Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Сегодня, конечно, существует великое множество теплой, удобной и красивой верхней одежды – курток, пуховиков, пальто с высокотехнологичными мембранами и качественным утеплителем. Однако и сейчас многие готовы поспорить с тем, что эпоха шуб прошла, даже рискуя ввязаться в долгую дискуссию с противниками ношения натурального меха. А в прежние времена меховая одежда была жизненно необходимым элементом гардероба в морозы и показателем статуса и богатства, когда холод уже отступал. И, конечно, фактура и оттенки меха особенно нравилось писать художникам, а потому герои картин великих живописцев так часто облачены в шубы – или хотя бы хвастаются меховыми воротниками.


Борис Кустодиев, «Портрет Ф.И.Шаляпина»



Портрет Ф.И.Шаляпина.

Портрет Ф.И.Шаляпина.


Великий Федор Шаляпин в полный рост – и его знаменитая бобровая шуба тоже. И заказчику, и художнику эта шуба казалась забавной, потому что ею заплатили Шаляпину за концерт, а происхождение ее оставалось тайной, однако на портрете «краденая» шуба только добавляет оперному гению величия. Шаляпин возвышается над снегами и городом, словно на сцене. Работа над портретом шла долго – целых два года. Кустодиев в тот период создавал декорации для оперы «Вражья сила» по пьесе Островского – эту работу предложил ему сам Шаляпин.

И хотя Кустодиев в то время страдал из-за тяжелого паралича обеих ног и был вынужден передвигаться на коляске, он с радостью взялся за создание декораций.

Между художником и певцом установились теплые дружеские отношения, полные взаимного уважения и восхищения. И, конечно, после премьеры «Вражьей силы» Кустодиев загорелся идеей написать полноценный портрет Шаляпина. Высота оригинального полотна – более двух метров. Борис Михайлович придумал приспособление, позволяющее перемещать огромный холст туда-сюда, поднимать и опускать его. Работа над картиной такого формата – тяжелая работа и для здорового художника, а уж для ограниченного в подвижности – настоящий подвиг.

Сложностей добавляло и присутствие на картине любимого пса Шаляпина – бульдога по кличке Ройка, который вовсе не собирался стоять смирно, и для сохранения нужной позы приходилось… сажать на шкаф кота. Этот портрет Шаляпин считал одним из самых удачных, хранил в личной галерее. Кустодиев впоследствии написал уменьшенную версию.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сын великого Шаляпина вышел из тени отца, создал 413 обложек культового журнала и стал "Мистером Time".

Алонсо Санчес Коэльо, «Дама в меховой накидке»



Дама в меховой накидке.

Дама в меховой накидке.


Прекрасная испанка с темными густыми бровями, укутанная в горностаевые или рысьи меха, долгое время оставалась загадкой для искусствоведов. Авторство этого утонченного портрета долгое время приписывали Эль Греко, однако в 2019 году переатрибутировали – теперь это картина Алонсо Санчеса Коэльо, придворного художника Филиппа II. А вот кто на ней изображен – неизвестно, а ведь, судя по богатым мехам, шелкам и драгоценностям, красавица принадлежит к высшим слоям общества.

Тициан, «Портрет мужчины в красной шапочке»



Портрет мужчины в красной шапочке.

Портрет мужчины в красной шапочке.


Молодой богач с задумчивым видом позирует величайшему художнику своего времени. Хоть имя натурщика неизвестно, но сам портрет был хорошо известен художникам уже в эпоху барокко, и они включали фигуру роскошно одетого юноши в собственные картины.

Альбрехт Дюрер, «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»



Автопортрет в одежде, отделанной мехом.

Автопортрет в одежде, отделанной мехом.


Меховой воротник, который задумчиво поглаживает молодой Дюрер, - признак высокого положения в обществе. Впрочем, и в остальном художник изображает себя человеком обеспеченным – ухоженные руки, блестящие волосы, белоснежная рубашка в прорезях рукавов… Для своего времени этот портрет – один из череды автопортретов Альбрехта Дюрера – был необычным. Художники еще только начали использовать поворот в три четверти на портретах, отказавшись от профильного изображения, и писать портреты анфас было не принято – лишь изображения Иисуса Христа. Искусствоведы и сегодня рассуждают о том, почему Дюрер нарушил живописную традицию, а зрителей завораживает его одухотворенный вид… и роскошный наряд, разумеется.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как автопортрет Альбрехта Дюрера стал причиной скандала и недовольства в мире искусства.

Фрэнк Кадоган Коупер, «Молодая герцогиня»



Молодая герцогиня.

Молодая герцогиня.


Коупера относят к прерафаэлитам «второго поколения», художникам, не принадлежащим к Братству, однако разделяющим некоторые идеи и воззрения «старших прерафаэлитов». Поэтому на его картинах появляются героини средневековых легенд, облаченные в фантазийные наряды и представляющие собой скорее аллегории, чем реальных персонажей. Коупер был избран членом Королевского общества акварелистов в год его столетнего юбилея, в 1904 году, и как акварелист достиг высочайшего уровня. Удивительно, но «Молодая герцогиня» представляет собой образец акварельной живописи, кажущейся такой же плотной и объемной в его исполнении, как масляная. Однако именно акварель позволяет Коуперу передать гладкий блеск шелка и мягкость меховой накидки, в которую кутается юная красавица.

Чен Чонг Пинг, «Девушка в шубке»



Девушка в шубке.

Девушка в шубке.


Чен Чонг Пинг – китайский художник, известный изображениями девушек в национальных костюмах с отсылками к традиционным формам изобразительного искусства. Нередко его героини облачены в одежды с меховой отделкой.

Валентин Серов, «Портрет княгини Ольги Орловой»



Портрет княгини Ольги Орловой.

Портрет княгини Ольги Орловой.


Нельзя, конечно, обойти вниманием роскошный соболий палантин княгини Орловой на картине Серова. Орлова, по воспоминаниям современников, знала толк в нарядах, а потому вызывала у художников особый интерес. Странная, неудобная, какая-то изощренная поза портретируемой вызывала у критиков подозрения в ироничным отношении со стороны Серова, однако самой княгине картина так нравилась, что рассталась она с полотном только под большим общественным давлением.

Джон Уильям Годвард, «Обрученная»



Обрученная.

Обрученная.


Если погода не располагает к ношению шубы, а с мехами расставаться не хочется, можно на них… прилечь, как прекрасные римлянки Джона Годварда. Он был одним из последних художников-неоакадемистов, даже в эпоху модернистских экспериментов оставался верным образам героинь античности. На его полотнах повторяется один и тот же образ – очаровательная брюнетка в струящемся одеянии, занятая своими мечтаниями. И нередко мечтаниям она предается на тигровой шкуре, брошенной на мраморные ступени. Успех недолго сопутствовал Джону Годварду, однако сейчас его римлянки завораживают зрителей какой-то сладкой ностальгией по утерянному прошлому.

И еще немного о непростой судьбе и итальянской любви Джона Уильяма Годварда - немного римского солнца январским днем.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3602
8.01.2024 16:15
В закладки
Версия для печати

Комментарии






Смотрите также