В 1983-м в Мозамбике попала в плен группа советских геологов. Под угрозой расстрела мужчин заставляли 158 дней идти по джунглям и разгоряченной саванне. В СССР о случившемся не сообщалось. Шестеро заложников не вернулись домой живыми, навсегда оставшись в чужой, неблагодарной стране. Двое из них погибли еще при захвате, ещё двое — от истощения. Судьба еще нескольких пропавших без вести до сих пор неизвестна.
Гражданская война и помощь из СССР
К 80-м в Мозамбике разыгралась гражданская война.
Колониализм с последующим освобождением африканских стран от гегемонии белых обернулся множеством неприятностей. Не справляясь с новообретённой свободой, африканцы бросились делить друг с другом власть. В 1975-м с завершением Португальской колониальной войны Мозамбик стал независимой народной республикой с Фронтом освобождения во главе. Антикоммунистическое подполье не пришло в восторг от прихода к власти леворадикалов, пробравшихся в высокие кабинеты при поддержке лиссабонской соцреволюции гвоздик. Причем эта сила формировалась даже не здесь, а в соседней Танзании. К 1976-му в стране развязали гражданскую войну, а через пару месяцев стихийная оппозиция переросла в консервативное национальное сопротивление Мозамбика (Ренамо), действовавшее при поддержке ЮАР.
Политически неоперенные Фрелимо (Фронт освобождения) тоже имели могучих покровителей — Китай и СССР. Закономерно, что с провозглашением курса на социализм в Мозамбике новоиспеченные власти попали в поле советских интересов. В поддержку линии президента Саморы Машела (прожжённый африканский военачальник «Чёрный Сталин») в страну официально прибыла группа военных советников, неофициально доставили военных и вооружения. Однако поддержка осуществлялась не только свинцом. Островок «красного лагеря» получил, помимо военной помощи, врачей, инженеров, строителей, технологов, которые отправились на другое полушарие строить братскому народу Мозамбика новую жизнь.
Читайте еще: о том, как 15-летняя девушка победила на выборах Мозамбика.
Советские геологи на мозамбикских рудниках
СССР открыто выступал помощником правительственных сил Мозамбика. /Фото: pbs.twimg.com
В начале 80-х в Мозамбик из СССР прибыли 20 геологов для исследования имевшихся в стране рудников и разведки месторождений редкометальных пегматитов. Часть специалистов прибыли с семьями. Приезжие поселились в Нампуле на виллах, где до провозглашения независимости проживали португальцы. Когда геологи отлучались на рудники, их жены и дети оставались в городе. Колонну советских ученых всегда сопровождали в пути вооруженные охранники, потому как вероятность нападения повстанцев была высокой.
Летом 1983-го советские специалисты работали в 200 км от Нампулы - на руднике Морруа. В тот год по стране прокатилась волна нападений боевиков на правительственные объекты. Так что власти усилили охрану Морруа волонтёрами из окрестных селений.
Ночью присутствовавших на руднике разбудили сигнальные ракеты и автоматные очереди. Боевики вошли в лагерь беспрепятственно — охранники из местных добровольцев рудника попросту разбежались. По всему было понятно, что рудник подвергся атаке повстанцев. В первые же минуты были застрелены бульдозерист Воронов и буровик Зияетдинов. Сбежать незамеченными удалось только геологу Бороданову и буровику Кузнецов. Остальные 24 советских специалиста оказались в плену.
Читайте еще: Редкие снимки Мозамбика до получения независимости.
158 дней ада
Оставшиеся в живых геологи после спасения. /Фото: vannaja-komnata.com
Этот случай стал первым и единственным пленением советских людей в Мозамбике. Бандиты без промедления увели захваченных иностранцев с рудника в джунгли. Операция явно была намеренной. Кураторы движения повстанцев (США и несколько западноевропейских стран) внушали африканскому обществу, что СССР грабит их природные богатства. А национальное движение не скрывало, что является ставленником «советов», раздражая тем самым противоположные силы.
Мозамбикская армия практически сразу инициировала против захватчиков боевую операцию. Советские спецслужбы, в свою очередь, предложили для выкупа пленных большую сумму.
Так что движение боевиков РЕНАМО опасалось не только армейской атаки, но и предательства своих же за советские деньги. Решено было доставить пленных в лагеря на границе с Малави.
По этой причине советские геологи должны были преодолеть пешком свыше 700 км по джунглям и саваннам. Движение не прерывалось на непогоду, и после частых в тех местах проливных дождей они по нескольку суток оставались промокшими. Не менее тягостным был путь по пустыне - палящее солнце, постоянная жажда и не церемонящиеся боевики.
Практически все советские специалисты переболели малярией, перенесли укусы скорпионов. Часть пути они несли своих товарищей в бессознательном положении на носилках.
Питаясь раз в сутки кукурузной кашей, очень скоро вчерашние крепкие мужчины превратились в тощих узников. Однажды в джунглях боевики наткнулись на правительственный отряд. В ходе перестрелки двум геологам удалось бежать и после суток скитаний они вышли на населенный пункт. После этого один из пленников Еремин предложил побег. Но пойти на такой шаг могли не все – некоторые тяжело болели и самостоятельно не передвигались. Пытаясь спастись, сбежали только трое.
Повстанцы озлобились, и оставшимся в плену геологам пришлось еще сложнее. Их заставляли идти со связанными руками, ночью их контролировали веревками. Из оставшихся у боевиков 19 советских граждан два вскоре скончались от истощения и болезней.
К месту назначения добрались только 17. Повстанцы начали торговаться. Достоверных сведений об их освобождении нет, но их, скорее всего, выкупили. Сначала освободили троих, так как они очень ослабли и могли не дожить до обмена. Следующие отпущенные Истомин и Гаврилов пропали без вести. Лишь через несколько лет советские спецслужбы перехватили информацию о том, что сопровождавшие геологов повстанцы попали в засаду и были убиты.
25 января 1984-го боевики доставили 12 оставшихся заложников к условленному во время переговоров месту. Закончились 158 дней ада. В столицу Мозамбика их доставил правительственный самолет, где после курса реабилитации они отправились в Москву. Общественность узнала о случившемся только спустя годы.
В продолжение темы, читайте также о бенинской бронзе – африканском «сокровище», которое музеи по всему миру внезапно стали возвращать на родину.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: