До 20 «команд» на одну постановку
Часто программу разучивают сразу несколько актерских команд, чтобы быть взаимозаменяемыми
Как и у театральных актеров, так и у артистов балета всегда есть дублеры, готовые в нужный момент подменить коллегу, если тот травмировался, серьезно заболел или случился какой-то форс-мажор. Причем дублеры всегда присутствуют на спектакле, чтобы в любой момент заменить по необходимости танцовщика. К слову, в балете дублируют не только прим, а абсолютно всех солистов. Зачастую постановку разучивают сразу несколько балетных команд. Причем в крупнейших театрах их число может доходить до 20. Когда спектакль показывают каждый день, эти группы поочередно сменяют друг друга. Неизменным остается лишь кордебалет.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему великая балерина Галина Уланова сравнивала себя с лошадью, и Как ей удалось превзойти саму королеву Елизавету II >>
Ограничения в еде
Балетмейтеру Джорджу Баланчину принадлежат слова: «Я хочу видеть ваши кости!»
Американский хореограф ХХ века и автор нескольких сотен балетов Джордж Баланчин всегда держал своих балерин на жестких диетах. Доходило до того, что он требовал от танцовщиц таких параметров, чтобы были видны их кости. К счастью, сейчас уходит мода на подобные формы, тем более что в поддержках главную роль играет не вес балерины, а ее умение правильно оттолкнуться и подпрыгнуть на достаточную высоту, чтобы помочь своему партнеру. Однако это вовсе не означает, что прибавление в весе не сможет грозить исключением из балетной школы. Поэтому артисты балета следят за своей фигурой, едят продукты с низкой калорийностью, ограничивают себя в сладостях, выпечке, жареном и жирном.
Артистам балета приходится сидеть на жестких диетах, чтобы быть всегда в форме
Помимо этого, держать себя в форме балеринам помогают сильнейшие мочегонные препараты, а также различные лекарственные средства, которые, естественно, негативно сказываются на их здоровье. Конечно, больше всего калории помогают сжечь изнурительные многочасовые тренировки и репетиции, а также сами выступления. Всего за один спектакль на сцене артисты балета могут сбросить до 3 кг. Стоит отметить, что мужчинам в балете тоже приходится несладко, ведь им нужно быть не только худыми, но и сильными, чтобы делать поддержки.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 р и получила оплеуху от вдовствующей императрицы >>
Гримируются самостоятельно
Грим перед выступлением танцовщики зачастую наносят сами, особенно на гастролях и в спектаклях антрепризы
Зачастую артисты балета наносят себе грим самостоятельно, особенно во время гастрольного тура. Этому мастерству они обучаются еще в хореографическом училище. Балетный грим, в отличие от театрального, очень яркий и включает в себя крупные элементы макияжа. Чтобы зрители из зала могли рассмотреть глаза и губы артистов, балерины рисуют огромные стрелки, крупные брови, клеят длинные ресницы и так далее. Стоит заметить, что в балете используют в основном простую декоративную косметику, а не специальный театральный грим.
Нет права на ошибку
В драмтеатре актеры могут позволить себе импровизацию или небольшую паузу, чтобы перевести дух или вспомнить слова. Но у артистов балета такой привилегии нет, так как из-за небольшой ошибки или запинки может провалиться вся постановка, ведь в ней все расписано буквально посекундно и завязано на общей композиции. Но что еще больше интересно, несмотря на трудные элементы, танцовщики иногда сами стараются усложнить хореографию.
Даже одна ошибка может привести к провалу постановки, ведь в ней расписан каждый музыкальный такт
К примеру, в 1962 году Владимир Васильев немного изменил партию Дон Кихота, ускорив темп, добавив пируэты и сложнейшие переходы на кончиках пальцев. Причем финал в данном варианте он представил уже непосредственно в день премьеры — на финальном поклоне. Сейчас такая версия партии Дон Кихота является классикой и исполняется до сих пор.
Пенсия в 35 лет
Карьера профессиональной балерины довольно скоротечна, так как балет является тяжелым видом спорта, что сказывается на здоровье танцоров. С юных лет из-за интенсивных нагрузок они страдают от растяжений, вывихов, болей до потемнения в глазах. Чтобы добиться успехов в балете, танцовщицам необходимо уметь буквально складываться пополам. Артисты балета постоянно чувствуют мышечную боль, которая называется болевой усталостью.
Все страдания, боль и слёзы остаются за кулисами, в гримёрках и репетиционных залах
Зачастую артисты получают травмы на самих спектаклях, но, невзирая на боль, они стараются отыграть постановку до финала. Например, в 2000 году прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина во время выступления повредила голеностоп, но дотанцевала до конца. Травма оказалась серьезной, и прима была вынуждена оставить сцену на несколько лет.
Из-за бесконечных травм с возрастом суставы балерин начинают нестерпимо болеть — такова цена за восхищенные овации зрителей. В основном профессиональные балерины уходят на пенсию в 35 лет, прихватив с собой несколько серьезных травм, хроническую усталость и деформированные стопы. Однако регулярные физические упражнения помогают артистам балета еще долгое время оставаться в форме. Например, советская и российская балерина Майя Плисецкая вышла с танцевальным номером на сцену Большого театра в свой 80-й юбилей. Это достойно восхищения!
Закрытая обувь
Балет и травмы неразлучны, и больше всего страдают ноги и стопы артистов. У балерин ноги крепкие и сильные будто железо, так как без натренированности икроножной мышцы они бы не смогли удерживать свое тело на коробочке пуантов. Но, какими бы сильными ни были ноги танцовщиков, они — самая уязвимая часть их тела, так как больше всего подвержены тяжелым нагрузкам и травмам.
Ноги, ступни и пальцы — самые уязвимые части тела балерин
У балерин всегда выгнута ступня. Такой эффект достигается благодаря специальным тренажерам для разработки стопы, хотя внешне это больше напоминает орудие для пыток. Основной удар приходится на пальцы ног: их без конца травмируют, натирают, ломают и подворачивают. Искривленные пальцы, натоптыши, раны и мозоли — это обычное дело для любого балетного танцовщика. Впоследствии ступни теряют свой первоначальный вид, поэтому балеринам приходится носить закрытую обувь.
Расход пуантов у примы балета составляет около 300 пар в год
В основном размер пуант балерины на 2 размера меньше ее обычной обуви. Когда балерина приземляется на кончики пальцев после прыжка, они испытывают сильнейшую нагрузку — более 50 кг. Облегчить это давление и фиксировать ступню в правильном положении артистам помогает твердый носок пуантов. В наши дни для смягчения носка артистки используют силиконовые вкладыши, а ранее применяли тонкие пласты сырого мяса.
Балет отнимает всё время, все силы и желания, он означает отдать всего себя без остатка
В среднем за год приме балета требуется примерно 300 пар пуантов, так как зачастую всего за один день они рвутся и затираются. Однако далеко не все могут себе позволить постоянно покупать новую обувь, поэтому стараются залатывать ее. К слову, у кордебалета расход пуантов не так велик—- около сотни пар за год.
Подсадные зрители
Зачастую на балете спектакль происходит не только на сцене, но и в зрительном зале. На выступления приглашают клакеров — людей, которые в нужный момент встают и взрывают зал овациями, криками «браво», а также другими поддерживающими словами. Их рассаживают по одному в разных местах, причем там, откуда исходящий звук доносится громче всего. Таким образом кажется, будто выкрикивают и аплодируют не пара человек, а гораздо больше. Иногда вместо нанятых людей их обязанности выполняют родные и близкие артистов.
На финальных минутах и поклоне крики «браво» иногда доносятся от подсадных зрителей
Также клакеры кидают цветы на сцену, когда артисты выходят к зрителям на поклон. За такую нехитрую работу клакеры получают от артистов или постановщиков деньги. Однако и здесь есть обратная сторона: недобросовестные конкуренты могут приплатить «зрителям», чтобы те освистали артиста или всю постановку. Когда говорят, что успех спектакля или же, наоборот, его провал можно «предугадать», то зачастую имеется в виду договоренность о том или ином результате. Такими действиям можно сделать постановку самой посещаемой и обсуждаемой, а можно и провалить ее.
Клакеры могут создать как положительную, так и отрицательную атмосферу во время постановки
Вообще клакеры уже много веков создают атмосферу в зрительном зале театров. Одиночные восхищенные или возмущенные выкрики не создадут нужного эффекта, а вот массовые реакции клакеров сделают свое дело. Наибольшее распространение клакеры получили в странах Европы. Там существовала целая мафия, которая узнавала заранее о нашумевших премьерах или выступлениях известнейших артистов, и вымогала у них деньги за одобрительные аплодисменты. Таким образом европейские артисты и гастролеры из зарубежья становились «заложниками» клакеров.
Такой вид «заработка» распространился практически по всему миру, но с середины ХХ века начал терять свою популярность. Хотя даже сейчас некоторые театры и артисты используют подобные ухищрения. Говорят, что даже в Большом театре до сих пор есть такая «услуга». И это неудивительно, ведь огромная конкуренция между артистами рождает периодические выяснения отношений, а сам Большой театр с завидной периодичностью сотрясают конфликты. Читайте далее о 7 самых громких конфликтах, которые происходили за кулисами Большого театра.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: