
Что может быть легче и эфемернее облака? И в то же время – что может быт устойчивее и надежнее, чем хорошо спроектированное здание? Но иногда изменчивость и неколебимость встречаются в эффектных проектах современных архитекторов, способных в буквальном смысле «достать облако с неба» и превратить в павильон, остановку или музей. В нашей подборке – самые необычные здания-облака со всего мира.
«Столпы мечты»

Столпы мечты.
Павильон PILLARS OF DREAMS в Северной Каролине – нечто между архитектурой и скульптурой – создан художником Марком Форнесом. Он представляет собой девять полых колонн с оболочкой из тонкого пористого алюминия, соединяющихся над головами посетителей в облако. Внутри – настоящий лабиринт, полный игры света и тени – отверстия в колоннах создают необычные эффекты освещения. Интерьер спроектирован таким образом, что там можно найти несколько укромных местечек для медитации, чтения или отдыха в тишине. И эти места никогда не пустуют - Павильон снаружи – белый, изнутри – голубой, однако благодаря отражающим свойствам материала кажется переливающимся, зыбким, мерцающим – как нечто, не принадлежащее земле.
«Облако» в Риме

Конгресс-центр в Риме.

Фрагмент интерьера.
В Риме есть квартал под названием «Всемирная выставка в Риме» - его строителе специально для мероприятия, которое должно было стать одним из триумфов Бенито Муссолини, но оно не состоялось. А квартал Esposizione Universale di Roma, полный впечатляющей архитектуры, остался – и очень популярен у туристов. Именно там расположен конгресс-центр под названием «Облако», построенный по проекту Массимилиано Фуксаса. Здание строилось почти двадцать лет, превысило все мыслимые бюджеты и занимает пятьдесят пять тысяч квадратных метров площади. Выглядит оно так, будто облако оказалось в ловушке – «саркофаг» из стекла и металла заключает внутри себя некую белую текучую форму. Внутри мембранной конструкции на креплении из прочной балочной сетки расположен конференц-зал.
«Облако» на озере Нефшатель

Вид сверху.

Вид с берега.
В Швейцарии на озере Нефшатель - в буквальном смысле на озере – расположено еще одно «здание-облако». Строилось оно для Интернациональной выставки в Швейцарии. Правда, теоретики архитектуры и критики до сих пор не знают, куда все-таки относить эту постройку – к архитектуре, инсталляциям, принципиально новым объектам из будущего? «Облако» спроектировано Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио. Основная техническая часть конструкции, напоминающая летающую тарелку, расположена на тонких стержнях над водой. Из озера выкачивается вода (уважаемые защитники природы, пока не ругайтесь!) и возвращается обратно – в виде пара. Поэтому инженерные элементы «облака» со стороны не видны, только окружающий их густой пар. Ночью облако подсвечивается, что придает пейзажу особую мистическую нотку.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как еврейская архитектура и профессиональный оптимизм прославили создателя музея Холокоста Даниэля Либескинда.
Облачная архитектура MAD

Центр в Циньхуандао.
Не упомянуть в разговоре о современной архитектуре китайскую студию MAD под руководством Ма Яньсуна просто невозможно. Они будто бы ворвались в наш мир из футуристического будущего со своими смелыми и бескомпромиссными проектами. Мультиформатный культурный центр в Циньхуандао совмещает в себе образ облака и космических объектов. MAD известны любовью к текучим, волнообразным, плавным формам, и здесь не изменяют себе. Основной материал облицовки – стекло, что на фасаде, что на нависающей крыше, и это позволяет зданию словно растворяться в окружающем пейзаже.

Интерьер центра.
Внутри здания – функциональные зоны: театр, конференц-зал, выставочные площади и кафе, однако разделение на них весьма условно благодаря открытой планировке и подвижным стенам. Это ощущение «гибкости», нестабильности, изменчивости поддерживает рифленый потолок со встроенными по спирали светильниками, напоминающий уже о северном сиянии или мерцании далеких галактик. MAD, конечно, отдают должное и азиатской традиции включать в интерьеры фрагменты природы, но в своем футуристическом духе. Вокруг здания предполагается соответствующий по духу ландшафт с водоемами и садом камней.

Музей в Хайнане. Проект.

Музей в Хайнане. Проект.
Еще один «облачный» проект, где ведущим материалом стал фиброармированный пластик, сравнивают с музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке, и от этой ассоциации сложно удержаться. Впрочем, это скорее реверанс в сторону Райта, нежели подражание ему. Спиралевидное здание музея в Хайнане действительно выполнено в форме пандуса, но взаимодействие зрителей с пространством музея несколько иное. Они должны подниматься на лифте на пятый уровень, любоваться пейзажем и постоянной экспозицией, посвященной космосу, а затем по пандусу спускаться вниз, от неба – к земле, исследуя по пути историю развития жизни на Земле. Впрочем, на первом этаже они снова обратятся к мечтам о космосе – там расположена обсерватория, планетарий и кинозал с симулятором полета. С облаками сравнивают и раскинувшийся на холмах стадион в Цюйчжоу – шедевр на стыке архитектуры и лэнд-арта.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Главные проекты последнего архитектора модернизма Бэй Юймина: Между пагодой и стеклянным небоскребом.
Эфемерные проекты SANAA

Павильон в Лондоне.
Детище Кадзуё Сэдзимы (одной из самых известных и титулованных женщин в мире архитектуры) и Рюэ Нисидзавы, японское бюро SANAA пропагандирует архитектуру, полную нежности, лирики и гармонии с природой. Здесь и элегантные футуристические конструкции, и однозначная дань традиции – одухотворенный японский минимализм и экологичность.
SANAA вообще известны архитектурой, которая «растворяется» в пейзаже. То, что они делают, можно сравнить и с облаками, и с туманом, и с тающим на весеннем солнышке льдом. В 2009 году для лондонской галереи Serpentine они создали павильон в виде зеркального облака-навеса. Материал имеет значение: по задумке архитекторов, отражения позволяют павильону быть «живым», изменчивым, а не застывшим во времени, как полагается «нормальному» зданию. Отказ от стен в пользу опор позволил эффектно вписать павильон в среду Кенсингтонского сада.

Велопарковка.
Впрочем, есть у них и другие «облачные» проекты, и даже не всегда масштабные. Например, на острове Наосима установили облачную (или пузырчатую – она забавная и округлая) велопарковку на деревянном каркасе.
И еще немного о женщинах-архитекторах, которым подвластны и небоскребы, и автобусные остановки - все в их руках становится шедевром.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: