Летнему саду в Санкт-Петербурге с размещенной на его площадях резиденцией Петра I больше трех веков. Сегодняшний историко-культурный объект – свидетель главных событий, сопровождавших жизнь русского царя. Сад пережил несколько наводнений, Октябрьскую революцию, Великую Отечественную и масштабные реконструкции. Раскопки позволили собрать уникальный материал о первом регулярном парке России. Петр I сделал из этого изысканного места шедевр. Какие тайны хранит Летний сад и почему посмотреть на него приезжали заморские гости – в нашем материале.
Как царь создавал самый старый парк города
Фонтаны в лабиринтах аллей.
Летний сад в центре Санкт-Петербурга — самый старый городской сад. Он практически ровесник северной российской столицы. Петр Первый заложил его через год после основания самого Петербурга. Создавался объект в качестве летней царской резиденции, для устройства которой государь выбрал выгодно расположенную и обжитую мызу. Строительство началось в 1704-м под чутким руководством Петра. В дальнейшем над проектом трудились известнейшие отечественные и иностранные архитекторы и садовники. Земцов, Матвеев, Леблон, Трезини, Растрелли, Шлютер, Роозен, Шредер и другие создали уникальный шедевры, сохранившийся до наших дней. Расположен Летний сад на окруженном со всех сторон реками острове. Петр I проектировал свое детище лично. К XVIII веку ничего подобного не существовало ни в одном городе Европы. Попасть в парк в петровские времена мог далеко не каждый. Вход позволялся только по императорскому приглашению. Но все равно существовал ряд ограничений даже для самых почетных гостей. На балы и ассамблеи не пускали бородачей и лиц в серых кафтанах. А в 1718-м именно здесь состоялась первая светская ассамблея с участием дам. До того момента женщины на таких мероприятиях отсутствовали.
План Летнего сада при Петре. /Фото: dic.academic.ru
Название сада никак не связано с летним временем года, а возникло в честь высаживаемых там растений. Они назывались летниками. В 1709-м в саду возвели Летний дворец, дошедший до нас практически в неизменном виде. Садовые пруды населяли редкие породы рыб, доставляемые из Волги и Дона. Гордился Петр большим огородом с оранжереями и теплицами, где выращивались экзотические овощи и фрукты. Свежая рыбка, бананы, ананасы и спаржа шли прямиком на царский стол.
Отдельного внимания заслуживает ограда садовой территории, которую проектировали и создавали на протяжении 15 лет. Эта конструкция по сей день считается красивейшей кованой решеткой во всем мире. Известна легенда о богатом англичанине, который мечтал увидеть легендарную ограду перед смертью. Он поплыл в Петербург на личной яхте, бросив якорь аккурат напротив Летнего. Полюбовавшись с воды на решетку, даже не стал выходить на берег. Произнес, что ничего прекраснее в жизни уже не увидит и отчалил. Есть сведения о том, что уже в 30-годы прошлого века эту ограду пытались приобрести американцы. Они предложили за нее сотни паровозов, но большевики отказали в сделке.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:С кого Пушкин писал образ красавицы Нины в «Евгении Онегине»: Почему не стала счастливой «Клеопатра Невы».
Уникальные фонтаны и скульптуры
«Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград…» Ахматова. /Фото: img.fotokonkurs.ru
Первые российские фонтаны появились именно в петербургском Летнем саду в далеком 1705-м. Пётр поставил цель использовать в их строительстве самые современные технологии и наработки той эпохи. Свое детище он проектировал по типу Версальских парков с множеством водных объектов вдоль ровных аллей. Фонтанов создали свыше шестидесяти, установив у каждого таблички с подробным описанием. Поначалу вода в фонтанную систему подавалась машинами на конной тяге, а с 1718-го - паровой машиной. Водовзводную башню разместили на берегу Фонтанки напротив Летнего сада.
Для украшения парка царь лично подбирал дорогущие статуи. Знаменитая богиня Венера, ныне пребывающая в Эрмитаже, изначально стояла в галерее Летнего сада. Множество скульптур, которые мы встречаем там сегодня, - ровесники сада. Каменные фигуры доставлялись в Петербург прямиком из Италии. Доверенные государевы лица приобретали их у именитых итальянских мастеров. Множество откровенных изваяний повергли скромную публику в шок. Петровы приближенные стеснялись лицезреть обнаженные тела мифологических героев. Сегодня около сотни ценных мраморных работ 18 века воспринимаются иначе.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Какие архитектурные жемчужины построил для русского царя француз Шарлемань: Готический Петергоф.
Место преступления супруги и затерянное подземелье
По легенде Петр застал в беседке сада жену с любовником. /Фото: modamix.net
Около множества прудов Петр Первый приказал устанавливать уютные беседки. В одной из таких, если верить легенде, царь и застал собственную супругу в объятиях юного кавалера. Имя героя-любовника не сообщалось. Родилась в Летнем саду и традиция регулярного подбора невест. На так называемый «Купеческий смотр» съезжались представители элитного русского купечества. Гости Летнего сада рассаживались по беседкам и лавкам, а около них отцы семейств проводили своих нарядных и разрумяненных дочерей. Такая себе ярмарка девиц на выданье в расчёте на богатого жениха. Сопоставляя варианты, кавалеры делали в своих дневниках пометки и являлись на семейный совет с конкретным «коммерческим предложением».
По обрывочным сведениям, под Летним садом имелись подземные ходы, обнаруженные там в ходе одной из реставраций раннего советского периода. Правда, проведенные исследования установили, что за подземелье приняли остатки кирпичных фундаментов водяных коллекторов, подводивших воду к эзоповым фонтанам. Но слухи о подземных царских тоннелях, как считают современные историки, не безосновательны. В 1924-м в Летнем саду велись восстановительные работы после сильного наводнения. Тогда и был обнаружен лаз в подземелье. Расположен он был неподалеку от Кофейного домика и уходил достаточно глубоко. Скорее всего, узкий тоннель вел в большую комнату, отделанную камнем и ведущую в две подземные галереи. Одна шла в направлении Марсового поля, а другая уходила в противоположную сторону. Между этими галереями были обнаружены массивные кованые решетки, из-за чего проход был затруднен. После находки вход в подземелье, якобы, решили засыпать. Сегодня, предполагают историки, было бы очень сложно установить, где же находился тот провал.
История знает множество имён великих женщин, которые влияли на её ход. Прочтите в другой нашей статье о 4 самых знаменитых любовницах, которые изменили историю.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: