Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Великая балерина Ольга Спесивцева – звезда, несправедливо забытая потомками и недооцененная при жизни. Ее судьба похожа на ассорти из взлетов и падений, блеска и нищеты, счастья и душевного кошмара. Ее много раз предавали близкие, ее клали в психиатрическую клинику, а жизнь свою она окончила в далекой Америке… О том, как советская балерина попала за океан, почему не вернулась в Россию и оказалась забыта соотечественниками – читайте в нашем материале.


Становление балерины

Ольга родилась в конце позапрошлого века в Ростове-на-Дону в многодетной семье провинциального актера. Ее отец рано умер и мама переехала в Петербург, где Ольгу и еще двоих старших детей женщине удалось отдать в приют русской актрисы Марии Савиной – туда принимали актерских детей-сирот.

C ранних лет Оля стала демонстрировать актерский и хореографический таланты, и после приюта ее приняли в театральное училище.

С приютом связана одна некрасивая история, которую Ольга на всю жизнь запомнила как первое предательство. Супруги Савины сразу заметили ее одаренность и как истинные меценаты стали уделять ей особое внимание – дарить подарки и даже брать к себе домой на выходные. Люди, как известно, по своей природе завистливы. Кто-то распустил слух о том, что Оля – незаконнорождённая дочь мужа Марии Савиной. Испугавшись кривотолков, женщина сделал выбор в пользу своей репутации и тут же отдалила от себя девочку.

Ольга тяжело переживала предательство, но не опустила руки. Она продолжала заниматься, танцевать на сцене. На выпускном спектакле она настолько затмила всех артистов, что о ней даже написали в газете. После обучения Ольгу пригласили работать в Мариинку и дали небольшую партию в балете «Раймонда». Талантливая балерина стала учиться у Екатерины Вазем и Агриппины Вагановой.

Она была невероятно талантлива, и это видели все.

Она была невероятно талантлива, и это видели все.


После приюта девушка жила с мамой, им приходилось и голодать, и страдать от холода, да и Мариинский театр тоже не отапливался. В биографии есть трогательный факт: ноги Оли Спесивцевой настолько коченели, что Ваганова собственноручно натирала их ученице барсучьим жиром.

Ее наставником стал театральный критик Аким Волынский. Ему было 50 и он обладал большим авторитетом для начинающей танцовщицы. В итоге она стала его любовницей. Он пытался привить ей свои суждения о балете и даже заставил отказать Фокину, пригласившему ее со своей труппой на гастроли в Америку.

Волынский оказался жутким ревнивцем.

Волынский оказался жутким ревнивцем.


Увы, Волынский оказался страшным ревнивцем: он постоянно устраивал балерине скандалы, и в итоге она разорвала с ним отношения. Уже через год она выступала с «Русским балетом Дягилева» в Америке. Дуэт Ольги и великого Вацлава Нижинского прославил эту балетную пару на весь мир. Сам Дягилев приравнивал Ольгу по ее таланту и значимости к другой известной балерине - Анне Павловой, - при этом он считал, что Спесивцева «тоньше и чище» своей великой коллеги.

Вернувшись из Америки после такого оглушительного успеха Ольга стала ведущей балериной Мариинского театра. Тогда в стране наступила революция 1917 года, мир вокруг менялся.

Жизель, слёзы и овации

В 1919-м состоялась премьера балета «Жизель», которая произвела настоящий фурор. Глядя на тонкую и почти прозрачную фигуру Ольги Спесивцевой, движения которой буквально гипнотизировали публику, многие зрители рыдали. Исполнению балериной партии Жизели стало эталоном для последующих поколений танцовщиц. Увы, в дальнейшем Жизель станет и ее страхом, и ее проклятием.

Ольга Спесивцева в разных образах.

Ольга Спесивцева в разных образах.


Да, Ольга имела огромный магнетизм и огромный успех, но у ее таланта была и другая сторона. Она была слишком впечатлительным человеком и так вживалась в образ, что потом не могла из него выйти. Например, после премьеры «Жизели» девушка почти лишилась чувств и с большим опозданием вышла на поклоны – так ей стало плохо.

Слишком серьёзный подход к работе нанес вред ее психическому здоровью. Так, чтобы лучше вжиться в образ Жизели, она посещала психиатрические клиники и наблюдала за их пациентками, а при ее ранимой и чувствительной натуре этого делать было категорически нельзя.

Ольга и сама стала чувствовать, что ее душевное здоровье слабеет, к тому же, после «Жизели» на нее посыпались и другие предложения («Лебединое озеро», «Баядерка» и т.д.), и непомерные физические нагрузки ослабили ее организм. Спесивцева заболела туберкулезом и ей пришлось прервать выступления.

Ужас в крематории

Пройдя лечение и достигнув ремиссии, балерина вернулась на сцену. Кроме того, она вышла замуж. Но, увы, ее избранник - не склонный к эмпатии и жесткий, но зато очень влиятельный Борис Каплун - стал не лучшей психологической поддержкой. Богатое воображение Ольги нарисовало ей прекрасного героя, в котором она увидела Альберта из «Жизели», но это были лишь фантазии.

 Спесивцева и Каплун. /Фото: foto-history.livejournal.com

Спесивцева и Каплун. /Фото: foto-history.livejournal.com


Хозяйственный работник и член Петросовета, имевший большой вес в верхах и в то же время вхожий в театрально-литературные круги (бывший меценат), он сделал жизнь Ольги внешне благополучной. Она стала сытно есть, ходить с мужем по ресторанам, ее театр стал отапливаться, пайки артистов стали больше. Но в то же время участие Каплуна в расстрелах не осталось для жены незамеченным - до нее доходили слухи, что он причастен к смерти ее коллеги, балерины Лидии Ивановой, хотя на ее расспросы муж предпочитал не отвечать, лишь отмахиваясь: мол, это всё сплетни.

Когда же Ольга случайно увидела в его рабочем кабинете гору винтовок (позже Каплун пытался оправдаться, что это якобы оружие для музея), это стало для нее потрясением.

Борис Каплун оказался явно не Альбертом. / Фото: www.openlist.wiki

Борис Каплун оказался явно не Альбертом. / Фото: www.openlist.wiki


А вскоре супруг «добил» ее, пригласив на тождественное открытие своего детища - нового ленинградского крематория. Муж цинично предложил ей самой выбрать тело для первого демонстрационного сожжения. На обратном пути в машине у балерины начался нервный срыв, она рыдала, кричала, а в последующие дни не могла спать по ночам из-за кошмаров.

Каплун охладел к «слишком нервной» жене и отправил ее на лечение в Европу. А когда она с матерью уехала, облегченно вздохнул и перестал ей писать.

Начала терять рассудок...

Талантливую балерину сразу взяли работать в Парижскую оперу в качестве примы. Она начала выступать и все так же имела оглушительный успех, но самой ей становилось все хуже. Появились уже явные признаки психического расстройства. Современники вспоминали, что Ольга начала верить в нелепые приметы и стала мнительной. Так, например, за завтраком ее мама случайно просыпала соль, и Ольга, сочтя это предвестником чего-то ужасного, отменила спектакль.

Ольга в труппе Гранд-Оперы в Париже. /Фото: foto-history.livejournal.com

Ольга в труппе Гранд-Оперы в Париже. /Фото: foto-history.livejournal.com


Очень сильно напугало зрителей поведение русской балерины на одном из выступлений. После того как сцена завершилась и публика начала аплодировать, Спесивцева не ушла за кулисы, а застыла на одном месте, словно истукан, а потом стала бормотать, что она заблудилась в саду и не может найти тропинку.

Коллег же Ольги больше напугала другая история: однажды на репетиции она вдруг начала признаться в любви своему партнеру Сержу Лифарю (при этом все знали, что он фаворит Дягилева), а когда услышала отказ, подбежала к окну и попыталась выпрыгнуть. Ее чудом удалось поймать и затащить обратно в помещение.

Почти все заработанные в Париже деньги уходили на лечение ее физических и психических недугов, а остальное – на проживание в отелях и еду для них с матерью. И тогда Ольга отправилась на гастроли. Однако изматывающие выступления окончательно подкосили ее. Она начала забывать свои партии прямо на сцене, а в жизни – путать сцену с реальностью. Порой она не могла понять, кто она – балерина Ольга Спесивцева или Жизель, которую она танцует.

Её рассудок помутился и её становилось всё сложнее оставаться в реальности. . /Фото:

Её рассудок помутился и её становилось всё сложнее оставаться в реальности. . /Фото:


Вернувшись в Париж и узнав, что ее мать, не предупредив ее, уехала в Россию, балерина от отчаяния сошлась с танцовщиком и преподавателем хореографии Борисом Князевым. Они стали жить вместе, открыли школу балета, и, казалось бы, жизнь Ольги наладилась, однако она скучала по сцене и решила начать танцевать опять.

Увы, вернуться с тем же триумфом не получилось: балерину стала подводить память, она снова постоянно забывала свои партии, и зрители освистывали ее.

Одна в американской клинике

Не найдя успокоения и в Париже, Ольга вместе с мужем отправилась в Америку, но там у нее началась сильная депрессия, возобновились страхи. И тут ее постигло еще одно потрясение – мужа обнаружили на улице мертвым. Поскольку Ольга не была его официальной женой, наследство ей не светило. Она осталась совсем одна за океаном без средств к существованию.

Ольга Спесивцева.

Ольга Спесивцева.


Видя, что женщина находится в невменяемом состоянии – кричит, что она Жизель и бьется в истерике,- местные власти отправили ее в психиатрическую лечебницу для бедных. Там на обезумевшую русскую махнули рукой и просто оставили доживать, не предоставляя никакого лечения.

На этом трагическая жизнь некогда великой балерины могла бы и закончиться, но, к счастью, Ольгу отыскал американский танцовщик Дейл Ферн, который видел ее только по фотографии и всегда мечтал отыскать и познакомиться. Через знакомых молодой человек узнал, какая беда случилась со Спесивцевой.

Ферн приехал в клинику и объяснил врачам, что «безымянная» пациентка – великая балерина. Только после этого Ольгу, наконец, стали лечить и она пошла на поправку. В той клинике балерина в общей сложности провела 20 лет.

На чужбине, но с Богом

Последние годы жизни Спесивцева провела в пансионате Толстовского фонда, который был создан младшей дочкой великого писателя и его секретарем – Александрой Львовной. Здесь, на ферме в штате Нью-Йорк, на природе, она нашла успокоение. Посещала маленькую церквушку, молилась.

Конечно, на чужбине Ольга остро чувствовала одиночество, но она, казалось, смирилась со своим положением. Жила в маленькой комнатке в практически спартанских условиях и ни на что не жаловалась, кроме слабого здоровья.

Ольга Спесивцева в преклонные годы.

Ольга Спесивцева в преклонные годы.


Умерла Ольга Спесивцева в 1991 году в возрасте 96 лет. Несмотря на все горести, переживания, болезни и злоключения, её жизнь оказалась на удивление долгой. Похоронили легенду отечественного и мирового балета на русском кладбище при Ново-Дивеевском русском монастыре в Нью-Йорке.

Судьба Спесивцевой печальна, впрочем, не она одна оказалась забыта и провела остаток жизни в казенном учреждении. Прочитайте, почему пришлось закончить свои дни в доме престарелых 7 советским знаменитостям.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








191
сегодня 10:21
В закладки
Версия для печати