Вряд ли кто-то захочет прожить на необитаемом острове или даже просто в изоляции от окружающих по своей воле, если это, конечно, не монах-отшельник. С обычными гражданами такое может случиться разве что в результате чрезвычайных событий. Но есть исключение: отшельница с острова Сан-Николас Хуана Мария. Эта женщина прожила в полной изоляции около 20 лет, а к тому времени, когда ее нашли, ее родной язык уже исчез. Судьба Марии Хуаны – и трагична, и невероятна, и поучительна.
Осталась из-за случайности?
Об этой женщине известно не так много, как хотелось бы историкам. Она родилась в начале XIX века и принадлежала к народу николеньо, жителям острова Сан-Николас (Нормандские острова, Калифорния).В юности она стала свидетельницей кровавой расправы над своими земляками, устроенной местными охотниками на выдр с Аляски, которые приплыли из тогдашней Русской Америки за пушниной. Истребление местных жителей чужеземцы совершили под предлогом мести: мол, один из людей николеньо якобы убил члена их команды. Расправа была страшной: мужчин убивали, а женщин перед этим еще и насиловали.
Когда-то люди николеньо свободно торговали с чужеземцами, но потом их истребили. /Фото: nps.gov
Помимо истребления жителей, чужеземцы еще и массово истребили каланов. В итоге испанские власти решили попытаться отстоять свои права на остров. Они арестовали одного из охотников, Бориса Тасарова, но было уже слишком поздно.
Согласно воспоминаниям путешественника и исследователя Джорджа Нидевера, в результате массового убийства к 1830-м годам от народа николеньо осталась лишь горстка: не более 20 человек. В итоге группа монахов-францисканцев из миссии Санта-Барбара на материке прислала на остров корабль Пеор-эс-Нада, предложив уцлевшимжителям покинуть остров, который стал почти необитаемым. Конечно, аборигенам было тяжело покидать свою родину, ведь на Сан-Николасе этот народ жил на протяжении 10 тыс. лет, но выхода не было. Как и многие другие народы, перемещенные в Америке на протяжении веков, николеньо оказались в Лос-Анджелесе. За исключением двоих.
Оставшихся аборигенов вывезли на материк. /Фото: nps.gov
Местная женщина Хуана Мария осталась на острове вместе с маленьким сыном. Почему? Этого никто не знает. Одни ее современники говорили, что это была какая-то нелепая случайность, другие – что женщина сама в последний момент передумала уезжать, потому что увидела, что ее сын не поднялся на борт: мол, она выпрыгнула из уже отчалившей от берега лодки и поплыла за мальчиком. Почему ее не подождали – неясно. А, может, она и не хотела покидать остров?
Археолог, бывший сотрудник командования воздушных систем ВМС США Стивен Шварц так охарактеризовал эту трагедию с Марией Хуаной: «С годами эта история становилась все более романтичной и обрастала все новыми элементами». Он всю свою жизнь искал сведения об этой женщине и вместе с командой археологов стремился собрать воедино как можно больше фактов из истории Хуаны Марии, но понять, что правда, а что вымысел, оказалось нереально.
Остров , который также называют Островов Голубых Дельфинов. /Фото: nps.gov
«Вы можете прочитать, что у нее было двое детей, что она по ошибке оставила сына, что вернулась за ним и обнаружила, что его съели дикие собаки. Или же вы можете узнать, что она спрыгнула в воду и поплыла обратно, а добралась до берега только для того, чтобы обнаружить, что ее ребенок, действительно, сел в лодку. Версий – множество, и ни одна не даст уверенности в том, что в ней есть хоть доля правды», – заметил он.
Потеря сына
Какой бы ни была причина, факт в том, что на следующие 18 лет мама и сын остались на отдаленном острове одни. Напомним, что это были времена без интернета и мобильных телефонов, так что никакой связи с внешним миром у Хуаны и сына не существовало. Между тем за последующие годы на остров возвращалось несколько лодок в надежде найти женщину с ребенком, но отыскать их не удалось.Тут стоит отметить, что остров Сан-Николас – очень опасное место для высадки на берег. Это часть архипелага Нормандских островов у побережья Калифорнии, которая продуваема всеми ветрами и практически бесплодна. В свое время военно-морской флот США даже рассматривал его как подходящее место для первых испытаний ядерной бомбы.
Современным исследователям удалось выяснить, что сын Хуаны Марии, уже будучи взрослым юношей, однажды ушел на море и подвергся нападению акулы или косатки, таким образом, его мать осталась совсем одна почти в ста километрах от ее соплеменников на материке.
В конце концов, в 1853 году Хуана Мария была найдена, причем живой. На ней было платье, которое она сама смастерила из птичьих перьев. Одичавшая женщина жила в доме, сооруженном из китовых костей и тростника. Основной ее пищей была рыба, а также тюлений жир и морепродукты.
Сохранившееся фото Хуаны Марии, последней выжившей представительницей своего племени николеньо. /Фото: daily.jstor.org
Отшельницу николеньо, привезенную, наконец, с острова, так и прозвали – «дикой женщиной» Сан-Николаса. О ней в то время много писали газеты. Так, издание Marysville Daily Herald в номере от 3 ноября 1853 года отмечало, что «мастерство, которое проявила эта женщина в изготовлении игл, швейных принадлежностей, корзин, сосудов для воды, безусловно, поражает». Всё это, она изготовила, по предположению ученых, с помощью куска лезвия от старенького ножа.
Интересно, что кувшины для воды отшельница мастерила из измельченной морской травы, которую она плотно сплетала по форме фляги. Дно этих сосудов, а также часть стенок она обмазывала цементом, ингредиенты для изготовления которого есть на местных островах.
Специалисты показывают ракушку, которая доказывает, что отшельница ела рыб и моллюсков. /Видеокадр из программы о Хуане Марии
Также у нее имелся кусок сети, сделанный из сухожилий животного. Им она ловила рыбу. Площадь его составляла около 8 кв. футов, причем плетение в точности повторяло то, что обычно делают рыбаки на материке и соседних островах.
Счастливая и короткая жизнь на материке
Увы, переезд на большую землю не избавил несчастную женщину от изоляции. Дело в том, что язык, на котором говорили соплеменники Хуаны Марии, к тому времени оказался утерян. Она была контактной и пыталась рассказать журналистам о своей жизни на острове, однако понять, что она говорит, они не могли.Не удалось найти ни одного человека, который мог бы понимать то, что она говорила. Проблема заключалась в том, что, хотя к середине позапрошлого века в Лос-Анджелесе и проживало множество коренных народов, язык николеньо, по-видимому, был уникальным.
Первое издание книги Скотта О'Делла по мотивам этой истории.
Современный анализ, основанный на очень немногих известных исследователям словах из тех, что использовала отшельница, позволил отнести ее язык к такийской ветви уто-ацтекской семьи. Он похож на языки тонгва и татавиам, в свое время достаточно широко распространённые на территории нынешнего Лос-Анджелеса.
Специалисты отыскали в Калифорнии представителей этих народов и попросили помочь, однако, попытавшись поговорить с Хуанов Марией, они лишь пожали плечами: ее язык оказался им неизвестен.
Её сравнивали с Робинзоном Крузо, ведь она, как и этот знаменитый герой, приспособилась жить в одиночестве. Чтобы прокормить себя: женщина убивала тюленей и диких уток. Она шила, ловила рыбу и собирала плоды и травы. Она пела песни и мастерила необходимые для жизни предметы. И наверняка она смотрела в море и не теряла надежды, что ее найдут.
«Первое, что она увидела и что вызвало у нее восхищение и шок, это лошадь, – рассказал Стивен Шварц, – ведь отшельница вообще никогда не видела животных такого большого размера. А когда она увидела человека, сидящего верхом, была еще более поражена».
Её сравнивали с Робинзоном. /Фото: dzeninfra.ru
Хуана Мария поселилась в Санта-Барбаре. В октябре 1853 года «дикая женщина Сен-Николаса», приняла крещение. О том, было ли это ее осознанным решением, доподлинно неизвестно. В любом случае, влиться в новый мир ей было не суждено: вскоре бывшая отшельница заразилась дизентерией и умерла. К этому времени она прожила на материке всего лишь семь недель.
«На новом месте она была счастлива, – утверждает Шварц, – она много ела, много улыбалась, пела и танцевала. Ей явно нравилась жизнь в новом незнакомом мире». К ней часто приходили люди и приносили подарки, правда, поскольку для нее они не имели никакой ценности, она раздавала их детям.
После жизни на таком пустынном острове она, конечно, рада была попасть к людям. /Видеокадр из программы о Хуане Марии
В одной из газет сообщалось, что из новых для нее продуктов Хуана Мария особенно полюбила моллюсков, кофе и ликеры всех сортов. При этом она была абсолютно раскована и не придерживалась никаких правил. Например, могла вдруг ни с того ни с сего запеть, потому что так душа захотела, причем делала это очень часто.
Никаких рисунков либо записей о своей жизни в 18-летнем заточении (если у ее народа, конечно, была письменность) загадочная отшельница после себя не оставила. Ну а в продолжении темы о жителей необитаемых островов предлагаем узнать, Кем был настоящий Робинзон Крузо.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: