Композитор Джордж Гершвин
Наверное, мелодию «Summertime» слышал каждый. Это ария из оперы «Порги и Бесс» – произведения, называемого критиками главной американской оперой. На сегодняшний момент известно до 20000 вариантов исполнения этого хита, по количеству кавер-версий эта композиция перегнала даже «Yesterday» и попала в топ-10 лучших джазовых мелодий в истории. Существует версия о том, что знаменитый шлягер был написан под впечатлением от колыбельной, однажды услышанной композитором.
Автор оперы *Порги и Бесс* Джордж Гершвин
Либретто оперы написали Дюбоз Хейвард и Айра Гершвин на основе пьесы Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». В свою очередь, пьеса была переработкой одноименного романа Дюбоза Хейварда о жизни чернокожих бедняков. В основе сюжета – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка на Юге США. Время событий – конец 1920-х гг.
Процесс работы над оперой *Порги и Бесс*
Братья Джордж и Айра Гершвин
Перед созданием оперы Джордж Гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных поселков с чернокожими, стремясь к максимальной точности воспроизведения быта, речи, манеры поведения местных жителей. Не зря оперу «Порги и Бесс» называют народной, хотя ее конфликт носит частный характер – душевные метания красавицы Бесс между настоящей любовью к ней нищего простодушного калеки Порги и развращенной моралью наркоторговца и завсегдатая нью-йоркских кабаков Спортин-Лайфа.
Учитывая тематику оперы, основным источником вдохновения композитора можно назвать афроамериканский фольклор: лирические блюзы, псалмы и гимны, спиричуэл – духовные песнопения, исполняемые хором. Однако существует версия, что в основу самой известной арии из оперы «Порги и Бесс» положена украинская колыбельная «Ой ходить сон коло вікон», услышанная композитором во время гастролей Украинского национального хора в Америке.
Ария «Summertime» звучит в опере 4 раза – дважды героиня исполняет ее как колыбельную. Эта песня стала своеобразной лирической экспозицией спектакля. Однако в этой мелодии узнаваемы интонации не только украинской колыбельной, но и афроамериканских блюзов, придающих лирической музыке чувственное звучание.
Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд
Всенародную известность композиция *Summertime* получила после ее исполнения дуэтом Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд
Массовую популярность мелодия «Summertime» завоевала не сразу, несмотря на успех оперы «Порги и Бесс». Всенародную известность композиция получила после ее исполнения дуэтом Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд в 1950-х гг. После этого ария зажила самостоятельной жизнью и стала мировым шлягером. Джазовые варианты композиции также создали Майлз Дэвис и Чарли Паркер.
Кавер-версия группы «The Zombies» считается одной из лучших интерпретаций «Summertime» 1960-х г. С этой песней «The Zombies» выиграли в 1964 году конкурс среди британских молодых групп. На сегодняшний момент «Summertime» – рекордсмен по числу кавер-версий.
Билли Холидей, легенда американского джаза, исполнила одну из первых джазовых обработок песни *Summertime*
Джордж Гершвин прожил недолгую жизнь – в 39 лет он умер от опухоли головного мозга, но за это время он успел создать более сотни музыкальных композиций, большая часть которых приобрела популярность уже после его смерти. Однако самой известной во всем мире до сих пор остается «Summertime».
Один из самых популярных американских композиторов Джордж Гершвин
Джордж Гершвин
Интересна история создания еще одного из самых популярных шлягеров прошлого века. «Вертикальное выражение горизонтальных желаний»: как появился на свет один из лучших хитов ХХ в. «Besame Mucho»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вот, какой великий украинский народ. И тут наследить успел.
Только, вот ничего общего у этих двух мелодий я не заметил. Но это не делает ни одну из них ни хуже ни лучше.
А есть ещё доказательства подтверждающие гипотезу о влиянии славянской культуры на создание этой композиции. Очень странно видеть в заголовке громкое утверждение, а потом увидеть только одно предложение об этом факте, и то там это уже не факт, а лишь гипотеза. Автор, манипуляция фактами есть акт неуважения к читателю.