Представить себе наглядно выбор, с которым столкнулся Ибрагима Ндиайе, отец Мариэм и Ндейе, почти невозможно. Ибрагима бросил свою устоявшуюся жизнь и хорошую работу, чтобы привезти девочек на другой конец земного шара в надежде, что там им смогут помочь. Мариэм и Ндейе — сиамские близнецы. И отцу надо решить — кому из них оставить жизнь.
Девочки родились у Ибрагимы от второй жены. В том же роддоме, где родились предыдущие его дети, 18 мая 2016 года Ибрагима ждал свою новорожденную дочь, и был совершенно не готов к тому, что их окажется сразу две. УЗИ показывало, что ребенок самый обычный, и что девочка одна. Поэтому появление сиамских близнецов стало для родителей настоящим шоком.
Малышки Мариэм и Ндейе на руках у Ибрагимы.
«Я надеялся, что случай окажется простым, и что их можно будет легко разделить», — вспоминает Ибрагима. Однако все оказалось значительно сложнее. Общий вес девочек был 3,8 кг. У них две ноги, сросшаяся рука, которой могут управлять обе девочки, сросшиеся желудки, три почки на двоих, общая печень, общий мочевой пузырь и одна на двоих пищеварительная система. При всем при этом у каждой из девочек свое сердце, легкие, и они обладают разным характером — Мариэм сладкоежка, она скромная и застенчивая девочка, а Ндейе очень любопытная и энергичная.
В родном Сенегале малышкам врачи, увы, не могли ничем помочь.
Ибрагиме было сложно принять такой поворот своей судьбы. Но в итоге он воспринял это как вызов. Помочь девочкам стало целью его жизни. Как только стало ясно, что в родном Сенегале врачи ничем не могут им помочь, Ибрагима стал писать во все клиники Европы и Америки. Почти везде ему отказывали в помощи из-за сложности ситуации. В США согласились осмотреть детей, но назвали совершенно непосильную для него сумму оплаты. Самым тяжелым для Ибрагимы стал ответ из Франции — больница написала отцу прямым текстом, что они не возьмутся за эту операцию, так как девочки и так, и так все равно умрут и потому делать им операцию не рентабельно.
Врачи уверяли, что девочки вот-вот умрут, однако вот уже три года они живы.
Оставаться жить в Сенегале также было опасно. Местные суеверия слишком велики, и инвалиды часто воспринимаются местными людьми как проклятые ведьмой или как наказание бога за какие-то прегрешения семьи. Более того, в стране до сих пор существует практика жертвоприношений, и любые дети, отличающиеся от большинства, будь то дети-альбиносы, или сиамские близнецы, могут быть украдены и убиты. «Люди могли бы посчитать Мариэм и Ндейе не близнецами, а двухголовым ребенком. В Сенегале их жизнь в опасности», — объясняет отец малышек.
Дакар - столица Сенегала.
«Не могу даже передать словами, насколько мне больно было читать письмо из Франции, — вспоминает Ибрагима. — Ответ был таким высокомерным. К девочкам отнеслись с полным презрением». После этого письма у отца девочек буквально опустились руки, ему казалось, что больше шансов нет. Но при этом, несмотря на то, что врачи уверяли его, что скоро девочки уже не смогут продолжать расти и ему надо готовиться к их смерти, малышки развивались и становились сильнее. Как и любые другие дети, они начали хватать предметы пальчиками, начали улыбаться родителям, научились фокусировать взгляд.
Девочкам пришлось немало времени провести в больницах.
И тогда Ибрагима снова возобновил свои поиски. И вот тогда-то ему попалось на глаза видео на YouTube, снятое сиамскими близнецами Эбби и Бетани Хенсель из Миннесоты. Девушки, сросшиеся почти так же, как и дочки Ибрагимы, выросли, им уже больше 20 лет, у них друзья, они водят машину, занимаются спортом, получили образование и уже начали работать в школе, преподавая математику.
Эбби и Бетани Хенсель.
«Если меня что-то и вдохновляло, то это был тот документальный фильм», — говорит он. Имея наглядное доказательство, что у его девочек еще есть шанс, Ибрагима снова стал рассылать документы о деле своих девочек по больницам. И вот из одной из них — в Лондоне — ему просто ответили: «Приезжайте, мы постараемся помочь».
Переехать в Великобританию семье Ибрагимы помогла первая леди Сенегала Мариэм Файе Салл — она предложила им свою помощь сразу, как только узнала о его непростой ситуации, и именно в честь нее Ибрагима назвал одну из близняшек.
Первая леди Сенегала Мариэм Файе Салл, которая помогла семье Ибрагимы переехать в Великобританию.
В лондонской больнице началось обследование детишек, чему Ибрагима был очень рад. Но с другой стороны, ему пришлось столкнуться с тяжелым решением: возвращаться обратно в Сенегал было бессмысленно, там бы его девочкам никто не помог. Но и деньги, выделенные первой леди быстро закончились, так что он не мог не то что помогать своим старшим детям в Сенегале, он не мог обеспечивать самого себя в чужой стране. Чтобы иметь возможность и дальше оставаться в Великобритании, Ибрагиме пришлось просить убежища у страны. При этом мать девочек решила вернуться домой, чтобы заботиться о своем старшем ребенке, так что Ибрагима остался с девочками один.
Ибрагима переезжает с девочками из Сенегала в Англию.
«У меня не было работы и не было ни пенса в кармане, — вспоминает Ибрагима то время, начало 2017 года, когда он с девочками приехал в Великобританию. -Я, девочки и мои старшие дети в Сенегале остались без крыши над головой. Переехав в Англию, я потерял всё: свой дом, свою работу, знакомых... Все, что у меня было. Но это был мой выбор, я сделал это, чтобы мои девочки выжили».
У каждой из девочек свой характер.
Ибрагиму с девочками определили в хостел для беженцев — это было лучше, чем жить на улице, но не сравнить с тем, в каких условиях они жили дома в Сенегале. С едой им стала помогать местная церковь — несмотря на то, что Ибрагима мусульманин, местные монахини, узнав о его ситуации, стали помогать семье. И вот, через несколько месяцев тщательных обследований девочек, были готовы результаты, и они были неутешительные.
Как оказалось, операцию по разделению девочек можно было сделать. Но при этом, была очень большая вероятность, что Мариэм не пережила бы ее, так как у нее слабое сердце. С другой стороны, если операцию не делать вовсе, ее сердце может отказать в любой момент — но тогда и ее сестра также умрет.
Больница в Англии оказалась единственной, которая бы согласилась постараться помочь девочкам.
На тот момент Ибрагима не смог сделать выбор. Он продолжил жить с девочками под наблюдением врачей. Через год им дали отдельное жилье в Кардиффе. Девочки ходят в ближайший детский хоспис, чтобы общаться с другими детьми. На улице они неизменно привлекают к себе внимание, часто очень навязчивое. При этом основную нагрузку по развитию общего тела берет на себя Ндейе — ее сердце качает кровь за себя, и за более слабую сестру, ее часть сросшегося желудка помогает сестре получить из пищи необходимые элементы. Сердце Мариэм слабеет с каждым днем, и для Ибрагимы решиться на что-то в этой ситуации — непосильная ноша. Что бы он ни решил, это будет опасно для жизни малышек.
Сейчас Ибрагима в одиночку заботиться о своих дочерях.
Как говорит Ибрагима, ощущать себя беспомощным в этой ситуации тяжело, очень тяжело, но это также учит смирению. Есть вещи, на которые человек просто не может никак повлиять. Это вне его сил. «Будущее неясно. Я вижу, что мои девочки сражаются за свою жизнь каждый день, и я думаю, что мне с этим очень повезло. Именно благодаря им я понял, что такое жизнь. Мои девочки — настоящие бойцы. Об этом узнать весь мир».
Мариэм и Ндейе.
Некоторые время назад мы также рассказывали об отношении местного населения к "не таким детям" в Танзании, находящейся на другом конце Африки. В нашей статье "Обреченные на смерть и увечья" мы рассказали, почему родители готовы убивать собственных детей-альбиносов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: