Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В начале 18 века улицы Лондона заполонили беспризорные дети. Тысячи матерей, не имея возможности прокормить ни себя, ни ребенка отказывались от них, оставляя без крова и еды. Правящая верхушка пыталась как-то разрешить ситуацию. Однако само общество считало помощь незаконнорождённым детям поощрением греха. Попытка создать приют для них откладывалась почти 20 лет, несмотря на наличие инициативной группы.


Капитан Томас Корам был озадачен этой проблемой и намеревался организовать приют для таких детей. Несмотря на то, что задуманное ему в итоге удалось, на это потребовалось долгих 17 лет. Равнодушие со стороны верхушки и аристократии, никак не способствовало решению проблемы. Причем помогать детям, чьи отцы умерли на войне считалось богоугодным делом и этим охотно занимались. Совсем другое дело – незаконнорождённые дети, олицетворение греха, в результате которого они появились. Их вовсе предпочитали не замечать.

Сам Томас не понаслышке знал, что такое расти сиротой – матери он лишился в трехлетнем возрасте, а позже лишился и отца. Однако это не помешало ему выбиться люди, он сумел основать судостроительную верфь в Бостоне. После выхода в отставку он вернулся в Англию и ужаснулся тому, насколько остро стоит вопрос с беспризорниками. На тот момент показатели детской смертности превышали 75%. Он настолько был шокирован происходящим, что решил непременно помочь детям.

Госпиталь или приют



Передача детей в приют / ФОТО: www.angliya.com

Передача детей в приют / ФОТО: www.angliya.com


Единственным способом борьбы с детской смертностью и беспризорностью он видел открытие госпиталя. Эта идея была не нова, аналогичный уже работал во Франции. Загвоздка состояла в том, что для этого необходимо было разрешение самого короля. Недавно вернувшийся в страну капитан не имел ни особых связей, ни огромных финансов. Однако он изучил французский опыт и знал, что к его созданию причастны дамы высшего света. Именно на их милость он и рассчитывал.

Он подготовил петицию, подписи под которой согласились поставить многие дамы, являющиеся супругами богатых и влиятельных мужчин Англии. Несмотря на то, что ему удалось собрать подписи около двух десятка аристократок, которые общались в одном кругу с супругой короля, без согласия их супругов шансов было ничтожно мало. У мужчин, пусть даже из высшего света, была своя правда. Говоря проще, они беспокоились о сохранности имущества, видимо, в том числе и своего, ведь выросшие бастарды могли претендовать на наследство.

Несмотря на то, что первый шаг оказался провальным, отступать капитан не собирался. На следующий год он подготовил на имя короля уже три петиции: от своего имени, от мировых судей и от других людей, наделенных властью. При этом, он несколько изменил концепцию своих прошений. Если раньше он говорил о гуманности такого шага, то сейчас давил на то, что помощь такого рода экономически целесообразна. Ведь сегодняшние беспризорники в будущем могли стать полезными членами общества – солдатами и слугами. Разрешение было получено, на все это в общей сложности ушло 17 лет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему Марина Цветаева бросила умирать от голода в приюте младшую дочь, и как сложились судьбы детей поэтессы

Должны быть абсолютно здоровы



Токены / ФОТО: www.knife.media

Токены / ФОТО: www.knife.media


Первый набор детей состоялся весной 1741 года, в качестве приюта был выделен небольшой дом. Конечно, принять всех и сразу не было возможности. Именно поэтому были выдвинуты требования к приему: ребенок должен быть не старше двух месяцев и полностью здоров. Число женщин, желающих сдать ребенка в приют было огромным, несмотря на то, что количество мест в приюте только увеличивалось, их постоянно не хватало. Случалось даже, что перед дверьми устраивались потасовки за возможность оставить своего отпрыска под присмотром и при этом, снять с себя ответственность за его дальнейшую судьбу.

Организаторам приюта удалось навести некоторый порядок по приему детей …устроив жеребьевку. Этот метод не выдержал критики и вскоре его отменили. После того как приют переехал в новое двухэтажное здание, построенное специально для него, принимать в него начали всех. Очевидно, что это привело к тому, что число детей резко увеличилось. Уже в первый день после смены правил приема под дверью обнаружили более сотни детей. К тому же смертность в нем стала превышать все допустимые нормы.

Нередко случалось так, что ребенка хотели вернуть назад, но сделать это было невозможно. Сразу после оформления его нарекали новым именем. Но со временем вместе с ребенком нужно было оставлять токен – своеобразный символ, на случай если кто-то из родных захочет забрать ребенка или поддерживать с ним связь. Это могло быть что угодно, начиная от пуговицы или украшения и заканчивая лесным орехом. Токены продержались достаточно долго, даже после того как были введены расписки при ребенке оставались эти опознавательные знаки.

К началу 19 века правила вновь изменились. Теперь женщины должны были доказать, что ребенок незаконнорождённый. Это было связано с тем, что такие дети не имели права на образование и работу, в отличие от тех, кто был рожден в браке или вдовами сразу после смерти мужа. Проще говоря, даже находившихся в приюте детей стали делить на тех, кто «право имеет» и лишен его.

Быть полезным обществу



Лондонский приют / ФОТО: www.angliya.com

Лондонский приют / ФОТО: www.angliya.com


Теперь в приюте дети младенческого возраста не содержались. Для них подбирали приемную семью, чаще всего из сельской местности. Там, у кормилицы он содержался около пяти лет. Этот прием резко сократил число детской смертности. После возвращения в приют они активно занимались обучением – девочек готовили вести домашнее хозяйство, а мальчиков земледелию и морской службе.

Никаких других навыков детям не прививалось. Это было слишком рискованно, ведь получив образование они бы рано или поздно задумались о своей роли в обществе. При этом девочек и мальчиков содержали строго отдельно, делая все, чтобы они никак не пересекались. Их растили только для работы и не было надобности в том, чтобы они в принципе знали об институте брака. К тому же, за границы приюта выходить им была запрещено.

Наказания были частью жизни найденышей. После того как один из спонсоров приюта Джонас Хенвей, известный как путешественник, опубликовал свои изыскания о пользе питания хлебом и водой в одиночной камере, ситуация в госпитале ухудшилась. По мнению автора сочинения, такая обстановка помогает очистить голову от дурных мыслей, делая помыслы чистыми, а намерения – благими. Эту методику внедрили для воспитания детей, создав специальную комнату. Там часто оказывались те, чье поведение выходило за рамки дозволенного.

Весь распорядок дня был прописан: утренний подъем, поход в уборную – под присмотром надзирательницы, а дальше – обучение. Поскольку самовольно покидать госпиталь запрещалось, периодически их выводили на прогулки. Правда ни о каких развлечениях речи не шло, ребятам нельзя было даже рассматривать прохожих или витрины магазинов. Чаще всего их выводили в сельскую местность, разрешали собирать ягоды. В дальнейшем из них они могли приготовить что-то. Несмотря на то, что девочек активно приучали заниматься домашним хозяйством, помимо какой-то элементарной помощи повару в готовке рассчитывать ни на что не приходилось. Одни завершали учебу (в зависимости от специализации) в 25 лет, а кого-то забирали еще подростками.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему англичане вплоть до 1970-х годов отправляли своих детей в рабство

Изменение подходов к воспитанию и ненадобность приюта



Приемный день в приюте / ФОТО: www.angliya.com

Приемный день в приюте / ФОТО: www.angliya.com


Работой приюта спонсоры были недовольны. Спрос на рабочие руки не снижался и постоянно высказывались просьбы снизить предельный возраст выпускников, но при этом, их же не устраивал уровень навыков работников. Учитывая активное развитие производства, наблюдался дефицит рабочих рук. С тех пор приют стал направлять своих выпускников не только в семьи, но и на заводы. Правда возможности постоянно контролировать условия труда не было. В итоге дети попадали в совершенно нечеловеческие условия с соответствующим отношением.

После того как началась активная застройка района, в котором располагался приют, всех воспитанников сначала переселили в женский монастырь. В 1954 году приют вовсе закрыли. Всех содержащихся там пристроили в приемные семьи или вернули родным.

Это было закономерным шагом, ведь к этому времени начальное образование стало бесплатным и массовым, а подходы к детской психологии и методам воспитания принципиально изменились. Представители низших сословий всегда испытывали сложности с воспитанием детей, в том числе и в России: как появлялись на свет и росли дети в семьях крепостных крестьян.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2129
9.12.2023 13:11
В закладки
Версия для печати




Смотрите также