Альбрехт Людвиг Берблингер (Albrecht Ludwig Berblinger) был одним из первых пионеров авиации. Известность обычному немецкому портному принесла разработка дельтаплана. Сделал он это почти за четыре десятилетия до британского изобретателя Джорджа Кейли, который повторил разработки и отправил на этом аппарате в полёт своего дворецкого. Только в отличие от десятков авиаторов до и после Кейли, Берблингер не только не добился успеха, он потерпел столь оглушительный провал, что жизнь закончил в полной нищете и забвении, покрытый позором...
Портной из Ульма становится изобретателем
Альбрехт Берблингер появился на свет в 1770 году в немецком городе Ульме. Он стал седьмым по счёту ребёнком у своих родителей. Семья жила очень бедно. Отец мальчика трудился в имперской оружейной мастерской. Именно благодаря родителю Альбрехт и познакомился с механикой, а также всеми видами оборудования. Мать рано покинула этот мир, оставив детей наполовину сиротами. Когда будущему изобретателю исполнилось 13 лет, за ней ушёл и отец. Мальчик отправился в приют.
Альбрехт Берблингер со своим изобретением.
В этом заведении его обучили на портного. Альбрехт был очень способным юношей и усидчивым, благодаря чему в ремесле довольно преуспел. Главной страстью его жизни по-прежнему оставалась механика. Этой науке ульмский портной посвящал всё своё свободное от работы время. В 1808 году талант изобретателя позволил Берблингеру создать ножной протез для одного бедного солдата, который потерял на войне ногу. В механической нижней конечности Альбрехта был подвижной коленный сустав. Это делало её очень удобной.
Доктора городской больницы были невероятно впечатлены этим изобретением. Они посоветовали Берблингеру обратиться к королю Баварии, чтобы оформить патент на это механическое чудо. К сожалению, монарх просьбу отклонил по неизвестным причинам. Альбрехт был сильно обескуражен не только личной неудачей, но также тем, что он не сможет помогать другим людям, нуждающимся в подобном устройстве. Но изобретатель не отчаялся, он продолжил свои изыскания, увлёкшись мечтой о воздушных полётах. Он всецело посвятил себя этой смелой цели.
Планер Альбрехта Берблингера.
Берблингер начал разрабатывать летательный аппарат. Над ним смеялись и даже угрожали исключить из гильдии портных. Изобретатель не обращал внимания на насмешки и угрозы, он уверенно шёл к своей цели, к своей мечте. Все свои скромные средства он вложил в дело. В конце концов мастер спроектировал дельтаплан, который действительно мог летать. Альбрехт тайно проверял свой планер, совершая небольшие полёты в полях за городом.
Успехи в этом плане даже заинтересовали короля Фридриха I Вюртембергского. Он начал оказывать портному из Ульма солидную финансовую поддержку. Взамен монарх хотел, чтобы изобретатель публично продемонстрировал свой дельтаплан, совершив успешный полёт.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему не сохранились творения праотца роботов Вокансона или Как тормозили прогресс в XVIII веке
Оглушительный провал
Сначала Берблингер планировал избрать начальной точкой для своего эксперимента крышу Ульмского собора. Высота этого здания равнялась почти сотне метров. Многие воспротивились этому, сочтя слишком невероятными летательные способности Берблингера и не желая лицезреть, как он расшибётся в лепёшку. После этого было решено, что изобретатель спрыгнет с городской стены у реки Дунай.
Мемориальный камень в Орлином бастионе, место, откуда Берблингер пытался совершить свой прыжок.
30 мая 1811 года должно было состояться историческое событие. Альбрехт поднялся на крепостную стену своего родного города. План состоял в том, чтобы спрыгнуть с бастиона и, пролетев над рекой, приземлиться на противоположном берегу. Летательный аппарат Берблингера был прикреплён к его рукам и спине. Внизу собралась нетерпеливая толпа, жаждущая сенсации. Среди зевак присутствовал даже сам король с сыновьями. Изобретатель колебался. Ветер был очень неблагоприятным. Альбрехт заявил о неисправности аппарата и отменил полёт. Зрители между собой говорили, что лицо его при этом было белее снега, а ноги не слушались.
Старая открытка с изображением неудачной попытки Альбрехта Берблингера взлететь.
На следующий день Берблингер взошёл на то же место, чтобы попытаться совершить свой исторический полёт над Дунаем. Король к этому времени уже уехал, но на месте присутствовал герцог Генрих и юные принцы. Ветровые условия ни капельки не улучшились, Альбрехт всё не решался. Он несколько часов морочил толпе голову, пока один нетерпеливый полицейский не толкнул его в спину. В результате изобретатель почти камнем упал в реку.
Плохие погодные условия и толчок в спину стали причиной неудачи изобретателя.
Незадачливого лётчика спасли местные рыбаки. Разочарованная толпа освистала Берблингера. Родной Ульм не простил ему этого провала. До конца дней Альбрехта называли мошенником и обманщиком. Люди даже брезговали обращаться к нему как к портному. Мастерскую пришлось закрыть. Умер изобретатель, не дожив два года до своего шестидесятилетия, без гроша в кармане. Похоронили его в общей могиле для нищих.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как простой русский крестьянин Карась сделал уникальный подарок царю Николаю II
На самом деле дельтаплан был в полном порядке
Только в 20 веке изобретение Берблингера наконец оценили по достоинству. Авиаторы доказали, что он выбрал самое неудачное место для демонстрации своего полёта. У реки внизу всегда прохладней и это создаёт даже в самую тёплую погоду нисходящий поток, который весьма затрудняет создание достаточной подъёмной силы для продолжительного полёта. В 1986 году исследователи воссоздали летательный аппарат Берблингера, чтобы показать, что с его конструкцией на самом деле было всё в порядке. Сегодня копию летательного аппарата Берблингера можно увидеть на лестничной площадке мэрии Ульма.
Копия планера Берблингера в мэрии Ульма.
В городе Ульме в честь 175-й годовщины исторического первого полёта было организовано торжественное мероприятие. Три десятка авиаторов должны были совершить попытку перелететь Дунай в этом месте. Это удалось лишь одному счастливчику и то, он при этом вывихнул руку. Несмотря на то, что в нынешних конструкциях дельтапланов были использованы современные самые лёгкие материалы: карбон, стекловолокно, алюминий и пенополиуретан. Так имя портного из Ульма, который в 18 веке изобрёл дельтаплан, было реабилитировано.
Великие изобретатели часто оставались в тени. Бывало же такое, что они что-то делали, но сами противились распространению своих собственных изобретений. Прочтите подробнее об этом в другой нашей статье и узнайте, как великий да Винчи изобрёл современное оружие в эпоху Возрождения и почему не давал производить.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: