+1 0
0
-1 0

12 гривен за девку: О чем рассказали древние берестяные грамоты, и Какая удивила ученых больше всего



Берестяные грамоты, как их называют археологи и ученые, помогли заглянуть в быт славян, живших с XI и до XV века, хотя они больше похожи на записки, сделанные на березовой коре. Краткое и емкое по содержанию сообщение посылали, напоминая о долге, спрашивали о любви или просто использовали их как накладные, записывая наличие продуктов. «Документы» были юридическими и личными, но тем и интереснее их смысл. Некоторые записи для ученых стали настоящим открытием и произвели фурор – это жизненный роман на берестяных клочках о похищении девушки женихом и разгоревшихся после этого страстей между семьями.


Черточки на коре: березовые послания предков-славян


Берестяная грамота у славян.

Берестяная грамота у славян.

Археологи предполагают, что берестяными грамотами на Руси могли пользоваться уже с XI века, судя по некоторым найденным экземплярам. Но то, что письменность в широком своем проявлении была в XIV—XV веках – это факт, который подтверждается большим количеством найденных артефактов. В Новгороде в середине XX века было обнаружено почти 1 200 берестяных фрагментов с записями, которые составили 90% из всех вместе взятых и найденных по всей России.

Сохранению способствовала тяжелая глинистая почва и влажность, которая уплотняла грунт, «консервируя» «записки», а то, что они были из березовой коры, помогало процессу, потому что она имеет бактерицидное свойство. Так случайно открылась жизнь обычных людей. Не исторические записи с формальным стилем письма о делах государства, а о том, кто что взял, кому сколько был должен, или за что враждовали, любили.
Кусок березовой коры, на которой выдавливали буквы.

Кусок березовой коры, на которой выдавливали буквы.

Писать на коре не так-то просто, для этого вырезали небольшой кусок с дерева, очищали и на внутренней стороне выдавливали специальными палочками черточки, складывая их в буквы. Но прочитать записи довольно сложно, потому что писали раньше на древненовгородском диалекте, который отличается от обычного древнерусского, из-за этого не все слова понятны. Нужно также учитывать и грамотность писцов, которой, скорее всего, владели многие, но не в совершенстве, поэтому ошибки не всегда давали возможность правильно прочитать сообщение. И все же берестяные SMS дошли через века до современников, остались в истории, в отличие от тех, которые сейчас пишут на телефонах и удаляют.

Новгородская берестяная грамота: сообщения живых летописей


Берестяная грамота с надписью.

Берестяная грамота с надписью.

Берестяная записка использовалась так, как сейчас бы использовали блокнот – написал краткую информацию, передал, а потом за ненадобностью скомкал и выбросил. Так и раньше делали – прочитали и бросили, поэтому земля и сохранила древние записи, ведь «бумага» была деревянная. Археологи найденные грамоты регистрируют под номерами, поэтому нет очередности по времени или сферам деятельности, но это не мешает окунуться на мгновение в жизнь предков.

В них писали о самом разном. Например, два кусочка бересты имеют запись от Семена и от детей. В ней он посылает кого-то за хлебом в поле, то есть, видимо, собрать урожай, и советует взять с собой дворников.
В записке написано: Будь в субботу ко ржи или подай весть.

В записке написано: Будь в субботу ко ржи или подай весть.

В записке XI века пишут: «Будь в субботу ко ржи или подай весть» - частное письмо об обыденных делах. На берестяной грамоте, написанной в XIII веке, содержится распоряжение от Максима Онании, чтобы привел трех коней и взял седла. Люди жили и решали свои житейские проблемы. В грамоте под №23 говорится, что Карп разделил рожь с Олексой и с Гафанком (Огафанком). А на долю господина Фомы выпало немного, «два овина четвертного оброка; а Пянтелик видел сам (т. е. тому свидетель)». То есть дела решали в большинстве своем мирно.

В давние времена было принято платить оброк как дань, и это засвидетельствовано в грамоте №2. В ней указано, кто и сколько сдал куниц. Еще одно доказательство в другой, где пишется, что решили «давать оброка шесть коробей ржи да коробью пшеницы и три солоду, дара три куницы да пуд меду; детям по белке, 80 горстей льна; баран (меру зерна) во время сбора урожая».
Берестовая грамота о выкупе коровы."От Семьюновой (Семнуновой) жены к Игучку. Тому, чья корова (или: чья у тебя корова), скажи: «Если хочешь корову и едешь за коровой, то вези три гривны»’.

Берестовая грамота о выкупе коровы."От Семьюновой (Семнуновой) жены к Игучку. Тому, чья корова (или: чья у тебя корова), скажи: «Если хочешь корову и едешь за коровой, то вези три гривны»’.

Решали и деловые вопросы. Как, например, в грамоте под №3 говорится о том, кто должен варить пиво. Проблемы предков напоминают обычную крестьянскую жизнь, когда нужно решать проблемы то с зерном, то со скотиной. Интересны и расценки, ведь трудно представить, сколько нужно было денег, чтобы купить коня или корову. Например, в грамоте №8 говорится: «Если хочешь корову и едешь за коровой, то вези три гривны». А в другой грамоте, что с Тимошки нужно взять 11 гривен за коня, сани и снаряжение. Прочитав такие сообщения, становятся понятны расценки и сделки новгородцев, и для этого не нужен официальный исторический документ.

Берестяные грамоты говорят «живым» языком предков. В XII веке в грамоте №115: «От Прокши к Нестеру. Шесть гривен (…)плати (или: заплати), а виры не плати». Позже была найдена записка также от Прокши, в которой одно слово: «Удавись». Вероятно, он написал, отдавая долг, и отправил его вместе с пожеланием, что еще раз подтверждает – люди были такими же эмоциональными.
Березовая кора - береста.

Березовая кора - береста.

Судя по записям, долги, как и сейчас, не очень любили отдавать, что подтверждается записями древних славян, страдающих от неплательщиков. В одной из них говорится, что Стоян не отдает долг Жировиту, и уже прошло девять лет, но предупреждает, что если он не отдаст четыре гривны, то заберет его товар у знатного новгородца.

Посылались и угрозы, носившие явно личный характер. Например, некий Домаслав взял 12 гривен, чтобы купить девку, а деньги не возвращает, поэтому пишет, что пора вернуть долг или подаст в суд. На покупку «шубы чермничной женской» нужно было три с половиной гривны – заказ Игната к Климяту. Много чего написано в берестяных сообщениях: напоминали о поездке на Волгу, просили дать распоряжение о начале сева, прислать холстину, явиться на суд из-за украденного коня, оставляли завещания, долговые списки и многое другое.

Берестяные грамоты о любви и жизни


Записки на бересте носили разный характер.

Записки на бересте носили разный характер.

Не только быт интересовал новгородцев в древности. Находилось место и семейным отношениям, поэтому на берестяных грамотах писали наболевшее и важное, но не всегда только приятное. С ними передавали любовные сообщения или, наоборот, высказывали обиду.

Семейный уклад и раньше не обходился без разводов и скандалов, что видно по сообщению из берестовой грамоты под № 9: «От Гостяты к Василю». В ней говорится, что все приданое осталось у прежнего мужа, а он с ней развелся и устроил новую помолвку, взяв другую жену. В записке просит приехать и разобраться.

Записки могли носить и предложение о замужестве: «От Микиты к Малании. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев …» в грамоте №377.

Археологи на территории бывшего пивоваренного завода нашли несколько берестяных записок, которые стали настоящим романом, только из жизни. В них записано, что некий Кондратец похитил дочь зажиточного землевладельца, но ее отец отказывается признавать его зятем и пишет, чтобы о свадьбе не мечтал. В переговоры вступает отец юноши, желая мирно решить случившееся, но дело доходит до войны: отец девушки посылает войско в дом «жениха», громит там имущество. Местным властям приходится идти и разбираться с этим делом, чтобы навести порядок. В последней грамоте написано, что старосте удалось уладить конфликт, вот только концовка осталась неизвестной – была все-таки свадьба или нет. Видимо, недостающего берестяного клочка коры не было или затерялся.

Детские записки на бересте


Детские записки на берестяных грамотах.

Детские записки на берестяных грамотах.

Находка берестяных грамот показала, что дети обучались грамоте и по крайней мере могли кратко написать сообщение, послать его другу, сделать рисунок. Они также любили загадки, как и современные дети, что подтверждается грамотой № 46: «Невежда написал, пустомеля (букв.: бездумный) сказал, а кто это прочитал (читает), тот ...». Окончание нужно додумать самому, потому что «записка оказалась сломанной, и конца у нее нет.
Нашлось сразу несколько грамот одного мальчика по имени Онфим, который не только старательно упражнялся в правописании, но и, видимо, когда ему надоедало, делал зарисовки.

Берестяные записки терялись, сжигались, но даже отрывки являются показателями отдельных судеб жителей древнего Новгорода, составляя общее представление о всех славянах, живших во времена раннего Средневековья.

Некоторые выражения древних славян так и прижились, но утратили первый свой смысл, и чтобы понять его, нужно заглянуть в их жизнь. Тогда-то и станет понятно, почему вилами по воде писали, толкли воду в ступе или били баклуши. Кстати, последнее – это вовсе не безделье, а работа.
0
1161 просмотров
В закладки
Версия для печати