31 января 1632 года голландский хирург и анатом Доктор Тульп провел в Амстердаме лекцию о мышечных сухожилиях в руках человека. Этот факт задокументировал на своей картине великолепный мастер Золотого века Голландии - Рембрандт. Многие пытаются найти глубокий смысл на этом полотне. Однако, истинное его назначение удивит многих.
О художнике
Рембрандта считают одним из выдающихся художников голландского барокко. О нем говорят цифры:⦁ 40 лет творческой карьеры
⦁ 400 картин
⦁ 1000 рисунков
⦁ 300 гравюр
Рембрандт родился в Лейдене в 1606 году. Этот поистине золотой век Голландии, когда страна находилась в самом разгаре богатства торгового класса, послужил Рембрандту на протяжении его долгой карьеры. Рембрандт и его коллеги-голландские художники были щедро поддержаны богатым, протестантским и растущим средним классом. Меценаты с энтузиазмом заказывали произведения искусства.
Автопортрет
Практика создания групповых портретов
Многие различные виды искусства стали популярными в период голландского барокко. Картины «малых голландцев» (маленькие картины повседневной жизни) были исключительно популярны среди клиентуры среднего класса. Это были натюрморты, пейзажи и гравюры. Большой и более сложный по составу групповой портрет также стал популярным в Голландии в XVII веке. Это была своеобразная рекламная компания того времени. Монументальный групповой портрет с людьми той или иной профессии помещался в общественное пространство с целью продвижения определенной организации.В Нидерландах была традиция проведения лекций по анатомии, основанная пионером-анатомом Андреасом Везалием (1514-64). Один раз в год предводитель анатомии, глава гильдии хирургов, проводил лекцию для членов своей гильдии с показательными хирургическими действиями (в процессе зачастую использовался труп человека). Такая же обязанность была и у Николаса Тульпа. В 1628 году доктор Тульп был назначен проектором Амстердамской гильдии анатомии. Его лекция состоялась 31 января 1632 года. Именно эту сцену изображает Рембрандт в «Уроке анатомии доктора Тульпа».
Николас Тульп
«Урок анатомии доктора Тульпа»
Картина не является подлинной записью вскрытия с лекции 1632 года (которое по правилам должно было начаться со вскрытия желудка и черепа), а представляет собой воображаемую сцену. Художнику была поставлена задача подготовить портрет доктора вместе с его коллегами. Вполне вероятно, что знакомство со столь влиятельным человеком оказало важнейшую роль в его успешной карьере в Амстердаме, куда он переехал в 1631 году. Это, безусловно, было мудрым профессиональным решением, так как тогда это был один из самых богатых и крупнейших городов Европы. Всего через год после приезда Рембрандту предложили написать групповой портрет Амстердамской гильдии хирургов, картину, которая со временем стала известна как «Урок анатомии доктора Тульпа». На полотне мастер изобразил кульминационный момент вскрытия человеческого тела. Помимо доктора Тульпа на картине мы видим семерых членов Гильдии хирургов, каждый из которых заплатил немалую сумму, чтобы его включили в картину. Вот такой рекламно-маркетинговый ход XVII века. В нижнем правом углу находится большой открытый учебник по анатомии, почти наверняка De humani corporis fabrica («Ткань человеческого тела», 1543 года авторства Андреаса Везалия, с которым Рембрандт льстиво ассоциирует Тульпа.Процесс создания полотна проходила в частной галерее Хендрика ван Уиленбурга (двоюродного брата любимой супруги Рембрандта, Саскии, главного дилера художника). Живописец фактически живет и работает в помещении. Несколько его ранних шедевров уже были написаны в этом величественном четырехэтажном здании на канале Амстел. В том числе потрясающий «Урок анатомии доктора Тульпа». Это первая после переезда значимая работа принесла своему создателю богатство и известность.
Композиция и акценты
На картине создана более сложная композиция, чем кажется на первый взгляд. Безусловный фокус картины - доктор Тульп, который демонстрирует устройство мускулатуры левой руки трупа. Николас Тульп, одетый в темный костюм и шляпу, использует щипцы для обозначения определенных мышц и сухожилий руки трупа, демонстрируя их работу пальцами левой руки. Что еще выделяет его на фоне коллег - он единственный в головном уборе.А вот светотеневой техникой Рембрандт выделил... сам труп. Он является наиболее ярким пятном на картине. Семь коллег окружают доктора Тульпа, и все они смотрят в разных направлениях - некоторые смотрят на труп, некоторые смотрят на лектора, а другие - прямо на зрителя.
Труп - недавно казненный вор по имени Адриан Адриансзун - лежит почти параллельно композиции картины. Кстати, до Рембрандта художники не особо демонстрировали лица трупов (прикрывая их героями или предметами). Рембрандт это сделал, но прикрыл половину лица тенью одного из хирургов.
Безусловно, если бы Рембрандт жил в других (более религиозных частях Европы) ему бы не позволили написать столь откровенную картину. Католический принцип воскресения требовал, чтобы мертвые тела были погребены в состоянии целостности. Этот факт объясняет нам то, почему Леонардо был вынужден тайно расчленять человеческие тела. Однако в протестантской Голландии, через 113 лет после смерти Леонардо, вскрытие человека было не только обычной практикой, но и публичным зрелищем, полным еды, вина и обсуждений.
Второй портрет преемника Тульпа
Четверть века спустя Рембрандту было поручено написать портрет доктора Йохана Деймана, преемника Тульпа на посту главного анатома Амстердама. Оба эти портрета («Урок анатомии доктора Тульпа» и «Урок анатомии доктора Деймана») висели в Амстердамском историческом музее. Однако, второе полотно было сильно повреждено пожаром 1723 года. Сохранился только его центральный фрагмент.Урок анатомии доктора Деймана
Таким образом, мы рассмотрели полотно Рембрандат, посвященное гильдии хирургов и самому Николасу Тульпу. Моральное послание «Урока анатомии доктора Тульпа» вряд ли было сильно глубоким. Я все же склоняюсь к маркетинговой предпосылке создания портрета. Придать славе и восхвалить хирургов гильдии и самого доктора Тульпа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: