Жан Люрса и его работа.
Даже с первого взгляда бросается в глаза схожесть этих двух художников — знаменитого Пабло Пикассо и Жана Люрса. То же самое коренастое телосложение, та же лысина... кажется, что если сменить трикотажный свитер на бретонскую полосатую рубашку, этих двоих можно будет не различить. Итак, кем же был этот таинственный «двойник». Если покопаться в истории, станет очевидно, что у Люрса и Пикассо гораздо гораздо больше общего, чем их внешность.
Жан Люрса - «кислотный» Пикассо, создававший гигантские гобелены.
Жан Люрса на самом деле был одним из самых изобретательных художников Франции в XX веке, хотя и менее известным, чем Пикассо. Как и у знаменитого испанского художника, его карьера была связана с абстракцией и кубизмом, но потом француз увлекся керамикой, мозаикой и ювелирным делом.
Почти двойник.
Именно в период этих метаний от одного вида искусства к другому и нашлось истинное призвание Люрса: гобелены. Его стиль был уникальным: из фовизма француз взял яркие кричащие цвета, а из кубизма — мешанину из фигур. К этому всему художник добавил настоящую психоделику, нередко используя образы пылающих львов и радужных бабочек. По большому счету, это очень похоже на Пикассо, но «кислотного».
Жан Люрса.
«Наши воспоминания часто возникают из галлюцинаций», - объяснил Люрса в документальном фильме 1965 года смысл своей работы «Le Chant du Monde». Когда художник вернулся с войны в 1917 году, его в течение длительного времени проследовали воспоминания о жестокой битве при Вердене. «Я выбрался из этой тьмы воспоминаний и депрессии только благодаря гобеленам. Произведение искусства всегда представляет собой совокупность шрамов психики его творца, - рассказывал Люрса. - А работа в группе (француз создавал гобелены с группой помощников) всегда оказывает терапевтический эффект». Это чувство командной работы заставило Люрса почувствовать, что он не просто создает произведение искусства, но и является частью сообщества, которому он нужен.
Что интересно, его студия была довольно роскошной. В то время как Пикассо в ранние годы перебивался на Монмартре в общественной студии Бато-Лавуар (которая в то время считалась чем-то вроде студенческого общежития), Люрса жил в «Вилла Сера» - потрясающей студии в стиле ар-деко, спроектированной его братом- архитектором в 1924 году. Эту виллу и ныне можно посетить во время французских «Дней европейского наследия», когда во многих городах исторические памятники открываются для публичного посещения на неделю. Несложно заметить, что стены этого дома украшает горящее солнце.
От современников Люрса отличал не только стиль, но и то, как он творил. Никто не делал гобелены, причем настоящие гобелены в средневековом стиле, как Люрса и его команда. «Нет ничего прекраснее создания, скажем, гигантского солнца вместе, - объяснил художник, - создавая это горящее на стене солнце, мы воплощали общую идею. В этом гобелене есть частичка не только меня, но и всей команды».
Вместо того, чтобы использовать все современные материалы для гобелена, Жан Люрса решил прибегнуть к традиционной старой школе. Он не стал выбирать среди 3000 доступных цветов, а использовал всего 44 цвета, которые могли существовать в XIV веке. Его увлечение поддержали десятки помощников, в том числе его бывшая жена Марта.
Как создавались гобелены.
Когда художник увидел в 1938 году в городе Анже средневековый гобелен «Апокалипсис» - один из самых больших в мире гобеленов высотой более 100 метров - он был поражен яркими изображениями славы и насилия, которые напомнили ему о том, что Жан сам пережил во время войны. 19 лет спустя Люрса решил сделать цикл из 10 гобеленов в честь «Апокалипсиса» под названием «Песнь мира» (Le Chant du Monde). Сегодня эта коллекция демонстрируется в том же музее в Анже, что и эпическая средневековая работа.
«Песнь мира» была в общей сложности 80 метров в длину, и потребовалось более 10 лет, чтобы создать этот цикл. Фактически, он даже не был закончен, когда Люрса умер в 1966 году, и его жена Симоне закончила этот проект с командой Люрса. «В этой работе можно увидеть все, - говорит представитель Музея гобеленов Анже. - Первая и Вторая мировые войны. Оптимизм. Слава. Шампанское. Поэзия. Смерть. Это дань старому миру и поучительная история для будущих поколений».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: