Джиллиан Пелто — молодая исследовательница ледников Земли. У неё необычное хобби. Она берёт графики с разными данными о том, как меняется климат на планете, и превращает их линии в акварельные рисунки, наглядно показывающие, как влияют климатические изменения на привычные пейзажи и на обитателей планеты.
Пелто влюбилась в ледники, когда ей было шестнадцать лет и отец, исследователь льдов, взял её на работу. Тогда она впервые увидела их вживую. Ей захотелось тоже изучать их, и она получила образование гляциолога. Увы, к её горю, она узнала, что ледники исчезают, разрушаются, и во многих местах, где пейзаж из ледяных гор был обычен, теперь только камни и болото. Потом она поняла, что беда коснулась не только ледников, и захотела донести до людей то, что сама очень хорошо видела в графиках, числах и сухих строчках докладов. Свои рисунки она выкладывает в твиттере.
Эти акварели теперь продвинутые преподаватели показывают учащимся, а другие молодые учёные пытаются тоже рисовать по графикам.
Эта картинка - всего лишь четыре графика, показывающие изменение объёма льдов, уровня моря, среднегодовой температуры и использования нефти, начиная с изобретения автомобилей.
Тигр на этой картинке кажется вцепившимся в поросший лесом обрыв из последних сил и всё равно почти упавшим в пропасть. График показывает уменьшение количества джунглей с 1970 года и тот факт, что процесс ведёт к вымиранию вида.
Джилл работает не совсем спонтанно. Во время экспедиций она не просто выполняет свои обязанности, но и подмечает какие-то детали пейзажа, делает наброски и фотографии, которые помогут ей потом делать такие зоологически и геологически точные акварели. Она записывает свои мысли о том, что обнаруживает, глядя на климатические изменения. Потом она обсуждает со знакомыми учёными, на какие данные ей стоит обратить внимание и как выглядит изменение климата в той или иной местности для животного мира. Что происходит с пейзажами, она отлично видит и сама.
Под каждым участком графика изменения температуры в заливе Мэйн видно, как меняется количество и вид подводных обитателей.
Ещё один график, показывающий объём ледников, уровень моря и изменение среднегодовой температуры, выглядит как арктический пейзаж полярным днём.
Рисование для Пелто не хобби - она рассматривает его как вторую профессию. Её рисунки можно потом купить на аукционах в сети. Между экспедициями девушка тратит много времени на то, чтобы улучшить свою технику рисования. Она также выставляется - именно как художница-акварелистка. Тот случай, когда вспоминается изречение: "Талантливый человек талантлив во всём!"
Её необычный, одновременно общественный и художественный проект привлёк к ней внимание журналистов, и Пелто с удовольствием даёт интервью, радуясь том, что может говорить об изменения климата и быть услышанной. Ей важно, чтобы происходящее понимали не только учёные и пусть даже ещё политики. Она хочет, чтобы каждый человек на земле представлял, как связаны все обитатели планеты друг с другом и как бездумно жестоко с планетой человечество.
Песцы живут в покрытых снегами и льдами землях, они приспособлены к ним и в более тёплых областях проигрывают в конкуренции другим хищникам. График показывает, как уменьшение снежно-ледяного покрова с 1980 года оставляет песцам всё меньше места для выживания. Они выглядят загнанными в угол, и неудивительно.
Линия верхушек деревьев составляет график увеличения количества лесных пожаров из-за того, что среднегодовая температура сильно поднялась, и летом во многих местах стало намного жарче.
Много лет каждый август Пелто уезжает работать на ледники в северной части Каскадных гор. Её исследования - часть большого климатологического проекта, в котором она всего лишь одна из рядовых участниц, несмотря на то, что его основал отец Джиллиан. Рабочий день на леднике начинается рано и идёт напряжённо, но и заканчивается тоже относительно рано. Джиллиан хватает времени и солнца, чтобы сесть и сделать несколько набросков на будущее.
Жизнь в палатке, без городских удобств, её совсем не напрягает. Напротив, походный быт в окружении видов природы, просторов, свежего горного воздуха ей очень нравится. К сожалению, насколько вдохновляет Пелто сама её работа, настолько тяжёлые чувства она испытывает, записывая полученные данные. Таяние ледников идёт всё быстрее. А значит, всё тяжелее и его последствия.
Чем меньше ледников, питающих реки, тем меньше воды в реках, и рыбе становится негде жить, а значит, и самой рыбы становится меньше. А ведь ею питаются не только люди.
Уменьшается количество рыбы и в океане из-за серьёзного изменения кислотно-щелочного баланса в сторону окисления.
Джиллиан живёт в Мэйне. Там она закончила университет пару лет назад. Но, где бы она ни жила, её сердце тянется к Каскадным горам. Пелто объясняет, что когда ты возвращаешься каждое лето в одно место, ты уже смотришь на него, скажем так, не географически. У вас неизбежно образуется эмоциональная связь. Джиллиан буквально влюблена в "свой" ледник. Видеть, как его обезображивают климатические изменения, очень больно. Раньше возле ледника было невозможно представить лесные пожары: с гор стекало много воды и веяло прохладой. Но недавно, приехав в очередной раз, Пелто увидела на горизонте полосу дыма над лесом, и сердце её сжалось. Таяние ледников - это не просто уменьшение количества льда на планете. Выгоревший лес нескоро восстановится, если сможет восстановиться вообще. Погибшие в огне животные - это животные, которых, быть может, как раз не хватает для выживания всей популяции.
Для того, чтобы изобразить последствия глобального потепления, Пелто пользуется не только графиками, но и чистыми аллегориями.
Все виды на планете так или иначе связаны друг с другом и со своей средой обитания.
Рисовать Джиллиан начала ещё в детстве, вместе с сестрой-близняшкой. Тогда же полюбила и природу. Девочки много гуляли и играли на свежем воздухе. Сестра сейчас тоже рисует, она профессиональный иллюстратор. Старший брат девочек Пелто пошёл, как и Джиллиан, по стопам отца и стал гляциологом. "Я на пересечении двух линий моей семьи," говорит Джиллиан, вспоминая, что её мать также любит рисование, а мачеха - керамистка. И там, на пересечении, ей, похоже, очень нравится.
Иногда Джиллиан рисует просто свою работу.
Автопортрет. За измерением глубины трещины.
Джилл в реальной жизни.
Посмотреть на процесс исчезновения ледников можно почти в прямом эфире. Драматические изменения состояния ледников на фотографиях, сделанных с разницей в 100 лет.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: