«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Эти строки из популярного «Марша авиаторов» помнят все, кто жил во времена СССР. Советские ученые трудились над самыми удивительными проектами, многие из которых так и не стали реальностью. Может быть, потому что опережали развитие инженерной мысли на целые десятилетия. Читайте в материале о самых интересных проектах советских времен, которым был присвоен гриф «секретно».
Космический истребитель «Спираль»
Истребитель Лозино-Лозинского «Спираль». /Фото: trashbox.ru
Полвека назад политическая обстановка была очень напряженной. Потому в период, когда бушевала холодная война, особое внимание уделялось космосу. Отвечая на проект США, который предусматривал создание новейшей модели (уникальный орбитальный аппарат, сочетающий в себе функции бомбардировщика, разведчика и перехватчика — речь про X-20), в Советском союзе было принято решение создать собственную авиационно-космическую систему. Решение задачи было поручено конструкторскому бюро №115. Руководителем назначили конструктора Глеба Лозино-Лозинского.
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. /Фото: ar.culture.ru
Новый секретный проект был назван «Спираль». Бюро приступило к разработке нового космического корабля с боевыми функциями. От Лозино-Лозинского поступило предложение о создании трех частей: это самолет-разгонщик гиперзвукового типа, ракетный ускоритель с двумя ступенями и самолет, способный выйти на орбиту. Новый разгонщик мог развивать скорость 7500 километров в час и покорять высоту в тридцать километров. Затем самолет отсоединялся от разгонщика, причем скорость разгона могла достигать 7,9 километров в секунду. После этого самолет должен был выйти на околоземную орбиту и далее осуществлять сложные задачи: проводить разведывательные полеты, перехватывать цели в космосе, осуществлять бомбардировку по типу «Земля-космос» и иные. Разработанная конструкция обладала большими преимуществами.
К примеру, она умела быстро перемещаться в любую точку Земли и садиться в любых условиях. Однако в семидесятых годах, когда первый образец был изготовлен, проект заморозили без указания причин. Андрей Гречко, занимавший в то время пост министра обороны СССР, просто выкинул всю документацию, заявив, что выдумкам тут не место. К сожалению, очень перспективней космопроект СССР был забыт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чем отличаются советские хрущевки, сталинки и брежневки, и Причем тут популярная рок-группа «Мумий Тролль».
Радио для управления мыслями человека от инженера Кажинского
Кажинский считал, что мысли можно передавать на расстоянии. /Фото: xchip.ru
Люди всегда мечтали об умении управлять мыслями дистанционно. Советские ученые не были исключением. В 1923 году был разработан проект, названный «мозговым радио». Суть была в передаче импульсов мозга, путем трансформации их в сигналы, на очень большие расстояния. Автором был инженер Кажинский. Ему принадлежит теория, что люди являются живыми радиостанциями, потому способны быть и передатчиками, и приемниками. Иначе: один человек может передавать электромагнитные волны, а другой — принимать их. Условием была одинаковая настройка этих людей. Открытие инженера стало сенсацией. Он был частым гостем в исследовательских институтах, где выступал с лекциями, а также в самых продвинутых лабораториях мира.
В 1924 году в городе Москва испытали «мозговое оружие», которое давало возможность осуществлять воздействие на организм с разрушительной силой, причем на расстоянии. В качестве ударной силы выступали волны низкой частоты, которые излучались новым радио. Для проведения опытов использовались собаки, а сам эксперимент заключался в том, чтобы передать животному команду «выбрать нужный предмет». Надо отметить, что собачки отлично справлялись с такими задачами, однако потом переставали воспринимать привычные и простые команды, теряли способность к дрессировке. О том, что было с «мозговым радио» далее, сведений очень мало. Известно, что испытания были прекращены. Сам Кажинский до самого конца был уверен, что его изобретение может быть внедрено в жизнь. Инженер покинул этот мир в 1962 году. Перед своим уходом он написал книгу про свое изобретение, в которой были описаны основные идеи, а также содержался призыв к дальнейшим разработкам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Странные магазины времён СССР, которые неплохо было бы открыть и сегодня.
Подземная лодка «Боевой крот», который показал отличный результат, но в результате взорвался
«Боевой крот» при первом испытании показал отличные результаты, а вот второй эксперимент был неудачным. /Фото: strangeplanet.ru
После окончания Великой отечественной войны СССР получил в свое распоряжение проекты подземных танков, разработанные в Германии, под названием «Subterrina» и «Змея Мидграда». Это были конструкции-амфибии, способные передвигаться везде: по земле, под землей, под водой. Чертежи подробно исследовали, группу возглавляли профессоры Бабат и Покровский. В результате был сделан вывод: конструкции пригодны для ведения боя.
Считалось, что они способны добираться до важных стратегических объектов и взрывать их из-под земли. В таком случае происшествие всегда можно было списать на землетрясение. Правительство выделило людей и финансы и поставило задачу: создать советский подземный танк, получивший условное наименование «боевой крот». Вскоре появился экземпляр на ядерном реакторе, умеющий развивать скорость до 7 километров в час, продвигаясь в толщу земли. Проверка проводилась в горах Урала и результаты были потрясающими. Новый «крот» вошел в землю, умудрился пройти 15 километров и взорвать намеченные цели. Однако второй эксперимент был неудачным. Танк взорвался, а вся команда погибла. Проект был закрыт. Во времена правления Брежнева его вычеркнули из перспективных и о подземном боевом танке забыли.
Летающий танк А-40, отбрасывающий крылья на земле
Летающий танк Антонова оказался неудачным проектом.
В 1941 году главному инженеру планерного управления Народного Комитета авиапромышленности Олегу Антонову было дано задание от командования: сделать бронетехнику летающей. Следовало создать бронемашину, способную летать. Антоновым было принято решение использовать облегченный танк T-60 и снабдить его крыльями от «кукурузника». Идея состояла в том, что танк следует буксировать до нужного места воздушным путем, а затем он планирует к месту посадки. После того как танк садился на землю, он должен был отбросить крылья и вступить в бой.
Однако эксперимент провалился. Используемый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 оказался неспособен перевозить танк, даже при условии, что у того была удалена башня, а топливо слито. Двигатели перегрелись. И хотя танк осуществил посадку, проект был закрыт. Эксперты считают, что следовало выбирать для буксировки бомбардировщик помощнее, например, Пе-8. К сожалению, такие машины тогда использовались при решении других стратегических задач.
Читайте далее, Как русские летчики повторили «огненный таран» на Донбассе: Герои-гастелловцы Великой Отечественной.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: