В начале 1980-х, когда на студии «Мосфильм» решили снять кинокартину о первых джазовых коллективах в СССР, все предполагали, что фильм будет об Утёсове, ведь именно его музыкальный коллектив много десятилетий играл своеобразный «песенный джаз» - именно так сегодня определяют этот стиль. Однако, когда Карен Шахназаров позвонил великому певцу и попросил его поделиться воспоминаниями, тот отрезал: «Да не было у нас тогда никакого джаза, так что фильм вам снимать не о чем». Однако режиссёр будущей ленты оказался настойчивым и все-таки нашел в архивах информацию о человеке, который стоял у истоков того самого джаза, которого в СССР 30-х годов не было.
Возможно, Леонид Осипович немного лукавил, ведь даже свой сценический образ он частично скопировал у талантливого американского шоумена Теда Льюиса. Побывав на концертах его знаменитого оркестра в Париже, молодой русский певец решил создать на родине нечто подобное. Правда, к джазовому стилю в его музыке всегда примешивались традиции российской эстрады и соответствующая духу времени «советская» злободневность.
Легендарный джазовый коллектив «Семёрка» и его руководитель Александр Варламов, фото 1930-х годов
Леонид Утёсов просто не мог не знать о своем коллеге Александре Владимировиче Варламове. Этот талантливый композитор и певец в 1930-х возглавлял один из лучших советских джаз-оркестров и стал настоящей легендой своего времени. Почти век спустя, оценивая его вклад в искусство, знаменитый историк джаза написал:
«Спросите любого нашего джазмена старшего поколения — а среди них немало знаменитых — почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова».
Именно этого музыканта можно считать прообразом комсомольца Кости Иванова, которого по сюжету фильма «Мы из джаза» выгнали из техникума за увлечение «буржуазной музыкой». Однако в жизни настоящего советского джазмена были испытания гораздо более серьезные.
Пластинка, выпущенная в 70-е годы на фирме «Мелодия»
Александр Владимирович Варламов родился в 1904 году в Симбирске и после окончания мужской гимназии поехал в Москву поступать в ГИТИС. Молодой провинциал сумел пробиться на курс, однако оставаться там не стал, а перешел в Училище имени Гнесиных. Точно так же, как герой фильма, молодой студент увлекся заокеанским искусством и попытался «ассимилировать» его на советской почве. На преодоление трудностей и непонимания у Варламова также ушло немало времени. Помогло, пожалуй, то, что классическая музыка в начале 1930-х тоже переживала период «недоверия». Молодое государство во всем видело следы и зачатки контрреволюции. Однако Александру удалось доказать, что джаз имеет право на существование в советской среде, и в 1934-м стал руководителем небольшого оркестра.
Кадр из к/ф «Мы из джаза», 1983 год
Джаз-бэнд «Семерка» состоял только из музыкантов-импровизаторов. Семерка виртуозов быстро доказала, что новая и непонятная заокеанская музыка быстро находит дорогу к сердцам советских трудящихся, правда получалось это не всегда легко. Очень многие перипетии героев фильма действительно «списаны» из жизни. Была в истории этого джаз-бэнда и знаменитая темнокожая певица, звали ее Целестина Коол. Некоторое время она была очень популярна в СССР, выступала с оркестром Варламова, а затем и вместе с Утёсовым и даже записала в Советском Союзе сольную грампластинку.
Целестина Коол и Лариса Долина в роли темнокожей джазовой певицы
Осенью 1938 года правительство признало заслуги Александра Варламова и открыло «зеленый свет» новому виду искусства. Дирижер в самые краткие сроки сумел собрать джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета и принял участие впервой отечественной радиопередаче, а затем даже стал главным дирижёром Государственного джаз-оркестра СССР. Триумфальное шествие новой музыки по просторам Советского Союза прервала война. В первые же месяцы Госджаз преобразовали в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны и тут же отправили на фронт с концертами.
Александр Варламов пережил ужасное потрясение, когда ему, оставшемуся в Москве, пришла страшная весть: почти весь коллектив оркестра погиб под бомбежкой. Однако времени горевать музыканту не дали, - нужно было работать, ведь в тяжелые годы песня должна была помогать не только «строить и жить», но и воевать.
Леонид Утёсов вместе со своим оркестром дает концерт на фронте
В 1943-м году Варламов готовил программу для выступления перед американскими моряками в северных портах — Мурманске и Архангельске, но поехать в Заполярье ему не удалось. По ложному навету артиста арестовали и отправили на восемь лет в лагеря на Северный Урал. Правда, и там он «работал по специальности» - руководил агитбригадой, все так же выходил на сцену и даже сумел в очередной раз собрать джаз-оркестр. После освобождения, в 1951-м, вернуться в Москву Варламову сразу не удалось, и он работал преподавателем в Караганде. Лишь еще пять лет спустя знаменитый музыкант получил полную реабилитацию и сумел, хотя бы частично, восстановить свою разрушенную жизнь.
В последующие годы Варламов много писал. Его музыка звучит в фильмах: «Степан Разин», «Парень из тайги», «Доктор Айболит» в мультфильмах «Квартет», «Кентервильское привидение», «Первая скрипка», «Дикие лебеди», «Кот в сапогах», «Тараканище», «Шайбу! Шайбу!», «Капризная принцесса», «Чудесница» и многих других.
Александр Владимирович Варламов в середине 80-х годов
В 1982-м году, когда снимались «Мы из Джаза», 78-летний музыкант очень помог съемочной группе. Он консультировал создателей фильма и затем оценил вышедшую на экраны картину. Успех ленты у зрителей в полной мере был и его успехом. Скончался Александр Владимирович Варламов в 1990-м году. К сожалению, сегодня имя этого деятеля искусств и автора более 400 музыкальных произведений вспоминают очень редко.
Так же мало известна и дочь знаменитого отца, всю жизнь остававшаяся его верной помощницей: Эдит Утесова - забытая принцесса советской эстрады
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: