К 1850 году Промышленная революция достигла своего апогея, совпав с революцией, происходившей в британском искусстве. Прерафаэлиты начали своё движение через Братство прерафаэлитов, основанное в 1848 году. Это была группа из семи художников с тремя ведущими участниками: Джоном Эвереттом Милле, Уильямом Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. Все они учились в Королевской академии в Лондоне, где их поощряли подражать форме, цвету и композиции знаменитого художника Рафаэля. Но вскоре все они отвергли устоявшиеся догмы Академии и обратились к средневековому искусству, которое восходит ко временам до Рафаэля. О том, кто такие прерафаэлиты и как они разделяли интерес к литературе, поэзии и мифологии – далее в статье.
Джон Эверетт Милле
Слева направо: Портрет Джона Эверетта Милле, Джордж Фредерик Уоттс, 1871 год. \ Фото: Автопортрет Джон Эверетт Милле.
Джон Эверетт Милле был английским художником и иллюстратором, одним из основателей и ведущих представителей прерафаэлитов. Он родился в обеспеченной семье военного среднего класса. В возрасте одиннадцати лет он поступил в Лондонскую королевскую академию. В 1848 году Милле основал Братство прерафаэлитов вместе со своими сокурсниками Уильямом Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. Позже, в 1896 году, Милле был избран президентом Королевской академии, где он преуспел как студент.
Офелия, Джон Эверетт Милле, 1851 год. \ Фото: telegrafi.com.
Его шедевр «Офелия» должен был стать одной из самых известных картин в британском искусстве, которая преобразила жанр пейзажа. Она основана на пьесе Шекспира «Гамлет» и показывает сцену смерти Офелии, изображая момент после того, как Гамлет убил отца Офелии, и она позволила себе упасть в реку. Милле был первым художником, изобразившим Офелию в процессе утопления. Его моделью была девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал, которая позже стала женой Россетти. Художник стремился вернуть в живопись натурализм и реалистичные детали, изображая трагическую героиню, плавающую в воде с поднятыми ладонями.
Данте Габриэль Россетти
Слева направо: Автопортрет, 1847 год. \ Данте Габриэль Россетти.
Названный в честь итальянского поэта Данте Алигьери, Данте Габриэль Россетти родился в Лондоне. Он был итальянцем по происхождению, сыном политического беженца из Италии. На протяжении всей своей жизни Габриэль был разделен между поэзией и искусством, двумя своими страстями. Россетти бросил школу Королевской академии, решив вместо этого учиться у работающих художников. Таким образом, в 1848 году он стал третьим членом-основателем прерафаэлитов. Он и остальные члены братства были против индустриализации и механизации, склоняясь к идеализму.
Сон Данте в день смерти Беатриче, Данте Габриэля Россетти, 1880 год. \ Фото: wikipedia.org.
Партнерша Россетти, Элизабет, была моделью, которая ассоциировалась с прерафаэлитами. Она стала его музой. Через десять лет после её смерти Габриэль написал свою самую большую картину «Сон Данте в день смерти Беатриче». Данте вдохновлялся работами Алигьери на протяжении всей своей карьеры. Тема картины заимствована из поэмы Данте Алигьери «La Vita Nuova» («Новая жизнь»). В стихотворении Данте Алигьери мечтает о том, чтобы его вела олицетворённая фигура любви к его возлюбленной Беатриче Портинари. Моделью для женщины справа была Мария Евфросина Спартали, позже Стиллман, великая художница, которая также была вдохновлена прерафаэлитами.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему 11 знаменитых картин Казимира Малевича так важны для мира искусства >>
Уильям Холман Хант
Слева направо: Портрет Уильяма Холмана Ханта. \ Автопортрет, 1867 год.
Хант рано проявил талант, хотя его родители были против его решения стать художником. В возрасте двадцати двух лет он поступил в Королевскую академию в Лондоне. Будучи студентом там, он подружился с двумя другими прерафаэлитами, Данте Габриэлем Россетти и Джоном Эвереттом Милле. Хант написал очень радикальную картину в XIX веке под названием «Пробуждение совести». На картине изображена молодая девушка, сидящая на коленях у своего возлюбленного. Кажется, она только что проснулась. Она выглядит как женщина в момент искупления. Птица позади неё, пытающаяся вылететь из окна, тоже символизирует её желание убежать.
Пробуждение совести, Уильям Холман Хант, 1853 год. \ Фото: alittlepinkbook.com.
В годы викторианской эпохи в Лондоне ночные бабочки появлялись в романах и иллюстрациях в качестве маргинальных фигур. Особенно среди среднего класса одна из древнейших профессий в мире представляла собой яростно обсуждаемый вопрос. «Пробуждающаяся совесть» отражала отношения, которые прерафаэлиты развивали с женщинами из рабочего класса как с моделями, так и с любовницами.
Форд Мэдокс Браун
Форд Мэдокс Браун.
Форд Мэдокс Браун был одним из первых художников-прерафаэлитов XIX века. Он не был полноправным членом Братства прерафаэлитов, а скорее близким соратником и поддерживающим старшим братом. Браун родился во Франции в 1821 году и обучался классическому стилю в различных художественных академиях по всей Европе. Позже он переехал в Лондон, где начал карьеру художника, отказавшись от всего своего формального образования и классических идеалов. Его искусство склонялось к натурализму. Он привнёс в свои работы естественный солнечный свет и довёл реализм до крайности.
Английский осенний полдень, Форд Мэдокс Браун, 1852-1853 гг. \ Фото: pinterest.com.
Прерафаэлиты, в том числе Джон Эверетт Милле и Уильям Холман Хант, воспользовались расширением железных дорог, чтобы посетить новые пастбища, развивая пейзажную живопись в новом направлении. Однако Брауна не интересовало использование паровоза для путешествий в его пейзажной живописи. Самой необычной картиной прерафаэлитов, изображающей пейзаж, является его работа «Английский осенний полдень». Он закончил её в течение трёх лет, глядя из заднего окна своей квартиры в Хампстед. Каждую деталь, которая была видна из этого заднего окна, можно увидеть на этом холсте. Эта непосредственность видения, почти своего рода фотографический процесс, и делает эту картину столь удивительной.
Эдуард Коули Бёрн-Джонс
Любовь среди руин, Эдвард Бёрн-Джонс, 1870-3 гг. \ Фото: lumieresdesetoiles.com.
Родившийся в 1833 году во время Промышленной революции, Джонс был последним из прерафаэлитов. Он не закончил учёбу в Оксфордском университете, решив вместо этого изучать искусство у Россетти. Это было самое близкое, что он когда-либо получал к формальному обучению искусству. Он был очарован средневековой литературой, историей, легендами и сказками прошлого. Кроме того, его меньше интересовал натурализм, которым были отмечены ранние годы Братства прерафаэлитов. Он черпал вдохновение для своей картины «Любовь среди руин» из стихотворения Роберта Браунинга. На этой картине покойного художника-прерафаэлита изображены двое влюблённых, сидящих среди полуразрушенных руин здания.
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус.
Родители Джона Уильяма Уотерхауса были художниками. Джон был английским художником, на которого оказали влияние работы прерафаэлитов. Хотя он работал через несколько лет после Братства прерафаэлитов, он заимствовал стилистические влияния, которые позже включил в свои собственные картины. Он также учился в Лондонской Королевской академии искусств, как и многие прерафаэлиты. Как и другие прерафаэлиты, Джон склонялся к средневековым мифам, древнегреческой мифологии и легенде об Артуре.
Леди Шалотт, Джон Уильям Уотерхаус, 1888 год. \ Фото: fandom.com.
Интерпретация Уотерхаусом стихотворения Альфреда Теннисона о легенде об Артуре является знаковым примером этого. В своей самой известной картине «Леди Шалотт» (Волшебница Шалот) он изображает историю женщины, которая страдает от проклятия. Сама картина служит защитой движения прерафаэлитов. На самом деле он нарисовал три разные версии этого персонажа. Этот был основан на стихотворении Альфреда Теннисона, действие которого происходит во времена легендарного короля Артура и средневекового города Камелот. В викторианскую эпоху в Британии эта тема трагической любви была очень распространена среди художников, особенно в поэме Теннисона.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как Эдгар Дега бросил вызов миру искусства: Недооценённые монотипии с изящными линиями и гротескными движениями >>
Фредерик Джордж Стивенс
Слева направо: Фредерик Джордж Стивенс. \ Фредерик Джордж Стивенс, сфотографированный Cundall, Downes & Co., вероятно, в апреле 1859 года.
Фредерик родился в районе Корнхилл, в Лондоне, и учился частично в университете, а частично у частного преподавателя. В 1840-х годах он начал свою карьеру студентом-искусствоведом Королевской академии в Лондоне. Там он встретил Уильяма Холмана Ханта, который попросил его присоединиться к прерафаэлитам. Таким образом, он был одним из первых членов Братства прерафаэлитов, который работал и как художник, и как публицист.
Предложение (Маркиз и Гризельда), Фредерик Джордж Стивенс, 1850 год. \ Фото: wordpress.com.
Стивенс также черпал вдохновение во многих средневековых мифах и сказках. Единственная полностью законченная оригинальная картина Стивенса, которая сохранилась - это «Предложение». На него оказали влияние Кентерберийские рассказы Джеффри Чосера, особенно Рассказ Клерка. Фредерик начал рисовать эту работу во время поездки с Уильямом Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. Они работали над своими полотнами на открытом воздухе в Севеноуксе, Англия, где они жили. Фредерик рисовал всё, что видел, в типичном стиле прерафаэлитов. В 1851 году он представил законченную картину на выставку в Королевскую академию, но она была отклонена и осталась у него.
На картине изображена история терпеливой Гризельды и её неудачного брака с чудовищным дворянином. Стивенс изобразил бедную женщину, пойманную в ловушку бессердечным аристократом, но он перенёс их в современную обстановку. На этой картине Фредерик показывает, что на него явно повлиял портрет Арнольфини Яна ван Эйка, картина, которая также вдохновляла прерафаэлитов. Тонко расписанный интерьер, центральное расположение пары, соединённые руки в центре композиции, свет, проникающий через окно, и даже поза Гризельды - всё это отголоски техники Ван Эйка.
В продолжение темы о художниках, читайте, в чём Амедео Модильяни черпал своё вдохновение, и почему его творчество долгие годы оставалось безуспешным при его жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: