Девочка из бывшей страны инков
До появления вооружённых пороховым оружием испанцев армия инков была самой сильной в Южной Америке, а империя включала в себя много земель и народов. В ней были обязательный призыв, система образования, почтовая система, водопровод и дороги, сравнимые с теми, что прокладывали на века по всей Европе римские солдаты. Инки использовали пенициллин. В то же время, это было государство с потрясающе жестокими законами. И положение женщины не понравилось бы нашей современнице.
Суровое детство
Когда девочка в стране инков рождалась, первые её дни мало отличались от первых дней мальчика. На четвёртый день, убедившись, что младенец выжил, семья собиралась и праздновала появление новорождённого. Но на этом сходство с европейскими обычаями заканчивалось. У инков был настоящий культ закаливания. Младенцев купали только в холодной воде, и считалось полезным выставить люльку со спящим ребёнком на ночной холод. Единственное, о чём волновались матери - как бы не намочить макушку.
До трёх месяцев ребёнку туго пеленали руки, иначе, как считалось, они будут слабыми. Мать ни в коем случае не брала ребёнка на руки или на колени, чтобы не разбаловать. Даже кормила она, склоняясь над люлькой. Сами люльки были похожи на деревянные скамеечки с бортиками. Одна ножка была чуть короче другой, чтобы люльку можно было покачивать. Под младенца подстилали только сложенную грубую сеть.
Инки практиковали кормление по часам. Мать подходила, чтобы дать дочке или сыну молоко, только трижды в день, как бы сильно в остальное время ребёнок ни плакал от голода. Считалось, что иначе малыш вырастет жадным и обжорой, а ещё может заболеть рвотой и поносом. Тем не менее, своих детей любили, воспитывали сами, без нянек, даже в знатных домах. Кормили грудью до тех пор, пока молока у матери было достаточно.
Когда ребёнок чуть подрастал, ему могли устроить манежик, выкопав в земле ямку глубиной до подмышек малыша. Ямку выстилали тряпками и клали в неё игрушки.
Имя девочки и мальчики получали только после года, на специальной церемонии отрезания волос. Это имя было детским, со взрослением его полагалось заменить. Перед церемонией собирались родственники, пировали, а потом по одному подходили, отрезали прядку и дарили взамен малышу подарок. Этот праздник был одинаков и в бедных домах, и в богатых, разница была только в цене подарков.
Встав на ноги, девочка начинала помогать матери по дому по мере силёнок. Ещё в дошкольном возрасте она обучалась шить, стирать, готовить, убираться, присматривать за малышами. Впрочем, за серьёзных нянек сестёр никто не держал.
У женщин в бывшей стране инков изменились одежда и обращение с детьми, но не лица
Праздник в твою честь - это когда ты прислуживаешь
Каждый год самых красивых девочек-простолюдинок 9-10 лет отбирали для обучения в Доме Девушек в своей провинции. За это отвечал специальный чиновник. В Доме Девушек монахини учили девочек основам религии и более сложной женской работе: прясть, ткать и окрашивать шерстяные и хлопковые полотна, готовить блюда посложнее и изготавливать чичу, род браги, которых употреблялась на праздниках и в религиозных церемониях. Многие из этих навыков девочки получили бы, конечно, и дома. Вероятно, заодно девочкам прививались хорошие манеры.
Девочек, прошедших четырёхлетнее обучение, ответственный за них чиновник отвозил их в столицу на Праздник Солнца. Их представляли императору. Самые красивые становились наложницами и фрейлинами императора (увы, отказаться от этой чести было нельзя). Остальных распределяли в монахини, храмовые служанки, замуж за чем-то угодивших императору придворных и чиновников. Иногда девушку сохраняли для особенного жертвоприношения.
Мумия девочки, принесённой в жертву. Перед смертью жертв инки не мучили
Образование девочек, конечно же, было в разы проще и скуднее, чем у мальчиков. Правда, обучались в школе-интернате только сыновья знатных людей. Девочки из обширной императорской семьи, помимо программы, представленной в монастырях, учились драться с оружием. Впрочем, на поле боя их никто не выпускал - этот навык просто должен был отличать представителя императорской семьи от любой другой.
Каждая девочка, и бедная, и родовитая, проходила через церемонию кикочико, которая проводилась после её первой менструации. Перед праздником девочка три дня постилась, а её мать в это время ткала для дочки новый наряд. В этом платье и сандалях из белой шерсти, с заплетёнными волосами девочка выходила к семье. К этому дню уже подтягивались родственники. Во время кикочико пировали два дня, и девочка на пиру была служанкой, поднося всем еду и напитки. После пира она от каждого получала подарки, а самый влиятельный мужчина её семьи давал ей имя вместе с напутствием быть послушной и радовать маму с папой.
Имя девушке давали такое, которое звучало бы как комплимент. Например, “Золотая” (Кори). Известна женщина, которая за свою изысканную хрупкость получила имя “Яйцо” (“Рунта”).
Легко ли быть взрослой
Чем дальше, тем больше было различий в правах девочки и мальчика. На взрослую женщину, например, накладывался запрет давать свидетельства в суде, делать аборт (каждый ребёнок принадлежал государству с момента зачатия, и наказанием за прерывание беременности были смертная казнь за мальчика и двести плетей за девочку). За мужеубийство наказывали куда строже, чем за женоубийство, подвешивая женщину на площади вниз головой. Кроме того, в прелюбодеяниии, даже если женщина была изнасилована, признавались виновными обе стороны. Обоих и убивали.
Замуж девушка выходила в возрасте 16-20 лет, а мужчины женились обычно уже после 25 лет, пройдя обязательную воинскую службу. Простолюдины обычно могли завести только одну жену. Дворяне - две и более. Император имел право на каждую женщину как на свою жену. Но главной считалась для него только родная сестра; сын от неё и наследовал престол.
Интересно, что, при всей скромности общественной роли женщины у инков, сестра императора считалась равной соправительницей. Многие государственные деяния приписывали именно императрицам, хотя исследователи сомневаются, что такая активность для женщины была возможна в настолько жестоко патриархальном государстве.
Кроме императора, право на сёстрах жениться имела знать, но только если у жениха и невесты - разные матери. Простолюдинам же запрещались браки при родстве вплоть до четвёртого колена. Проблема была, однако, в том, что жениться крестьяне были обязаны внутри своей общины, так что очень часто браки игрались не по взаимной симпатии - родственники и чиновники подбирали мужчине жену, исходя из соображений не слишком близкого родства. Жениться было обязанностью каждого мужчины империи.
Империя инков была горным государством, может быть, поэтому и таким суровым
Брак регистрировали официально на специальной церемонии, проходившей один раз в год. Инки вообще были помешаны на том, чтобы максимально упорядочивать по времени всё естественное. Понятно, что спонтанных свадеб быть не могло. Брачующиеся становились парами и шли стройными рядами регистрироваться. В столице церемонию на главной площади страны проводил лично император! Правда, только для девушек и юношей, состоящих с ним в родстве. Но таких было немало.
После свадебного пира жених приходил за невестой в дом её родителей и, опустившись на колено, надевал сандалию на её правую ногу. Белые шерстяные сандалии полагались только девственницам, остальным невестам надевали травяные. Он брал невесту за руку, и родственники с обеих сторон вели молодых в дом жениха. Уже там невеста дарила жениху шерстяную рубаху и украшение, которое он немедленно надевал. Затем до самого вечера родители наставляли молодых, объясняя их обязанности.
Для свадьбы молодым обязательно заранее строили отдельный дом. Родственники дарили на свадьбе домашнюю утварь, каждый по одной. В общем, у инков было много общего с нами в такой день. Дом строили всей общиной; постройка дома для представителей знати входила в общественные обязанности простых жителей империи. Мебели в домах не предполагалось. Спали и ели на полу, утварь хранили в нишах в стенах.
После свадьбы развод был возможен только с младшей женой. То есть, простолюдинам он был недоступен. Кроме того, младшая жена считалась служанкой старшей, а, когда у старшей рождался наследник дома, приставлялась к нему сначала в качестве няньки, потом, после наступления его 14 лет, в качестве первой любовницы. Строго запрещалось овдовевшим мужчинам назначать главной женой младшую. Полагалось брать другую главную жену. Вероятно, так хотели предотвратить убийства младшими жёнами главных с целью занять их место.
А вот вдове повторно выйти замуж было почти нереально. Зато им часто передавали на воспитание мальчиков-сирот, которые по достижении половой зрелости и вплоть до создания своей семьи были их официальными любовниками. После свадьбы сироты должны были содержать опекунш, словно младших жён.
Отёки для красоты и работа для отдыха
Взрослые женщины и девушки старались приукрасить себя. Поскольку инки любили женщин с полными икрами и бёдрами, модницы туго перевязывали полосками ткани свои ноги под коленями. От этого ноги отекали, приобретая желанную полноту. Конечно, ничего полезного в этом не было.
Платье женщины обычно состояло из полотнища, сложенного пополам и сшитого так, чтобы остались отверстия для рук. Сверху вырезался ворот. Платье подпоясывалось широким, изящно отделанным поясом. Белья под ним не предполагалось. Кроме того, женщины активно использовали металлические (серебряные, бронзовые, золотые) украшения. Концы некоторых украшений вроде шпилек оформлялись в виде маленьких дисков и служили зеркалами.
Женщины очень тщательно ухаживали за волосами, следили за их чистотой, расчёсывали. Если волосы выгорали на солнце и начинали отливать рыжиной или если в них показывалась седина, женщины стремились подкраситься. Это было непростым процессом, в ходе окраски волос приходилось долго сидеть, опустив волосы в чан с кипящим отваром трав. Этот отвар не только окрашивал, но и придавал волосам глянцевый блеск, что очень ценилось.
Радуга считалась национальными цветами императорского дома страны инков
Шанса пойти против системы и заняться интересным ремеслом вместо домашней работы у женщины не было. За девушкой строго следила мать, а замужнюю женщину постоянно проверял специальный местный инспектор. Он оценивал чистоту помещения, опрятность женщины и её детей, соблюдение гигиены при готовке пищи, правильно ли обращаются с детьми.
Помимо обычных женских обязанностей по дому простолюдинка участвовала в сдаче налога от домохозяйства. От императорского дворца всем домам рассылалась шерсть высочайшего качества, и в течение года из этой шерсти должно было быть соткано полотно, которое отправлялось обратно во дворец.
Женщине вообще не позволялось выглядеть праздной, так что если она хотела прогуляться, поболтать с подругами, отдохнуть, она брала веретено и пряла. Благо никто не проверял, насколько быстро она это делает. Правда, свою работу принести не имела права дама, пришедшая в гости к принцессе. Так что она должна была попросить какой-нибудь работы на месте. Хозяйка милостиво разрешала помочь какой-нибудь из дочерей.
Особенные обязанности были у младших жён и прислужниц императора. Они не только готовили и подавали еду=. Если ему хотелось сплюнуть, какая-нибудь из женщин подставляла руку, чтобы он не делал этого некультурно на землю. При императоре Атауальпе, страдавшем, по видимости, парайнойей, если с его головы на одежду падал волос, одна из женщин подбирала его и съедала, чтобы никто другой не мог взять его и сглазить главу государства.
Кроме жены, служанки или монахини, женщина могла стать проституткой. Но никогда не выбирала такой доли по желанию. Никакого аналога дорогих куртизанок у инков не было. Проститутки жили отдельно в хижинах за пределами города. Это были женщины, от которых почему-либо отказалась семья или оставшиеся без семьи вовсе. Приличным женщинам нельзя было разговаривать с проститутками под угрозой наказания и развода.
Рожали женщины без акушерок, надеясь на природу и наставления старших женщин. Если родились близнецы или ребёнок с видимым физическим изъяном, считалось, что боги за что-то наказывают семью. Так что вся семья после этого постилась. Надо сказать, что таких детей не убивали, и впоследствии государство предоставляло инвалидам работу по силам. Им также выдавалась одежда из кладовых императора. Но закон требовал, чтобы в брак они вступали только с людьми с тем же видом увечья.
Жестокость у инков, так похожая на жёсткость древних римлян, очень причудливо сочеталась с весьма гуманной социальной политикой и хорошо поставленным делом обеспечения стариков и инвалидов всем необходимым, включая работу с очевидной пользой для общества. После того, как Колумб на блюдечке преподнёс Америку для разграбления Испании, разрушено оказалось всё, и социальная система инков, конечно, тоже. До инвалидов и стариков больше никому не было дела. Все выживали.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: