Художники - творческие люди, а это значит, что они проявляют новаторство не только в своих студиях, но и на своей кухне. Многие живописцы чувствуют себя у плиты так же комфортно и вдохновлено, как перед мольбертом, независимо от того, любят они готовить для себя или устраивают изысканные званые обеды. В этой статье можно узнать о пяти изысканных рецептах из кулинарных книг известных художников, в том числе Марселя Дюшана, Фриды Кало и Сальвадора Дали.
В Золотой век Голландии художники мастерски отражали на своих полотнах экстравагантные столешницы, переполненные виноградом, мясом и вином. В XX веке еда была традиционным атрибутом для работ Ольденбурга и Энди Уорхола, которые использовали основные продукты американской кухни в монументальных скульптурах из фаст-фуда и репродукциях банок с супом. Не выходя из своей собственной кухни, некоторые художники также рассматривали еду как еще один атрибут своего творчества. Как однажды сказал Олафур Элиассон: «Кулинария, как и искусство, является одновременно реактивным и творческим процессом. Она заключается в том, чтобы быть в движении, управлять своими чувствами и доверять им, а затем соединяться и трансформироваться».
1. Клубничное атоле Фриды Кало
«Голубой дом» Фриды Кало и ее фотография
- 1,5 стакана маса харина («тестовая мука»),
- 6 стаканов воды,
- 2 чашки клубники,
- 3/4 стакана коричневого сахара.
В Casa Azul («Голубой дом») в Мехико Фрила Кало частенько устраивала праздничные обеды со своим мужем, художником Диего Риверой. В эти шумные дни, которые она называла «días de los manteles largos» (дни длинной скатерти), она подавала мексиканские традиционные блюда - тамалес, пульке, мескаль и другие. Интересно, что готовить Фрида любила также сильно, как и писать свои удивительные полотна. В 1994 году падчерица Кало - Гваделупе Ривера - опубликовала мемуары о том, как она жила с этой парой во время учебы в колледже.
В ее воспоминаниях часто мелькали рецепты блюд Фриды Кало, которые по традиции готовились для больших праздников (например, в Рождество или День почитания мертвых). 31 октября, пишет Ривера, Casa Azul «набрала обороты» в рамках подготовки к празднованию Дня мертвых. Меню по этому случаю включало в себя как сладкие угощения (например, тыкву в сиропе), так и соленые блюда (одни из любимых блюд Кало - курица в соусе пипиан и тамалес в банановых листьях). К этим блюдам подавали чашки клубничного атоле, горячего напитка на основе кукурузы, часто приправленного фруктами или специями. Для приготовления нужно растворить муку маса-харину в 4 стаканах воды и оставить на 15 минут. Позже - процедить. В другой миске надо измельчить клубнику с коричневым сахаром и 2 стаканами воды, затем слить излишки воды. Далее нужно смешать маса-харину и клубнику в большой кастрюле и постоянно помешивать до загустения. Блюдо Фриды Кало готово!
2. Стейк Тартар Марселя Дюшана
Марсель Дюшан и обложка «Поваренной книги художников и писателей» (1961)
- 300 грамм нарезанной сырой говядины,
- 2 яйца,
- 1 белый лук,
- ярко-зеленые каперсы,
- анчоусы,
- свежая петрушка,
- черные оливки,
- желтые листья сельдерея.
В своих дневниках Марсель Дюшан писал: «Бифштекс, о котором я говорю, был произведен казаками в Сибири, и его можно приготовить даже верхом на лошади, если в этом возникнет необходимость». Этот рецепт взят из «Поваренной книги художников и писателей» (1961), в которой представлены 220 рецептов от 55 художников, 61 писателя, 15 скульпторов и 19 поэтов, включая Харпера Ли, Ирвинга Стоуна, Джона Китса и Мана Рэя. Сложно проверить, возможно ли приготовить рецепт Дюшана верхом на лошади, но этот рецепт действительно прост, как указывает художник.
Стремясь к художественному оформлению, Дюшан особо рекомендует сервировать блюдо на однотонной тарелке из слоновой кости, «чтобы никакой узор не нарушил распределение ингредиентов». Во-первых, уложить говядину «красиво в птичье гнездо», а в его сердцевину поместить яичные желтки. Вокруг гнезда в виде венка надо сформировать букеты из лука, каперсов, анчоусов, петрушки и измельченных оливок с листьями сельдерея. «Каждый гость сам в своей тарелке смешивает ингредиенты с яичным желтком и мясом», - заключает Дюшан. В центре стола: русский хлеб из пумперникеля (сорт ржаного хлеба), масло и бутылка розового вина.
3. Фруктовый крем Сальвадора Дали
Сальвадор Дали и обложка первого издания Les Diners de Gala (1973)
- 1 банка виноградного сока
- 1 банка абрикосового сока
- 8 столовых ложек манной крупы
- 100 гр унции сахарной пудры
- 100 гр унции жирных сливок
- 150 гр сливок с бренди или коньяком (по желанию)
- 150 гр жирных сливок
- 250 гр сахарной пудры
Сальвадор Дали получил известность не только благодаря своим сюрреалистическим полотнам, но и роскошным обедам со своей женой Галой. Пышные званые обеды, устроенные Дали и его женой и музой Галой, стали легендой. Поэтому неудивительно, что он написал и опубликовал кулинарную книгу с их семейным меню, включая блюда от лучших французских шеф-поваров того времени. Книга была опубликована в 1973 году и включала 136 рецептов вместе с рисунками самого Дали. Иллюстрации и рецепты сопровождаются экстравагантными размышлениями художника на такие темы, как разговор за обедом: «Челюсть - наш лучший инструмент для постижения философских знаний». В книге представлено 12 различных блюд, включая и известный десерт Дали - фруктовый крем.
Итак, для приготовления десерта нужно налить виноградный и абрикосовый соки в одну кастрюлю. Довести до кипения, затем к жидкой массе добавить манную крупу. В течение 5 минут перемешивать на медленном огне, добавить сливки и снять с огня. Когда масса будет слегка теплой, нужно снова перемешать ее и добавить нарезанные кусочки сливы. Перелить в неглубокую посуду и поставить в холодильник. Далее нужно взбить эту массу со сливами, добавить сахар. При подаче в качестве украшения можно использовать взбитые сливки.
4. Печенье из каштанов Клода Моне
Картина Клода Моне «Пироги» (1882) и его фотография
- ½ стакана несоленого масла,
- 1 чашка несладкого пюре из каштанов,
- ¾ стакана сахара,
- 3 яйца, разделенных на белки и желтки.
«Розовый дом» Моне в Живерни наиболее известен своими захватывающими садами, которые вдохновили художника на написание знаменитых картин с водяными лилиями. Однако внутри этот дом хранит нечто большее, чем жизнь и творчество художника. В доме находится желтая столовая с любимыми японскими гравюрами Моне, где художник наслаждался блюдами, приготовленными его поваром Маргаритой. Моне начинал свой день с завтрака из омлета из свежих яиц (от домашних кур), колбасы, тостов с джемом и чая. После нескольких часов работы он приглашал друзей (обычно это были Малларме, Валери, Уистлер, Сезанн и Роден) на обед строго в 11:30. Четкость была необходима, чтобы остаток дня Моне мог провести, рисуя на пленэре, пока светит солнце.
Поваренная книга Клода Моне включает в себя несколько классических французских блюд и угощения, которыми художник и его друзья наслаждались за чаем. Хотя зеленый торт с фисташковым кремом считается его любимым, каштановое печенье кажется особенно подходящим для праздников. Для его приготовления нужно разогреть духовку до 350 градусов и смазать маслом 20 формочек для кексов. На слабом огне растопить масло, добавить каштановое пюре, сахар и яичные желтки (без белков). Все хорошенько перемешать. Далее нужно снять кастрюлю с огня. Взбить яичные белки до твердых пиков и добавить их в приготовленную ранее массу. Выложить всю массу в формочки и запекать 20 минут. Десерт от импрессиониста готов!
5. Французский салат с огурцами Луизы Буржуа
Луиза Буржуа / фото: artnet.com
- 6 огурцов,
- 6 ст. ложек оливкового масла,
- 2 ½ ст. ложки эстрагонного уксуса,
- ½ чайной ложки эстрагона,
- соль,
- перец,
- нарезанный чеснок или зеленый лук.
Подход Буржуа к кулинарии был таким же личным и особенным, как и ее искусство. «В детстве во Франции мне говорили, что кулинария - это путь к сердцу мужчины», - вспоминала она в поваренной книге Музея современного искусства, - «Сегодня я знаю, что эта идея абсурдна». Долгие годы Буржуа вынуждена была помогать своей больной матери по дому и занималась готовкой для своего отца. Неудивительно, что в студенческие годы она избегала кулинарных дел. Буржуа предпочитала питаться готовой едой: йогуртом и медом с ржаным хлебом. Однако в 1960-х и 1970-х годах, погруженная в жизнь нью-йоркского авангарда, она хотела порадовать своих друзей-художников. «Когда галереи закрывались, мы все толпились ко мне домой. Я должна была накормить сразу пятнадцать человек», - вспоминала художница. После вернисажа Буржуа подавала своим гостям мясо, овощи и белое вино.
Вклад Буржуа в кулинарную книгу Музея современного искусства (в которой также представлены рецепты ее современников Виллема и Элейн де Кунинг, Уорхола и Хелен Франкенталер) довольно скромен. Например, чтобы приготовить этот простой и элегантный салат, приготовленный художницей в качестве первого блюда для своих голодных гостей, нужно выложить полоски нарезанного огурца в небольшую миску, посыпая солью между слоями. Далее накрыть миску и поставить в холодильник на 12 часов. Вынуть огурцы и промыть под холодной проточной водой, затем обсушить полотенцем. Чтобы приготовить заправку, нужно смешать в миске масло, уксус, эстрагон, соль и перец. Далее полить этой смесью ломтики огурца и перемешать. По вкусу можно добавить молотый чеснок и зеленый лук. Салат будет еще великолепнее при подаче с горячим французским хлебом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: