Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    




Картины китайского художника Чжан Дацяня, прошедшего долгий путь от традиционной живописи гохуа до импрессионизма, продаются дороже, чем полотна Уорхола и Пикассо. Благообразного вида старик с седой бородой, облаченный в национальные одежды, китайский мудрец, какими их рисует воображение западного человека, он стал ключевой фигурой послевоенной китайской живописи. Однако его жизненный путь полон необычных поворотов и трагедий, духовных терзаний и даже нелепых случаев, а сам он был не только выдающимся художником, но и гениальным мошенником.


Среди гадалок и разбойников



Расписной веер в традиционном стиле.

Расписной веер в традиционном стиле.


Чжан Дацянь появился на свет в 1899 году в провинции Сычуань (при рождении получил имя Чжан Чжэнцюань). Семья у него была немного необычная – люди весьма небогатые, они увлекались творчеством и исповедовали католицизм. Старший брат Чжан Дацяня был его первым учителем и в дальнейшем поспособствовал его продвижению в художественных кругах Китая. На становление художника сильно повлияла мать, искусная вышивальщица, которая также хорошо рисовала и писала стихи.

Лотос.

Лотос.


Начало творческого пути Чжан Дацяня кажется историей из авантюрного романа. Первый творческий заказ будущий художник получил уже в двенадцать лет – нарисовал для странствующей гадалки колоду карт. Спустя пять лет юноша попал в передрягу – его… похитили, когда он возвращался из школы. Бандиты рассчитывали получить выкуп, хоть денег у семьи и не водилось. Они приказали ему написать письмо с требованием выкупа, но были поражены его мастерством каллиграфии. Так три месяца Чжан Дацянь был личным секретарем у самого настоящего главаря разбойников.

Лотосы.

Лотосы.


Птицы в традиционном стиле.

Птицы в традиционном стиле.


После освобождения из плена некоторое время Чжан Дацянь провел в Японии, в Киото, где изучал технологии крашения тканей и традиционные техники живописи, не переставая рисовать ни на день (говорят, уже тогда он продемонстрировал свою страсть к расточительству, наняв переводчика вместо того, чтобы немного ознакомиться с языком страны, в которую приехал). Вернувшись на родину спустя два года, он остановился в Шанхае, тогда самом крупном и развитом городе страны. Он совершенно естественным образом влился в шанхайскую художественную и общественную жизнь, посещал встречи местной творческой молодежи, успешно продавал картины, изучал каллиграфию. И собирался вскоре жениться – с двоюродной сестрой его связывала некогда нежная детская дружба, а затем и страстная юношеская влюбленность.

Зарождающийся лотос.

Зарождающийся лотос.


Однако эти прекрасные дни, полные надежд, омрачила трагедия. Невеста художника скоропостижно скончалась. Убитый горем, он принял решение посвятить себя монастырской жизни. Зимой 1919 года он становится монахом в храме Чаньдин уезда Сунцзян и только тогда получает имя Дацянь, означающее «миллиард вселенных». Вскоре он был вынужден вернуться домой – родители подыскали ему другую невесту. С женой отношения у него не сложились, хотя она очень старалась сохранить семью. Личная жизнь Чжан Дацяня была, по-видимому, довольно запутанной – поскольку брак оказался бездетным, родители нашли для него вторую жену, но сам он находился в романтических отношениях с художницей Ли Цюцзюнь, хотя и называл ее своей сестрой. Она занималась подготовкой всех его выставок, проведенных на территории Китая.

Друзья и ученики



Лотосый пруд. Цветущая магнолия.

Лотосый пруд. Цветущая магнолия.


Пейзажи Чжан Дацяня.

Пейзажи Чжан Дацяня.


Художники ревнивы и подчас не терпят чужой славы, но Чжан Дацянем восхищались коллеги по цеху и на Востоке, и на Западе. Сюй Бэйхун, сам всемирно известный художник и признанный «отец современной китайской живописи», называл его гением последних пяти столетий. Встречей с ним гордился Пабло Пикассо, который сам пытался освоить гохуа и просил у него жесточайшей критики. Чжан Дацянь покритиковал, и они расстались, вполне довольные разговором. Спустя целое десятилетие Пабло Пикассо получил в дар баснословно дорогие кисти из коровьей шерсти, предназначенные для гохуа.

Туман на рассвете.

Туман на рассвете.


Будучи учителем и наставником для многих молодых китайских художников, сам он испытал большое влияние живописи импрессионизма и экспрессионизма. И если начинал он как художник вполне традиционного стиля, то поздний период его творчества может ассоциироваться даже с беспредметной живописью. Это связано с тем (как, кстати, и у многих западных модернистов), что художник начал терять зрение. Не имея больше возможности писать тонкими линиями и стремительными мазками, он разработал собственный метод живописи, который назвал словом, в переводе означающим «брызги цвета» - именно эти работы сейчас ценятся выше прочих. Даже в преклонном возрасте он был невероятно плодовитым автором, создающим сотни работ в год.

Подделки



Мастерство Чжан Дацяня было столь велико, что он заработал настоящее состояние на продаже… подделок. Он гениально имитировал художественные стили старых мастеров гохуа. Китайская культура не раз переживала тяжелые времена, утрате старинных живописных шедевров поспособствовала и японская оккупация, и культурная революция. Иногда художник восстанавливал утраченные картины по описаниям из каталогов – и подчас даже специалисты по китайской живописи не могут отличить его подделки от оригиналов тех авторов, чей стиль он имитировал.

В начале 1940-х годов он возглавил группу художников по копированию буддийских настенных росписей в пещерах Могао и Юйлинь. Однако часть подделок были приобретены западными музеями как оригиналы работ. Как тут не вспомнить иронию китайского художника Ай Вэйвэя, назвавшего свою компанию «Fake Design», мол, Китай – страна подделок. Кстати, и сам Чжан Дацянь намеренно стремился создать себе образ художника из Древнего Китая – носил традиционные одежды ученого и отпустил длинную бороду. А еще завел ручного геккона – но реинкарнации гения древности это простительно.

Путешествие на Запад



Цветы в традиционном стиле.

Цветы в традиционном стиле.


В конце сороковых Чжан Дацянь уехал из Китая. Карьера его в США и Европе складывалась прекрасно. В 1957 году Чжан Дацяня пригласили провести выставки в Лувре и Музее Гиме в Париже, несколько лет он жил в Аргентине, затем в Бразилии. В 1967 году вместе с семьей поселился в Кармел-бай-зе-Си в Калифорни и, наконец, в 1978 году переехал на Тайвань, где и скончался в возрасте восьмидесяти трех лет.

Сюй Бэйхун, восхищавшийся Чжан Дацянем, тоже совмещал традицию с новацией - да и личная жизнь у него складывалась столь же причудливо.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2374
6.07.2024 20:34
В закладки
Версия для печати




Смотрите также