Большинство фильмов заканчиваются на счастливой ноте - в сюжете восстанавливается порядок, оставляющий у зрителей чувство надежды и удовлетворения. Кинолент с печальным концом определённо меньше. Ещё меньше среди них тех, что проводят зрителя мимо грусти и погружают в состояние полного душевного опустошения. Такие финалы обычно публика очень не любит, они долгое время не выходят из головы и причиняют сплошное расстройство. Далее в обзоре — 10 фантастических кинокартин, мрачная концовка которых не оставила зрителям ни одного проблеска надежды в этом жестоком мире.
1. «Муха» (1986)
Рекламный плакат к фильму «Муха» (1986).
Эту киноленту в основном связывают с безумным чувством брезгливости, которое она вызывает. Эмоциональная подоплёка фильма куда хуже. Гротескное повествование крутится вокруг очередного безумного учёного, который одержим наукой. Сет Брандл (Джефф Голдблюм) мечтает создать машину для телепортации. Неудачные испытания приводят к тому, что учёный начинает превращаться в муху. Гибрид этого насекомого с человеком настолько отвратителен, насколько только можно вообразить.
Концовка картины вообще душераздирающая. Человек-муха совершает ужасные вещи, но не потому что он плохой, а потому что его поступки обусловлены изменениями ДНК. Контролировать своё поведение он не в состоянии. В конце концов последние проблески разума возникают в сознании трансформирующегося в монстра Сета и он умоляет свою возлюбленную избавить его от страданий. Зрители становятся свидетелями не просто фильма ужасов, а страшной трагедии, разрушившей жизнь не только некогда хорошего человека, но и его девушки, которая вынуждена взять на себя принятие тяжёлого решения о судьбе дорогого ей мужчины.
2. «Ночь живых мертвецов» (1968)
Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов» (1968).
«Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро была первым современным фильмом о зомби. Даже сегодня его концовка остаётся самой жестокой и неожиданной в этом жанре. Герою удаётся пережить ночь атак зомби. Утром он слышит голоса других выживших и выходит из подвала. Далее его неожиданно застреливают и сжигают вместе с телами убиенных зомби.
Актёр, который исполнил роль главного героя, говорил потом, что он лично боролся с режиссёром за такой финал. Он утверждал, что очень символично для такого жанра, где герои никогда не погибают, убить его. Двойной символизм состоял в том, что он чёрный.
Сам режиссёр рассказал несколько иную версию событий. Он говорит, что хэппи-энд изначально не был запланирован и здесь нет никакой межрасовой подоплёки. Просто в таком кино обычно все ожидают хотя бы частично счастливого конца, а Ромеро решил пойти другим путём. Независимо от того, какая версия является правдивой, финал всё равно остаётся весьма неожиданным и трагичным.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 10 культовых литературных произведений, которые никогда не были экранизованы
3. «Искупление» (2007)
Кадр из фильма «Искупление» (2007).
Сюжетная линия фильма предполагает романтичную историю о любви на фоне хода Второй мировой войны. Концовка заставляет зрителя пережить настолько глубокое разочарование и разрушение всех иллюзий, что и представить трудно. Сложный сюжет рассказывает историю необычного любовного треугольника, состоящего из молодого человека по имени Робби и двух сестёр — юной аристократки Сесилии и её младшей сестрёнки Бриони. Повествование ведётся от первого лица последней. Робби влюблён в Сесилию, но её младшая сестра обвиняет его в преступлении, которого тот не совершал. В результате пара расстаётся.
Сначала зрителя успокаивают тем, что Робби и Сесилия всё-таки воссоединились. Концовка неумолимо разрушает все эти иллюзии. Молодые люди погибли во время войны, они так и не помирились. Повзрослевшая Бриони пишет автобиографический роман, где выдумывает для пары хэппи-энд. Так она пытается искупить свою вину перед ними обоими. Надо сказать, что вдохновения финалу это никак не прибавляет.
4. «Семь» (1995)
Кадр из фильма «Семь» (1995).
Криминальный триллер Дэвида Финчера повествует о двух детективах, Миллсе (Брэд Питт) и Сомерсете (Морган Фриман), которые пытаются вычислить маньяка, оформляющего убийства по принципу семи смертных грехов. Концовка не вселяет оптимизма: Миллс находит в присланной ему убийцей коробке голову своей любимой жены. Не в состоянии побороть гнев, он убивает маньяка.
Продюсеры хотели смягчить финал, поместив в коробку собачью голову и превратив происходящее в жестокий, но всё же розыгрыш. Миллс должен был проявить героическое сопротивление эмоциям и не поддаться на расчётливую игру убийцы. Трагическую концовку спас Питт. Он не позволил испортить фильм традиционными голливудскими штампами.
5. «Когда дует ветер» (1986)
Кадр из анимационного фильма «Когда дует ветер» (1986).
Основанный на графическом романе Рэймонда Бриггса, фильм Джимми Мураками «Когда дует ветер», показывает все ужасы ядерной войны глазами среднестатистической пожилой пары. Супруги Джим и Хильда Блоггс прячутся в убежище и спасаются во время взрыва бомбы. Потом они покидают укрытие слишком рано и подвергаются смертельному воздействию радиации. Здоровье Блоггсов стремительно ухудшается, чего они стараются не замечать, занимаясь своими повседневными делами. Их отношение к происходящему придаёт концовке ещё больше трагизма.
6. «Олдбой» (2003)
Рекламный плакат к фильму «Олдбой» (2003).
Когда речь заходит о лучших фильмах о мести, этот возглавляет рейтинги. Мужчина по имени О Дэ Су (Чхве Мин Сик), жаждет мести. Он находился в заточении целых 15 лет. Его похитили в день рождения его дочери и поместили в частную тюрьму. Мужчина освобождается и решает найти своего похитителя. Во время своего расследования он влюбляется в молодую девушку по имени Ми До. Запутанные поиски приводят О Дэ Су к некому Ли У Чжину.
Далее сюжет закручивается настолько лихо, что трудно уследить. Оказывается, главный герой ещё в старшей школе поймал своего будущего мучителя на инцесте с его сестрой. Девушка совершила самоубийство после того, как О Дэ Су всем об этом разболтал. Ли У Чжин хотел, чтобы он ощутил всю ту боль и стыд, которые пережили они с сестрой. Поэтому с помощью гипноза заставил его влюбиться в собственную дочь — Ми До. Когда О Дэ Су понял, что совершил инцест, он сначала приходит в ярость и хочет убить своего врага. Потом он осознаёт всё то что натворил и просит прощения. В качестве искупления, отрезает себе язык. Ли У Чжин уходит, потом убивает себя — в этом мире ему уже делать нечего. Он отомстил за сестру.
О Дэ Су хочет убрать из своей памяти информацию о том, что он спал с собственной дочерью. Он пытается с помощью гипноза стереть свои воспоминания. Фильм заканчивается тем, что Ми До его обнимает и говорит, что любит, но неловкая улыбка мужчины ясно даёт понять, что он ничего не забыл. Концовка столь интригующего сюжета не только шокирует, но и глубоко удручает.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 10 фильмов по мотивам реальных историй, в которых изменили реальный финал, чтобы не слишком пугать зрителей
7. «Могила светлячков» (1988)
Кадр из анимационного фильма «Могила светлячков» (1988).
Это кино является адаптацией рассказа Акиюки Носаки 1967 года. В анимационном фильме рассказывается о брате и сестре, которые пытаются выжить после бомбардировки Кобе во время Второй мировой войны. Режиссёр попытался смягчить финал тем, что с самого начала показал, что дети в итоге умрут. При этом наблюдать за разворачивающимися в сюжете событиями всё равно невероятно тяжело.
Мать детей умирает от ранений, полученных во время бомбардировки, отец погибает на войне. Брата с сестрой забирает к себе их тётка. Она оказывается очень жестокой женщиной и делает жизнь подростков настолько невыносимой, что они убегают от неё. После этого зритель вынужден наблюдать за тем, как они медленно умирают от голода в окружении других таких же несчастных.
8. «Нити» (1984)
Кадр из фильма «Нити» (1984).
Этот фильм — одно из самых душераздирающих повествований, рождённых во времена холодной войны. Он рассказывает о молодых супругах, которые ждут ребёнка. В это время противостояние США и СССР заканчивается ядерной войной и Великобритания погружается в ядерную зиму. То что происходит на экране дальше, не то что не внушает оптимизма, но и погружает в состояние глубокой депрессии.
Мир наполнен насилием, голодом и болезнями. Кажется, что новорождённый ребёнок станет символом возрождения человечества. Только, когда девочка подрастает, она беременеет и рожает мёртвого, изуродованного последствиями радиации, ребёнка. Её ужас при виде своего мертворождённого сына символизирует обречённость человечества и не оставляет места никаким надеждам. Это последний кадр фильма. Мрачное кино заставило большую часть зрителей покинуть зал ещё до окончания показа.
9. «Реквием по мечте» (2000)
Кадр из фильма «Реквием по мечте» (2000).
Кино снято по одноимённому роману Хьюберта Селби-младшего и описывает все ужасы увлечения запрещёнными веществами. Зритель в течение показа наблюдает, как четвёрка молодых людей погружается во мрак зависимости и разрушает свои жизни. Финальная сцена заканчивается кадрами, на которых каждый персонаж переживает ломку, лёжа в позе эмбриона. Хотя их истории не связаны друг с другом — заканчивают они одинаково. Концовка погружает в отчаяние и безысходность.
10. «Мгла» (2007)
Кадр из фильма «Мгла» (2007).
Данный фильм является адаптацией новеллы Стивена Кинга 1980 года под названием «Туман», но в ней полностью изменён финал. Обе истории повествуют об отце по имени Дэвид (Томас Джейн), который вместе со своим маленьким сыном оказывается в ловушке в супермаркете после того, как город накрывает непонятный плотный туман. В этом тумане прячутся неизвестные ужасающие монстры, которые убивают людей.
Несколько человек, в их числе Дэвид с сыном, пытаются убежать на машине, но неожиданно заканчивается бензин. Люди решают добровольно лишить себя жизни, чтобы избежать жуткой участи быть растерзанными неведомыми существами. Дэвид убивает своего сына, а на самого себя пули не хватает. Он сходит с ума от страха и тут из тумана появляются вооружённые военные, которые спасают людей. Мужчина теряет рассудок — он своими руками убил своего ребёнка, а спасение было так близко.
У Стивена Кинга в книге был иной финал, но режиссёр решил попробовать что-то новое и писателю это понравилось. Он сказал, что это было потрясающе, так антиголливудски, что просто погрузило его в состояние восторга.
Голливуд всегда безжалостен к тому, что не вписывается в его каноны. Прочтите в другой нашей статье о том, за что ненавидел Голливуд директор знаменитой киностудии Columbia Pictures Дэвид Паттнэм.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: