Первая Мировая война сопровождалась ставкой на сверхновые технологии. Очень часто они выглядели так, что, появись в стимпанк-фильме, где им самое место, подверглись бы критике зрителей: слишком громоздкие конструкции, которые слишком легко развалить. Но одна из основных ставок в Первой Мировой была на ужас противника, и новые разработки соответствовали этой задаче, так же, как и другим, более практическим.
Боевые дирижабли
Трудно представить, как этих огромных, медленных, неповоротливых монстров было возможно использовать в бою, и всё же все стороны пытались это сделать. Германия, среди прочего, использовала свои цеппелины (дирижабли жёсткой конструкции) от того, что небо, закрытое, словно тучами, медленно и грозно ползущими по воздуху искусственными левиафанами, выглядело очень угнетающе.
С дирижаблей пытались вести морскую разведку, доставлять на них на линию фронта важные лица, бросать ночью бомбы или стрелять. Однако те из офицеров, кого нельзя было смутить психологической атакой, быстро нашли способ борьбы с боевыми дирижаблями: их дырявили из пулемётов, установленных на крепостных стенах, крышах зданий или других возвышенностях. Позже были разработаны и специальные орудия ПВО, но сначала пулемётов хватало с головой. Правда, падающий цеппелин тоже наводил на солдат и мирное население ужас — но, по крайней мере, не мог быть больше использован противником.
Немецкий дирижабль.
Кстати, о пулемётах
Пулемёты стали проникать в армию ещё до начала Первой Мировой, но война, конечно, спровоцировала массовое их производство и усовершенствование. Их количество во французской армии, например, увеличилось в двадцать раз. Самым популярным эвфемизмом для них было «адская машинка» - они поражали картиной из разодранных пулями трупов, которую оставляли после себя на поле боя.
В основном пулемёты использовались чтобы удерживать взятые высоты, но их обращали также против дирижаблей и самолётов. Кстати, на самолёты их тоже ставили. Это заставляло решать своеобразные технические проблемы. Во-первых, надо было проследить, чтобы отдача не сбивала самолёт с траектории и высоты, во-вторых, чтобы пули не попадали в вертящиеся лопасти пропеллеров, повреждение которых привело бы к падению. Поначалу пулемёты размещали так высоко, чтобы пули пролетали над пропеллерами — стрелять так было неудобно, но в кино смотрелось бы зрелищно. Позже нашли способ синхронизировать выстрелы и вращение лопастей, так что пули пролетали между ними, и пулемёт стало можно спустить на удобную для авиаторов высоту.
Пулемёты и пулемётчики времён Первой Мировой выглядели порой гротескно.
С самолётов не только стреляли
В начале войны их использовали, скорее, как срочное средство связи или для шпионажа. Поскольку сбить выстрелом с земли лёгкий биплан было нетрудно, а съёмки требовали от пассажира свешиваться с громоздкой камерой с одного борта, воздушная разведка в деле выглядела чистой воды авантюрой.
К концу войны самолёты стали сложнее, специализированнее (бомбардировщики, истребители, «курьеры»), зато и способ их сбить тоже усовершенствовали, создав зенитные орудия.
Первый российский бомбардировщик «Илья Муромец» был переделан из роскошного пассажирского самолёта, где были даже туалет и ванна. Они были укреплены бронёй, что сделало их неповоротливыми и неуклюжими, зато при первых боевых атаков немцы были изрядно напуганы новыми бомбардировщиками - «Илья Муромец» казался неуязвимым для зенитных орудий.
Самолёты могли не только бомбить, стрелять и перевозить кого-нибудь (или что-нибудь). По предложению аса Нестерова был разработан специальный нож на фюзеляже, которым можно было вспарывать боевые дирижабли противника. Только представьте себе картину этого боя! Готовый сюжет для кино.
Этот российский самолёт считался монструозным.
Газы и противогазы
Большую ставку в войне делали на отравляющие вещества, особенно газы. Вообще-то к тому времени уже существовало соглашение о неприменении их на поле боя, но... в новом мире не было морали, только технологии.
Одна из первых атак немецкими отравляющими газами на российских территориях обернулась конфузом. Зимний день были слишком морозен, газы замёрзли в воздухе и выпали на землю. Конкретно так оконфузился метилбензил бромида.
Зато знаменитая атака горчичным газом во франко-немецком сражении на реке Ипр посеяла настоящую панику в рядах армий стран, сражавшихся с Пруссией и Австро-Венгрией. Стоило кому-то заметить подозрительное облако во время атаки, и солдаты с офицерами наперегонки бежали с поля боя. Исключением стала знаменитая российская «Атака мертвецов», когда поражённые хлором подпоручики Котлинский и Стржеминский, решив, что умирать всё равно придётся, зато можно забрать с собой побольше врагов, подняли в атаку также отравленных солдат. Эта атака оказалась настоящим кошмаром для немцев — впавшие в бешенство российские солдаты выглядели очень пугающе и убивали с небывалой яростью всё вокруг.
Солдаты, бегущие сквозь отравляющий газ.
Котлинский вечером того же дня скончался, Стржеминский продолжил воевать, был искалечен, после госпиталя стал художником-супрематистом. Его жена, Екатерина Кобро, с которой они познакомились в госпитале, где она был медсестрой, стала скульптором. Позже они сумели пережить и Вторую Мировую войну. Все сходятся на том, что в живопись Стржеминский ушёл, чтобы справиться с травмой войны. В этом отношении Первая мировая оказалась плодовита. Так, например, знаменитую книгу о Винни-Пухе Аллан Милн написал также потому, что искал в творчестве избавления от пережитых на фронте кошмаров.
Особый фурор в интернете неизменно вызывают фотографии Первой Мировой с людьми и лошадьми в противогазах: они выглядят дикой фантазией любителя жанра стимпанк. И всё же на фотографиях — реальные конструкции.
Противогаз, в некотором роде, символ Первой Мировой войны.
Лошади и собаки
Несмотря на все технологии, в войне по-прежнему очень активно использовали животных. Лошади как служили в обозе, так и использовались в атаках (кавалерия была всё ещё популярным родом войск). Кроме лошадей, на фронте служили дрессированные собаки — они перевозили на тележках лёгкие артиллерийские орудия, переносили через занятые противником территории сообщения, доставляли связочные материалы, находили контуженных, но ещё живых после артиллерийских атак, стояли в дозоре с часовыми вместе.
Собаки-санитары, ползком ищущие на полном трупов поле раненых, должны были молча взять у найденного мелкий предмет и отнести его санитару в качестве сигнала. После этого санитар шёл за собакой. В самом крайнем случае, когда с раненого было нечего снять, собака должны была издавать короткий вой, не отрываясь от земли.
Настоящим героем признан эрдельтерьер Джек, служивший в британской армии. Он выполнил множество поручений как связист, и своей последней миссией, в которой был страшно ранен без надежды на выживание, спас целый батальон. Его наградили посмертно Крестом Виктории.
Французский солдат оказывает помощь собаке-санитару.
Танки
Эти громоздкие бронированные машины разработали как аналог кораблей-броненосцев на суше. Танками, то есть цистернами, их сначала звали для маскировки. Позже прозвище приклеилось к машинам. Британцы разделяли танки на самцов и самочек: на самцах были установлены пушки, на самках — пулемёты.
От первых танков, присланных на фронт, офицеры хватались за голову: командование приказывало придумать, как применить их в бою, а машины эти на деле были очень-очень медленны и очень-очень неповоротливы, так что между ними легко проскакивала кавалерия или даже пробегали пехотинцы. Тем не менее, к концу войны танки стали грозной силой — после ряда усовершенствований.
Самец британского танка.
Бронепоезда
Кому придётся в голову снаряжать в бой гигантскую бронированную машину, которая способна двигаться только по рельсам? Однако бронепоезда показали свою незаменимость, когда надо было прорвать линию фронта по железной дороге (заодно давая возможность экипажу уничтожить как можно больше людей противника). Правда, их применение привело только к тому, что на занимаемых территориях железные дороги старались уничтожить. Использовали бронепоезда и как передвижные крепостные стены, которым можно было прикрыть тот или иной объект, если перед ним проходили рельсы. Выглядели бронепоезда порой очень и очень кинематографично.
Подводные лодки
Первая битва на подводных лодках состоялась именно во время Первой Мировой, когда новый вид судов стали усердно разрабатывать. Внезапность атаки была важной частью психологического давления на противника, помимо её практических выгод, так что на подводные корабли в этом плане возлагали большие надежды.
Первые подводные лодки двигались на двух моторах: дизельном, над водой, и элетрическом, под водой (для бесшумности). Электрический заряжался от дизельного во время его работы. Первой такой подлодкой стала российская «Минога». Подводных лодок очень скоро стали бояться до икоты и моряки, и впечатлённые красочными рассказами прессы обыватели. Детям снилось, как вражеские лодки всплывают в реке у города и уничтожают всё живое на улицах.
Башня плывущей подводной лодки.
Латунные протезы лица
Многие обратили внимание на протез лица у злодейки-учёной в фильме «Чудо-женщина». Этот протез — примета времени. В последние годы Первой Мировой и сразу после такие протезы разрабатывала и изготавливала художница Анна Лэдд для солдат и офицеров, которым на войне изуродовало лицо. Их надевали после серии операций, которые должны были вернуть мышцам лица хотя бы частичную функциональность. Часто отверстие рта на маске-протезе функциональность увеличивало — оно служило держателем для соломинки, давая возможность пить (в том числе питательные бульоны и супы с измельчёнными ингридиентами) тем, у кого больше нет губ.
Любимые в стимпанке боевитые женщины - тоже примета времени. 8 легендарных женщин Первой Мировой: Боевые подвиги и послевоенная судьба.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
а зачем вы абзац про дирижабли проиллюстрировали снимком аэростата заграждения?