Он вообще не должен был стать художником – апартеид закрывал таким, как Мбонгени Бутелези, путь к получению серьезного художественного образования. Он не должен был стать и экоактивистом – разве принято думать о судьбе планеты, если нечего есть и негде спать? История художника из Южной Африки – для тех, кому постоянно что-то мешает заниматься своим делом и слышать свой талант. Бутелези мешало почти все – и все-таки талант оказался сильнее обстоятельств. Теперь имя этого художника знают во всем мире.
Художник, который не мог купить краски
Он родился в 1966 году в небольшой южноафриканской деревне в провинции Квазулу-Натал в Южной Африке. Семья занималась сельским хозяйством, детство будущего художника прошло среди домашнего скота и пастбищ. О том, какой вред может причинять пластик, он знал уже с детства: там, где паслись коровы и лошади, такого мусора было много, порой животные умирали после того, как съедали обрывки пакетов и упаковок.
Бутелези показывает на своих картинах жизнь в его родной Южной Африке. Источник: newframe.com
А еще Мбонгени рано начал увлекаться творчеством и, пока лепил глиняные фигурки, изображающие знакомых ему животных, мечтал, что станет скульптором. Став старше, Бутелези попробовал воплотить свои мечты, записавшись на учебу в школу искусств в Йоханнесбурге. Это было даже не полноценное учебное заведение, а инициатива энтузиастов, которые давали шанс способным чернокожим детям проявить себя – в рисовании, пении, танцах, поэзии. Получить настоящее художественное образование мешали правила, действовавшие во времена апартеида.
Мбонгени Бутелези. Источник: pinterest.com
Учитель посоветовал Бутелези сосредоточиться не на скульптуре, а на рисовании. Но для того, чтобы создавать картины, нужны были краски, а их могли себе позволить только состоятельные студенты. Денег не хватало даже на жизнь; первый кошелек у Мбонгени появился уже после того, как он стал знаменит – до этого ему просто нечего было в такой кошелек положить. Но школа учила своих воспитанников подходить к искусству творчески: использовать для создания работ старые журналы, искать оригинальные способы воплоще
Об экологических проблемах на языке искусства
Пластиковый мусор было трудно не замечать: Южная Африка на протяжении многих десятилетий входит в число стран с наибольшим уровнем загрязненности моря и суши отходами из пластмассы. Однажды в школе Бутелези увидел, как мастер с помощью теплового пистолета нагревает пластмассовую трубу, которую затем изгибает. Художник решил поэкспериментировать – и обнаружил, что разноцветные кусочки пластика могут служить прекрасным материалом для творчества.
В роли красок - пластик, в роли кисти - тепловой пистолет
После этого Бутелези уже почти не занимало то, что ест он только дешевые макароны, а в его съемной комнате нет мебели: он создавал одну за другой картины, которые рассказывали историю его родной земли, а для «рисования» использовал то, что водилось на этой земле в избытке. Свои «краски» он добывал на свалке, а случалось, даже покупал что-то ради пластиковой упаковки нужного оттенка. Он не молчал о своих работах, наоборот, привлекал внимание к проблеме загрязнения окружающей среды. И вот однажды за работами Бутелези пришел первый крупный покупатель, за ним второй, третий – и пришла слава.
Картины «Молитва» и «Уличный футбол»
Картины, нарисованные пластиковыми кусочками, вызвали огромный интерес в западном мире. Бутелези приглашали один за другим музеи, он появлялся на фестивалях и выставках, принимал участие в форумах, посвященных охране окружающей среды. Его работы разъезжались по частным коллекциям и находили место в музеях США, Германии, Австралии, Саудовской Аравии и прочих стран. Одной из наиболее заметных стала картина «Молитва», проданная в 2018 году на аукционе за рекордные тогда для художника 8616 долларов.
Пластиковый мусор или произведение искусства?
У Мбонгени Бутелези восемнадцать различных техник создания картин, но различия эти слишком тонкие, понятные скорее самому художнику, чем зрителям. Он использует пластиковую черную основу в качестве холста. На ней с помощью горячего воздуха закрепляется расплавленный пластик – в виде маленьких разноцветных кусочков. Такая техника относительно безвредна, поскольку не предполагает горения пластмассы и, следовательно, не загрязняет воздух. Для создания одной картины требуется до пяти тысяч отдельных кусочков пластика.
Художник в своей мастерской. Источник: newframe.com
Издалека фрагменты картины кажутся крупными мазками кистью. А сюжеты, которые воплощены на пластиковых холстах, подсказывает сама жизнь южноафриканцев. Искусство Бутелези – это постоянная рефлексия, попытка показать миру свою родину и те ее особенности и проблемы, которые огорчают художника: не только экологическое состояние страны, но и бедность, отсутствие возможностей, соседство чрезмерного расточительства одних и нищеты других.
«Я собираю то, что не имеет ценности, и даю ему новую жизнь. Это то, что мы можем делать с собой и своими жизнями». Бутелези не забыл, что на его родине получить художественное образование бывает непросто – поэтому он, ставший таки обладателем университетского диплома в девяностых, занимается и преподаванием. А свой метод называет fantastic plastic, и говорит, что если однажды материал для его работы наконец закончится, это будет самым счастливым событием в его жизни.
А вот как современные ювелиры решают проблему переработки пластика: Эко-цветы и утопическое будущее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: