В последнее время в западном мире искусства все четче начала прослеживаться тенденция, в корне меняющая приоритеты стилей. И как бы тому не противились приверженцы абстракционизма и модернизма, наконец-то произошел поворот в сторону фигуративной живописи - содержательной и реалистичной. Зрителя куда более стали впечатлять сюжетные полотна, которые могут многое рассказать сами за себя. И сегодня хотелось бы открыть читателю имя удивительного венгерского живописца 19 века Михая Мункачи, живопись которого в наше время стала востребована как и 150 лет тому назад.
Жизненный путь каждого художника всегда сложен и неоднозначен. Вот и Михай Мункачи, проходя по нему, испытал ошеломительные и взлеты, и падения. Но, как известно из истории, только сильные духом мастера, вступая в схватку с невзгодами и бедами, вопреки всем законам логики, закаляют свое искусство, придавая ему истинную крепость.
Немного биографии
Михай Мункачи - знаменитый венгерский художник.
Михай Мункачи (1844-1900) - венгерский живописец-реалист второй половины 19 столетия, прославившийся своими сюжетными картинами в портретной, жанровой и исторической живописи. Имя Михая Мункачи от рождения – Михай Либ. Будучи рожденным в небольшом городе Мункач в Австро-Венгрии в семье бедного чиновника баварского происхождения, в шестилетнем возрасте остался круглым сиротой. Мальчишке очень рано пришлось пережить горечь обид, огорчений и жуткого страха.
«Пьяница-муж». (1872 год). Автор: Михай Мункачи.
Глядя на окружающий мир сквозь жгучие слезы, он с лихвой хлебнул горя. И эти впечатления детства на всю оставшуюся жизнь въелись ему в душу, и ни слава, ни ошеломительный успех в будущем не смогли затмить и не позволили забыть о том, что он выходец из простого народа. К слову, свою связь с Венгрией Мункачи подчеркивал на протяжении всей своей жизни, он также избрал своим псевдонимом название родного города (ныне - украинский город Мукачев).
Автор: Михай Мункачи.
Осиротев, мальчик оказался на попечении своего родного дяди, который не сильно-то жаловал своего племянника. Когда тому едва исполнилось десять лет, его отдали в ученики к столяру. Но от тяжелой работы мальчишка не на шутку заболел, и родственники были вынуждены забрать его домой.
Автор: Михай Мункачи.
Именно в этот период Михай начал рисовать, а немногим позже брать уроки мастерства у местного художника Элека Самоши. И хотелось бы отметить, что страсть к рисованию у подростка настолько была велика, что он не упустил ни единого шанса данного ему судьбой. Так, по рекомендации своего первого учителя Михай отправляется в Будапешт, где продолжил занятия, и заручившись поддержкой известного столичного художника, добился стипендии для учебы за границей.
«Женщина, несущая хворост» (1873 год). Автор: Михай Мункачи.
В 1865 году одаренный юноша отправился в Вену, где в течение года учился в Академии художеств. Затем был Мюнхен и Париж, где Михай ознакомился с новейшими достижениями немецкой и французской живописи.
«Зевающий ученик»
«Зевающий ученик» Этюд. Автор: Михай Мункачи.
Этот потрясающий этюд венгерский 24-летний мастер написал в 1868 году, а через год он создал картину «Зевающий ученик», в которой публика увидела не только реалистический портрет подростка и фигуру подмастерья во весь рост, а так же убогое жилище с неприбранной постелью. Кроме того, автор, как бы вспоминая свои страдания и лишения, с удивительным мастерством передал ту атмосферу, в которой жил этот подросток. В ней будто до сих пор слышны звуки подзатыльников и затрещин, грубая ругань мастера. Именно эта работа вывела Михая Мункачи в ряды реалистов XIX века.
«Осужденный на смерть» или «Камера смертника»
«Осужденный на смерть» Автор: Михай Мункачи.
А вот это полотно, чаще называемое «Камерой смертника» — глубоко трагично и содержательно. На нем изображен последний день жизни приговоренного к смерти бетьяра — так звали в 19 веке Робингудов Венгрии. Справедливые разбойники из народа, вольнолюбивые и великодушные, они были устрашением для толстосумов. А когда же их удавалось поймать, то безусловно, они становились обреченными на казнь.
По закону тех далеких лет к смертникам в последний день их жизни допускались все, кто желал проститься с приговоренными. И сделано это было вовсе не из гуманных побуждений, а для устрашения, чтобы другим неповадно было. Поэтому и видим мы на картинной плоскости множество людей, в том числе рыдающую жену, прильнувшую к холодной тюремной стене, и в недоумении стоящую на переднем плане маленькую дочь, да еще немало зевак, пришедших ни то посочувствовать, ни то позлорадствовать. К слову, сам Михай в юности был не единожды свидетелем таких жутких сцен.
«Осужденный на смерть» Фрагмент. Автор: Михай Мункачи.
Сжав кулаки и отвернувшись от докучливых взоров, приговоренный Бетьяр сидит за столом. Тяжкие думы овладели им, но по всему видно, что вера в правое дело побеждает в нем страх перед неизбежностью.
Представленное полотно "Осужденный на смерть" в 1870 году в Парижском Салоне, принесло художнику золотую медаль и стало залогом его популярности. Известный французский критик писал в то время: «Реализм Мункачи может быть сравнен с реализмом Рибо и Курбе. По своим же чувствам он подобен русским реалистам…»
Салонная живопись Михая Мункачи
Портрет Мункачи во время работы над картиной «Христос перед Пилатом». (1887 год).
День рождение отца. Автор: Михай Мункачи.
Однако самым переломным событием в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри де Маршем и его супругой Сесиль, которые в дальнейшем стали настоящей поддержкой для молодого художника, постоянно страдающего от сомнений в собственном таланте и от страха быть непризнанным.
«Парижский интерьер». (1877 год). Автор: Михай Мункачи.
При содействии супругов де Маршей в 1871 году Мункачи основательно перебрался в столицу Франции, а его работы заняли достойное место в Парижском салоне. Более того, после неожиданной смерти покровителя барона де Марша его вдова вышла замуж за Михая Мункачи, как только окончился траур по супругу.
Автор: Михай Мункачи.
Эта женитьба кардинально изменила не только жизнь художника, но и сильно сказалась на характере его картин. Он начал писать жанровые сюжеты на бытовые темы, изображая в светлых, уютных интерьерах изысканно одетых изящных молодых женщин, детишек и их домашних питомцев. При этом изображая их за разговорами, чтением, рукоделием и музицированием. Одним словом Муканчи свое остросоциальное творчество перевел на салонную живопись, такую популярную и востребованную в то время в Европе.
Мункачи целиком посвящает себя салонной «шикарной» живописи, бездушной и фальшивой. Ведь жену, привыкшую к роскоши, нужно было содержать достойно. И бывший народолюбец Михай становится модным парижским художником, а его студия превращается в фабрику живописи.
«Две семьи в салоне» (1882год). Фрагмент. Автор: Михай Мункачи.
Вдохновляемый супругой, художник постоянно находился в творческом поиске новых сюжетов. Однажды его увлекла история жизни английского поэта XVII века Джона Мильтона, в линии судьбы которого Мункачи нашел параллель со своей собственной судьбой. В 1878 году была написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай». Трагичный образ слепого поэта до глубины тронул художника. И именно это полотно принесло художнику долгожданную мировую славу.
«Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай». Автор: Михай Мункачи.
Удачно выбранный сюжет, интересный подход к композиционному построению, удивительная передача характера каждого персонажа, оригинальность живописного решения произвело на критиков и публику невероятное воздействие. За это произведение художник был награжден орденом Железной короны и получил дворянскую грамоту от имени императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило этому полотну золотую медаль.
«Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай». Фрагменты. Автор: Михай Мункачи.
Но после этих событий в жизни Мункачи происходят события, сыгравшие роковую роль в его судьбе. После выставки в Салоне «Мильтона» приобрел известный парижский перекупщик картин Зедельмейер, который и стал на длительное время злым гением художника. Затянув Михая на кабальных условиях договора в жесткие рамки, он на протяжении целого десятилетия начал диктовать темы для его работ. И полностью владея правами на живопись, возил творения мастера по Европе и Америке, зарабатывая на этом баснословные деньги. Ведь в то время автор был весьма знаменит, и его картины были обречены на успех.
«Оранжерея» / «Юная пианистка». Автор: Михай Мункачи.
Однако с годами он все больше и больше стал задумываться над тем, как жить ему дальше. Художника начала угнетать та жизненная ситуация, заложником которой он стал. В эти годы кризиса и раздумий еще одна беда подстерегла художника: коварный недуг — болезнь глаз. Живя в золотой клетке, художник очень переживал, тоска по родине глубоко засела в его сознании, а мысль о том, чтобы вернуться в Венгрию и начать жить и творить по-прежнему раздирала его душу. И частично это художнику удалось. После разрыва с Зедельмейером художник пишет полотно «После работы». Этим холстом он как бы продемонстрировал возвращение к себе, своим истокам, что было своеобразной победой духа художника.
Автор: Михай Мункачи.
Потомкам Михай Мункачи оставил целую галерею портретов своих современников, жанровые и исторические полотна, серию пейзажей и натюрмортов, которых насчитывается около 600 экспонатов.
Автор: Михай Мункачи.
К концу жизни Михая начало преследовать тяжелое душевное расстройство. Мункачи скончался весной 1900 года в психиатрической лечебнице под Бонном.
Читайте также: Солнце, море и немного ню: Как картины испанского импрессиониста Сорольи-и-Бастиды покорили мир...
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: