Почему в XVII веке тюльпаны были на вес золота и поставили Нидерланды на грань краха

Тюльпаны… Разве можно представить, что эти нежные цветы, которые мы привыкли видеть разве что в праздничных букетах, могут влиять на экономику. Хрупкие, прекрасные. Кажущиеся совершенно безобидными. И тем не менее, однажды они чуть не пустили под откос экономику целой страны! Говорят, зимой 1636-1637 годов в Нидерландах творилось что-то невообразимое, и виной всему — именно тюльпаны.
Появление тюльпанов в Европе

Спекулянты продавали луковицы тюльпанов по огромным ценам. / www.cdn5.vedomosti.ru
Тюльпаны прибыли в Европу из Ирана в середине 16 века. Их разведение началось в Германии. Там вскоре появился первый яркий цветок. В те времена информация распространялась медленно. Никто не мог написать в соцсети с хештегом #тюльпаны. Весть о новых растениях доходила до самых отдаленных уголков Европы около сорока лет. Северная Голландия оказалась идеальным местом для луковиц с точки зрения почвы. Необычная красота цветов быстро понравилась богатым голландцам. К началу XVII века тюльпаны стали признаком богатства. Особенно ценились редкие сорта с пестрыми лепестками, которые были результатом вируса.Хотя тогда об этом не знали.
Первыми, кто захотел обладать диковинными цветами за большие деньги, стали французские, немецкие и английские аристократы. Розы им наскучили. Захотелось чего-то экзотического. Тюльпаны украшали не только сады и дворики. Девушки, например, привлекали ими внимание к декольте.
К 1610 году появились дешевые и дорогие сорта. Рассказывали, что во Франции одна луковица была продана по цене мельницы. В это мало кто верил, но, как говорится, осадок остался. В золотой век Голландии разбогатевшие жители решили, что луковицы — хорошая инвестиция. Качественная луковица могла размножаться годами, принося доход.
Вместе с тюльпанами появились и мошенники. Спекулянты перепродавали луковицы по завышенной цене. Воры “ризотоми” крали цветы с грядок. Кстати, тюльпаны косвенно обогащали художников. Не каждый мог позволить себе коллекцию тюльпанов. Но каждый мог купить альбом с рисунками. Где были изображены в тончайших деталях все цветы.
Цветоводы наживались, занимаясь селекцией и выращиванием новых сортов. Ради этого в Нидерланды переехал известный ботаник Карл Клузиус. Именно он заметили пестролепестные тюльпаны, которые моментально стали трендом. Эти цветы отличались необычной расцветкой и медленным размножением. До Мичурина и Вавилова было еще далеко. как отсечаловь выше, цветоводы не знали, что причина окраски — вирус. Они начали подсаживать пестролепестные луковицы к обычным, надеясь на прибыль.
И грянул кризис

Сатирическая картина Яна Брейгеля Младшего, высмеивающая тюльпаноманию. / www.allthatsinteresting.com
Еще одна возможная причина тюльпаномании — эпидемия холеры в 1633–1635 годах. Из-за высокой смертности в Нидерландах не хватало рабочих. Спрос на рабочую силу вырос, как и зарплаты. У обычных голландцев появились свободные деньги, и они, глядя на увлечение тюльпанами у богатых, тоже начали в них вкладываться. Выращивание тюльпанов стало игрой, породив более полутора тысяч простых сортов.
Переизбыток рынка вызвал падение цен. Тюльпаны были везде. В домах, садах, на картинах, в одежде. Хирург Клас Питерсзоон даже сменил фамилию на Тульп. Осенью 1634 года сделки стали фьючерсными, а в 1635-м — опционами. Луковицы, посаженные в ноябре, нельзя было выкапывать. Но цветоводы хотели зарабатывать всегда. Покупатели платили за возможность получить товар летом. Торговля проходила на биржах с фьючерсными контрактами. Люди покупали не луковицы, а право на их покупку в будущем по определенной цене. Это позволяло участвовать в торговле даже без больших денег.
К середине 1636 года Нидерланды просто сошли с ума. В городах открывались “коллегии” для фанатов тюльпанов, в тавернах и публичных домах. Участники пили и торговали как на бирже. Никто не проверял, есть ли деньги у покупателя или цветок у продавца.
В ноябре было посажено определенное количество луковиц. К декабрю цены выросли в 18 раз, а в январе — в 60. Например, луковица сорта Viceroy стоила 2500 гульденов (26 000 евро сегодня). На эти деньги можно было купить тонны продуктов, стадо овец, одежду и мебель. Луковица “Semper Augustus” стоила как дом в Амстердаме. Цены росли не из-за ценности тюльпанов, а из-за ажиотажа и веры в их вечный рост. Голландцы выбирали тюльпаны, причем воображаемые. Цветы стали главным предметом спекуляций. Редкие луковицы продавались за баснословные деньги.
Как лопнул цветочный пузырь

Тюльпановое безумие закончилось в феврале 1637 года. / www.i.pinimg.com
Тюльпановый пузырь лопнул 3 февраля 1637 года. На аукционе в Харлеме разум победил безумие. Покупатели отказались покупать дешевые сорта по высоким ценам. Участники торгов были в шоке и свернули их.
Расплата была суровой. Покупатели не могли расплатиться, у спекулянтов были пустые контракты. Каждый пытался выкрутиться и не потерять деньги. Все могли отказаться от сделок, но в Нидерландах XVII века невыполнение обещания считалось преступлением.
Общество реагировало по-разному. Кто-то рисовал карикатуры и критиковал ситуацию. Кто-то обвинял евреев и меннонитов в заговоре. Тульп не вернул фамилию, но убрал изображения тюльпанов со своего дома, чтобы не раздражать горожан. Суды спасли страну от беспорядков. Они признали недействительными контракты с ноября 1636 года по февраль 1637 года. Постепенно споры разрешились, и к 1639 году экономика и торговля цветами пришли в норму.
Благодаря тюльпаномании и сортам, созданным голландскими цветоводами ради прибыли, Нидерланды до сих пор контролируют мировой рынок цветов. А пестролепестные тюльпаны вымерли. Вирусы нужно лечить, а не наживаться на них.
Падение тюльпанов сильно ударило по экономике Голландии. Многие потеряли все, а доверие к финансам было сломлено. Власти пытались помочь, разрешая сделки по текущим ценам, но это не вернуло доверие. Однако кризис не был долгим. Голландия осталась развитой страной. Тюльпаны остались популярны, но перестали быть способом наживы. Тюльпаномания — это урок о непредсказуемости рынков и рисках быстрого обогащения.
Клас Питерсзоон, успешный врач из Амстердама взял в качестве фамилии слово «тюльпан». Его работу запечатлел Рембрандт на картине «Урок анатомии доктора Тульпа».


