История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Затерянный в лесах Новгородской области Рдейский Успенский монастырь – одна из самых загадочных и труднодоступных обителей. Он стоит среди болот и добраться сюда непросто. Удивительно, почему его построили именно в этом месте? Но, пожалуй, стоит преодолеть несколько километров на лыжах или пешком, чтобы полюбоваться следами былого великолепия этого монастыря. Между тем изучать саму его историю не менее интересно.

Освятил Андрей Первозванный

Монастырь расположен на маленьком полуострове. Попасть в обитель можно, преодолев Рдейское лесное болото, причем только с одного направления – с остальных сторон этот кусок леса окружен водой Рдейского озера. Полуразрушенный высокий собор в псевдорусском стиле – единственное, что осталось от комплекса зданий.

Успенский собор монастыря в наши дни.

Успенский собор монастыря в наши дни.


По данным историков, монастырь был построен примерно в XVII веке. Тогда в этом месте существовали два деревянных храма. На месте одного из них, сгоревшего в 1700-м, заложили двухэтажный – из камня, с колокольней. Написанная специально для этой церкви икона Успения Богоматери стала святыней монастыря. В ней хранились частицы мощей семи святых мучеников.

Сохранившееся фото храма Успения с шатровой колокольней.

Сохранившееся фото храма Успения с шатровой колокольней.


Согласно информации, изложенной в очерке М. Полянским (XIX в.), Рдейский остров благословил сам апостол Андрей Первозванный, посетивший его по пути из Киева на Валаам.

Святое место, расположенное среди леса на полуострове.

Святое место, расположенное среди леса на полуострове.


Увы, уже в 1764 году мужскую Рдейскую пустынь было велено упразднить. Земли монастыря изъяли в счет госказны, а всё имущество передали в соседние обители. Церковь Успения сохранилась и стала приходской. Однако поскольку храм находился в значительном отдалении от населенных пунктов, постепенно приход перевели в одну из местных деревень, а потом он был закрыт.

Помог московский купец

В 80-х годах XIX века местный прихожанин, купеческий сын Усинин (впоследствии – иеромонах Арсений), обратился к состоятельным землякам с письмом, в котором просил их помочь в восстановлении Рдейской пустыни. На призыв откликнулся известный московский купец Александр Мамонтов. К этому времени он уже был немолод и сильно болен в результате перенесенного горя (умерла жена). Купец обратился к Богу и искал утешения в вере. В одном из писем Усинину он так пояснил свое желание помочь: «Глас народа – глас Бога».

Сохранившееся фото Александра Мамонтова.

Сохранившееся фото Александра Мамонтова.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как чудотворные иконы спасали Россию, помогая против воинов хана Батыя и фашистских оккупантов

В 1883 году при содействии Мамонтова приход снова перевели в церковь Успения бывшего Рдейского монастыря. А еще четыре года спустя указом Святейшего Синода монастырь здесь снова открылся – теперь уже как обитель с училищем для малолетних детей. Купец Мамонтов пожертвовал на богоугодное дело шесть тысяч рублей – немалые по тем временам деньги. Затем он регулярно финансировал строительство обновленного монастыря.

Его упразднили, а потом снова возродили. /Фото:Сергей Васильев, drive2.ru

Его упразднили, а потом снова возродили. /Фото:Сергей Васильев, drive2.ru


В конце позапрошлого века здесь располагались, помимо церкви Успения, деревянные часовня и жилой корпус, еще один полукаменный корпус (также жилой), баня и множество хозяйственных построек. В их числе были, например, прачечная и каретный двор.

В 1893 года это место стало именоваться Успенской Рдейской общежительной пустынью.

Почему московский купец так настойчиво хотел возродить обитель в такой глуши? Есть мнение, что тому было, как минимум две причины. Во-первых, поблизости не было монастырей. Во-вторых, «спрятанная» в лесу обитель вполне отвечала условиям уединенной иноческой жизни христиан, желающих отдалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя Богу.

Здесь можно было отрешиться от внешнего мира.

Здесь можно было отрешиться от внешнего мира.


Шли годы и церковь постепенно пришла в аварийное состояние. Поэтому в 1898-1902 гг. (опять же при содействии Мамонтова) здесь было возведено новое каменное здание Успенского собора. Проект разработал академик А. Каминский.

Фрагмент декора.

Фрагмент декора.


Собор был оформлен сразу в нескольких стилях, его украшала декоративная ковка. Использовались дорогие материалы – например, иконостас был изготовлен из мрамора.

Следы былого великолепия. /Фото:Artem Achkasov, drive2.ru

Следы былого великолепия. /Фото:Artem Achkasov, drive2.ru


Настоятеля и игуменью расстреляли

К несчастью, 1917 год нарушил благополучие монастыря. В это смутное голодное время в рядах послушниц начались волнения, а потом и бунт – три монахини восстали против игуменьи. Дошло чуть ли не до анархии. Бунтовщиц изгнали, но порядок в обители так и не восстановился. Однако монастырь еще продолжал существовать, до 1930-х годов тут шли службы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие тайны хранят монастыри России, которые выстояли даже при коммунистах

В 1937 году (по другим данным, в 1934-м) арестовали последнего местного настоятеля – иеромонаха Димитриана (Савельева). Забрали его в начале декабря. В конце декабря – расстреляли. Собор разграбили безбожники, и лишь чудом уцелели мраморное обрамление иконостаса и частично польская плитка с изображением голубых цветов.

В советские годы Храм разгромили безбожники. /Фото:Artem Achkasov, drive2.ru

В советские годы Храм разгромили безбожники. /Фото:Artem Achkasov, drive2.ru


На Рдейской земле известны свои новомученики. Помимо последнего священника пустыни Иоанна Белоликова, расстрелянного в 1937-м, к ним также отнесены трое его братьев – как и он, погибших от рук большевиков. Была расстреляна и последняя игуменья обители – 70-летняя старица Филарета.

А еще старожилы говорят, что в годы Великой Отечественной войны здесь замучили и убили последнюю монахиню монастыря, которую называли Голубушка. Якобы партизаны советские заподозрили ее в предательстве.

Ещё есть шанс его возродить

Постройки бывшего монастыря в годы войны изрядно пострадали. Каменный собор постепенно лишился кровли, дверей, окон. В последующие годы декор, плитка и другие фрагменты здания разворовывались местными жителями и приезжими.

Храм в наши дни.

Храм в наши дни.


Фрагмент декора.

Фрагмент декора.


В последние годы появилось немало желающих возродить это святое место. При содействии Новгородской епархии, благотворительного фонда и неравнодушных ценителей православной старины храм стали потихоньку восстанавливать.

Архитектурная жемчужина в лесу.

Архитектурная жемчужина в лесу.


Некоторые православные монастыри, как и эта обитель, поражают своим расположением. А скальный Сумельский монастырь в Крыму уникален еще и способом возведения. Советуем прочитать, почему монастырь Панагия Сумела считают черноморской святыней и какое сокровище там хранилось

Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








8997
6.11.2021 11:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите также