Наиболее выдающейся областью творчества немецкого композитора Людвига ван Бетховена является симфоническая музыка, которая считается самым великим достижением мировой культуры. Каждое симфоническое произведение Бетховена является настоящим шедевром, в котором воплощены великие идеи гения и мечты о свободе и счастье человечества. Написав девять бессмертных симфоний, Бетховен не успел завершить работу над Десятой, начатой в последние годы его жизни. Но теперь, спустя почти 200 лет после ухода великого композитора, мы имеем возможность ее услышать.
Прошлые попытки оказались неудачными
Симфонические произведения Бетховена слушают во всем мире. Фото: mosoblfil.ru
Известно, что Людвиг ван Бетховен был очень больным человеком, имея ряд хронических заболеваний, которые с годами прогрессировали. Кроме того, из-за перенесенного в молодости воспаления уха он начал терять слух, и многие свои произведения написал уже будучи совершенно глухим.
Последние годы жизни композитора были омрачены его резко ухудшившимся состоянием здоровья, по причине чего он уже не мог полноценно работать. И все же Бетховен стремился закончить свою работу над Девятой симфонией, и даже начал писать Десятую, завершающую.
Однако от этой работы, которая должна была стать выдающимся произведением композитора, осталось всего несколько музыкальных набросков, причем ни один из них не содержал более тридцати тактов непрерывной музыки.
На протяжении почти двухсот лет поклонники великого композитора и музыковеды считали Десятую симфонию Бетховена огромной утратой для человечества и огорчались по поводу того, что люди потеряли возможность когда-то ее услышать.
Бетховен оставил немного чернового материала, работая над последней, Десятой симфонией. Всего несколько листков нот и записанных на бумаге идей оказалось недостаточно для того, чтобы воспроизвести задуманное композитором произведение.
Однако в прошлом не раз предпринимались такие попытки. Наиболее известной была работа британского композитора Барри Купера над реконструкцией всех частей этого произведения, предпринятая в 80-х годах прошлого столетия, но она была беспощадно раскритикована музыковедами.
Над Десятой симфонией пытались работать и другие композиторы, но их попытки тоже оказались неудачными.
Как осуществлялась задача по привлечению ИИ
Композитор Вальтер Верзова за работой над симфонией. Фото: trends.rbc.ru
Пять лет назад доктор Маттиас Редер, руководитель Зальцбургского института Элиет и Герберта фон Караяна, занимающийся продвижением музыкальных технологий, решил собрать команду специалистов для работы над Десятой симфонией Бетховена и попытаться ее воссоздать с помощью искусственного интеллекта. В нее вошли известные композиторы, музыканты и специалисты по компьютерной графике.
Задача предстояла сложная. Чтобы ее осуществить, искусственный интеллект должен был обработать все фрагменты записей, оставленных Бетховеном, и заполнить недостающие пустоты в его Десятой симфонии, сохраняя при этом стиль и видение композитора.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Нейросеть: В чем смысл модной технологии и чего ожидать от нее в будущем
Ничего подобного прежде не происходило. Предпринятые ранее попытки создания музыки с помощью ИИ представляли собой совершенно другой процесс, даже близко не похожий на тот, который должен был решить задачу по воспроизведению целой симфонии на основании нескольких коротких фрагментов, и создать произведение, которое мог бы написать великий Бетховен.
Творческому коллективу предстояло стать первооткрывателями в этом деле и раздвинуть границы возможностей ИИ, научив машину превращать отдельные музыкальные такты великого композитора в его полноценную симфонию.
Работа над проектом и первое испытание
Команда Редера при подготовке к первому испытанию. Фото: trends.rbc.ru
По мере развития проекта его участниками была проделана колоссальная работа по обработке и переписи набросков Десятой симфонии в попытках понять замыслы Бетховена и сложить все доступные пазлы воедино. Известные произведения композитора использовались как шаблон, чтобы определить, куда и в какой последовательности должны вставляться отдельные фрагменты Десятой симфонии.
Искусственному интеллекту предстояла не менее сложная задача - изучить творчество Бетховена, чтобы использовать эти фрагменты так, как их мог бы использовать сам композитор.
После десяти месяцев беспрерывной работы весь творческий коллектив собрался в Доме-музее Бетховена в городе Бонне, чтобы провести первые испытания и решить - способен ли искусственный интеллект завершить начатый процесс.
На эту встречу были приглашены искусствоведы и журналисты, которым раздали партитуры, и в процессе воспроизведения симфонии предложили определить места, написанные самим Бетховеном и искусственным интеллектом. Никто не смог этого сделать.
Одобрение музыкантов, которые не нашли изъянов
После первого испытания работа над проектом продолжалась еще полтора года. Это был сложный творческий процесс, в котором с каждым днем все больше вырисовывался гений Бетховена, побуждая коллектив добиваться идеального звучания симфонии. По мере работы над произведением происходило также обучение и развитие искусственного интеллекта.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему бушуют страсти вокруг байопика об Эдит Пиаф, в котором ИИ воспроизвёл голос великой певицы
Команда создателей Десятой симфонии Бетховена ожидала некоторого сопротивления со стороны противников искусственного интеллекта, которые считают, что искусство должно быть закрыто от вмешательства ИИ, и что никто не имеет права вмешиваться в творческий процесс музыканта. Но на этот раз оно было минимальным, все с нетерпением ждали, чем закончится этот эксперимент.
Во время работы над проектом один из музыкантов команды сказал, что ИИ напомнил ему старательного и талантливого студента, который усердно занимается, совершенствует свои навыки и в конечном итоге становится гениальным музыкантом.
И вот наконец-то настал тот день, когда этот студент, приняв эстафету у Бетховена, готов был представить миру Десятую симфонию. Премьера состоялась в родном городе композитора, в Бонне, в октябре 2021 года. Знаменитый Бетховенский оркестр исполнил это произведение под руководством главного дирижера Дирка Кафтана.
Многие люди, сидевшие в зале, плакали, а музыканты не смогли найти изъянов в этом произведении. И хотя творение ИИ дало всем нам возможность услышать версию незаконченной Десятой симфонии Бетховена, многие музыковеды считают, что это всего лишь версия, которую нельзя называть произведением гениального композитора Людвига ван Бетховена, который не слышал ни единого звука.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: