бис

Ни один концерт в последние годы жизни Владимира Высоцкого не обходился без его знаменитой и очень мощной песни «Кони привередливые». Он исполнял ее с полной эмоциональной отдачей, буквально на срезе оголенного нерва, словно каждый раз оказываясь на том самом «краю жизни». Он считал эту песню пророческой, и в какой-то мере даже боялся ее скрытого предсказания, но не мог отказаться от ее исполнения, понимая, что она - визитная карточка его мятежной, рвущейся на свободу души, и она как воздух нужна тем, кто приходит на его концерты.
Рождение песни «Кони привередливые»

Высоцкий на пробах фильма Земля Санникова
История этой песни началась в 1972 году с простого заказа, полученного Высоцким к съемкам фильма «Земля Санникова». Обычно Высоцкий не писал песни на заказ, но это был особый случай - его пригласили на роль офицера Крестовского и поручили написать несколько песен, которые он же и должен был исполнять в фильме - о жизни, о судьбе, о преодолении.
Высоцкому, незадолго до этого пережившему первую клиническую смерть, была близка эта тема, он с вдохновением взялся за работу, и вскоре песни были готовы. Особенно сильной, эмоциональной и полной задуманного смысла получилась песня «Кони привередливые», она даже по звучанию была необычной для творчества Высоцкого - в медленном, траурном темпе, с длинными, растянутыми фразами, которые буквально выворачивали душу наизнанку.
Автор старался не исполнять эти песни на своих концертах до выхода фильма, считая, что у него есть обязательства перед киностудией «Мосфильм». Однако руководство киностудии так не считало, и вскоре по личному распоряжению генерального директора Сизова от участия Высоцкого в картине отказались, не вошли в фильм и созданные им песни. Роль Крестовского сыграл Олег Даль, а вместо песен Высоцкого в картине прозвучала известная песня «Есть только миг», по смыслу чем-то напоминающая песню «Кони привередливые».

Офицер Крестовский в исполнении Олега Даля
Высоцкий, к тому времени уже достаточно привыкший к различным запретам, отказам, отменам концертов и ролей в кино, тем не менее тяжело переживал свое отстранение от этой картины, но песни, написанные им для фильма, не пропали - он включил их в свой репертуар.
Физическая пытка исполнения

Владимир Высоцкий физически не мог переносить песню Кони привередливые
После написания песни Высоцкий рассказывал некоторым друзьям о своих жутких ассоциациях с несущимися вдоль обрыва конями, которые он испытывал во время клинической смерти. «Это выглядело именно так, - говорил он. - Полное ощущение гибельного восторга, которое пришлось преодолеть ценой невероятных усилий, чтобы "хоть мгновенье еще постоять на краю"».
Позднее «кони» стали ассоциироваться у него с образом разрушающих страстей, которые взяли полную власть над личностью Высоцкого - алкоголем, наркотиками, работой на износ - и он с ужасом осознавал это.
По рассказам очевидцев, которые оказывались рядом с артистом во время его выступлений, каждое исполнение «Коней привередливых» было для него чисто физической пыткой. Образы неуправляемых коней, стремительно летящих вдоль обрыва, отнимали много жизненных сил и буквально опустошали Высоцкого. Каждый раз, покидая сцену, он долго еще не мог прийти в себя, и каждый раз, исполняя эту песню, задавался вопросом - сколько ему еще осталось?

Владимир Высоцкий
Но он не мог отказаться от ее исполнения - она стала для него исповедью перед людьми, которые приходили на его концерты, доверяли ему, ценили его творчество, и тем самым помогали ему «держаться на краю». И в то же время он понимал, что у каждого человека свои «кони судьбы», а он является как бы проводником между своей и чужой болью, что исполняя эту песню, становится голосом тех, кто чувствует эту боль, но не может высказаться по этому поводу.
Пророчество, ставшее судьбой

Владимир Высоцкий
Сегодня говорят, что эта песня оказалась для Высоцкого пророческой, предсказавшей его судьбу, но, возможно, при этом она стала актом его профессиональной жертвенности, квинтэссенцией его дара, помогающего людям найти путь к себе.
Да, его личные «кони» не удержались на краю обрыва, но, возможно, они изменили жизнь тех, кто бывал на его концертах, кто ему верил.
Вновь пережить клиническую смерть Высоцкому пришлось в Бухаре, ровно за год до смерти настоящей. Тогда оказавшийся рядом врач чудом спас его, сделав прямую инъекцию в сердечную мышцу. А через год его не стало.
Этот последний год стал для артиста невероятно мучительным. Его личные «кони-страсти» стремительно несли его к пропасти, и их уже никто не мог остановить - ни врачи, ни друзья, ни близкие, ни он сам. Он лишь в бессилии просил: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…». И продолжал выходить с этой песней на сцену, нередко исполняя ее на бис, словно реквием по самому себе. Теперь он уже точно знал, что ему осталось немного.
Сердце Высоцкого перестало биться в июле 1980 года. Его похороны были воистину народными, все улицы и переулки возле театра на Таганке, где проходило прощание с артистом, были забиты людьми, многие пришли с магнитофонами, из которых звучал его голос. «Кони привередливые» провожали Владимира Высоцкого в последний путь, а позднее они были изображены на его надгробии как символ всей его жизни.

Памятник Высоцкому с изображением коней привередливых
О том, как власти хотели скрыть кончину Владимира Высоцкого и почему его называли агентом КГБ, читайте в другой нашей статье.


