+1 0
0
-1 0

Как на Руси мужчины помогали роженицам, что такое обряд «кувалда» и мужская беременность



В русских деревнях существовал обряд, сегодня кажущийся диким. Когда женщина рожала, ее муж должен был сполна разделить ее муки. Он должен был страдать вместе с ней, физически ощущая ее боль. Это был не просто обычай, а глубокое убеждение в том, что супруги — это одно целое, способное перенести любые тяготы вместе. Не зря говорили, что “Муж и жена — одна сатана”. Многие воспринимают поговорку как указание на общность интересов, целей. Но настоящая суть — в единении даже перед лицом боли.

Причем тут кувалда


Кувалда, от французского couvade означает высиживание яиц.

Кувалда, от французского couvade означает высиживание яиц.

Присутствие мужа при родах — традиция, уходящая корнями вглубь веков. Она известна как кувалда, что в переводе с французского (couvade) означает “высиживать яйца”. Такой обычай практиковался не только в России, но и во многих странах мира. Муж символически брал на себя бремя страданий жены при появлении ребенка на свет. Мужчина стонал, издавал крики, изображал потуги, когда женушка рожала. Часто этот обычай распространялся и на послеродовой период. Например, в Бирме отец заботился о новорожденном, а на матери были домашние дела и кормление малыша. А в Индии после рождения ребенка муж переодевался в женскую одежду и укладывался в постель. О нем заботились, как о роженице, предлагали те же лекарства. И все для того, чтобы он испытал тяготы, которые перенесла его жена.

Этнографы описывают многочисленные случаи, когда мужчину буквально принуждали страдать вместе с рожающей женой. В Смоленской губернии, например, верили, что муки родов перекладывались на мужа с помощью колдовства. Очевидцы утверждали, что муж после этого становился бледным, словно полотно, и черным, словно чугун.

Какие бывают мужские роды


 В старину считалось, что муж должен разделять страдания жены во время родов.

В старину считалось, что муж должен разделять страдания жены во время родов.

Российские этнографы считают, что обряд “мужских родов” делится на 3 типа. Первый — когда боль навязывалась мужчине против его воли, посредством колдовства или заговора. Такой обычай был особенно распространен среди жителей Верхокамья (современные сургутяне). В статьях О. Христофорова описаны традиции старообрядцев-беспоповцев Верхокамья, которые связаны с “насыланием” родовых болей на мужа. Местные жители говорили, что мужчина на самом деле мучается от боли в животе и спине.

Второй тип “мужских родов” предполагал имитацию родовой деятельности. Мужчина бегал по избе туда-сюда (в Олонецкой губернии повитуха заставляла его прыгать через скамью), издавая стоны, крики и учащенно дыша. Очень важной была роль мужа при осложненных родах. На Русском Севере, например, в таких случаях муж расслаблял пояс и три раза переступал через веревку. В Нижегородской губернии он три раза перепрыгивал через жену, лежащую на полу. В Вологодской губернии при тяжелых родах мужья срывали с себя всю одежду и ждали стоя в сенях, а во Владимирской — снимали обувь и развязывали все узелки на одежде, как своей , так жены. В отдельных районах Архангельской губернии знахарки приказывали мужу раздеться донага, лечь в кровать и безутешно рыдать, чтобы облегчить страдания роженицы.

Третий тип обряда включал в себя намеренное причинение страданий мужчине. Например, в Смоленской губернии во время родовых схваток мужа клали на печку и привязывали нить к его интимному органу, передавая другой конец нитки роженице. При схватках женщина дергалась, причиняя мужу боль. В некоторых местностях нитку держала повитуха, которая также дергала за нее при схватках.
Но “мучения” мужа чаще происходили в момент крестин. Новоиспеченному папе предлагали отведать каши, обильно сдобренной солью, перцем и иными приправами. В Самарской губернии муж обязан был проглотить кашу (ее давала крестная). Но еда была сильно пересоленной. Чтобы муж ощутил, “насколько солоно было жене”.
 Иногда мужа заставляли есть пересоленую кашу, чтобы он смог понять страдания жены.

Иногда мужа заставляли есть пересоленую кашу, чтобы он смог понять страдания жены.

В Казанской губернии отец ребенка ел кашу, в которую была добавлена соль, вино, перец и пиво. Принимал он еду из рук кума и кумы. А происходило все в конце крестинного застолья. Были и другие обычаи, в которых муж разделял мучения женщины. К примеру, в некоторых губерниях после окончания крестин отца вели в баню. Там его сильно хлестали розгами, и делали это повитуха или крестная. Известная традиция тянуть именинника за уши берет свои корни из тех же времен. Только тогда этому подвергался отец малыша, чтобы он почувствовал боль своей женушки. Этнографы считают, что эти обряды имеют глубокий смысл: пережитые совместно страдания укрепляли связь отца с детьми и делали семью крепче.

Были и смешные обряды. Например, в Орловской области муж должен был надеть женскую одежду поверх своей и повязать голову платочком жены.

Синдром кувалды или реальные страдания мужчин


В медицине существует термин синдром кувалды, когда муж очень переживает из-за беременности жены.

В медицине существует термин синдром кувалды, когда муж очень переживает из-за беременности жены.

Похоже, обряд «кувалда» не прошел даром для мужчин. Оказывается, в медицине существует явление, известное как “синдром кувады”. Или иначе “мужская беременность”. Это довольно редкий случай, когда будущие отцы начинают ощущать на себе симптомы, свойственные их беременным половинкам.
Причины пока не ясны, но врачи предлагают есть ряд догадок.
Во-первых, предполагается, что очень тесная душевная связь с будущей матерью толкает мужской организм на подражание.
Во-вторых, гормональный фон беременной женщины претерпевает серьезные изменения. Не исключено, что эти гормональные “волны” каким-то образом задевают и будущего отца. Иными словами, есть вероятность, что эстроген и прогестерон, которые выделяются в женском организме, способны влиять на гормональный баланс мужа.
В-третьих, стресс, переживания и пристальное внимание к беременности могут стать катализаторами для появления симптомов «беременности».
Мужчина  при синдроме кувалды может испытывать даже симптомы токсикоза, в том числе сонливость и вялость.

Мужчина при синдроме кувалды может испытывать даже симптомы токсикоза, в том числе сонливость и вялость.

У некоторых мужчин первые признаки “кувады” проявляются еще на старте беременности жены. Особенно, если муж активно включен в процесс, всячески оберегает будущую мать. Это может быть повышенная эмоциональность, эмпатия к изменениям в ее теле. А иногда даже утренняя тошнота, усталость или скачки аппетита. У других же симптомы “мужской беременности” дают о себе знать ближе к финалу, когда живот жены уже сложно не заметить и связь с будущим ребенком становится почти физической. Тут может нахлынуть волна эмоций, тревога и даже ощущение “налитого” живота.

А вместо обезболивания во время родов на Руси стреляли из ружья: старинные методы опытных повитух.
0
1552 просмотров
В закладки
Версия для печати
Россия, Лев Толстой, Николай Ге, Третьяковская гелерея