Кинолента "Афоня" впервые была представлена в 1975 году. За первый год после релиза её увидели 62 миллиона зрителей. Это был один из ярких моментов в творчестве режиссёра Георгия Данелии, ведь фильм получил широкое признание, понравился советским гражданами и быстро разошелся на цитаты. Вокруг процесса создания картины возникло множество домыслов и сплетен, а в процессе съемок даже возникали скандалы.
Возникновение разногласий между сценаристом Александром Бородянским и режиссером Георгием Данелией
Создание сценария далось Данелии нелегко./Фото: https://goodimages.ru/
Еще до съемок кинокартины "Афоня" возникли разногласия между сценаристом Александром Бородянским и режиссёром Георгием Данелией. Основная причина споров заключалась в различных взглядах на эмоциональный настрой произведения.
Александр настаивал на том, что если человек не сумел реализовать себя в жизни, то и сожалеть о потерянных возможностях не стоит. В то время как Георгий Николаевич был убежден, что в жизни и так мало радостей, потому кинематограф должен быть оптимистичным. Однако, сценарий фильма не предполагал такого антидепрессивного подхода, что значительно усложнило работу режиссёра над лентой.
В процессе разработки режиссерского варианта сценария для фильма "Афоня" были внесены изменения, которые не вызвали восторга у Бородянского. Он, будучи человеком деликатным, избегал прямого выражения своего недовольства. В один из дней, набравшись решимости, Бородянский решил высказать свои мысли. Но столкнувшись с прямым вопросом Данелии, смог ответить лишь: "Все нормально". Режиссёр, вздохнув, сказал: "А мне кажется, это полный провал. Сценарий — дрянь. Прошу прощения". После чего выбросил текст в урну. Это стало началом нового этапа. Сценарий был переписан заново.
Выбор актеров и другие сложности
Афоню мог сыграть Юрий Никулин./Фото: https://s6.cdn.eg.ru/
Первоначально предполагалось, что кинолента "Афоня" будет создана на студии имени Довженко под руководством Леонида Осыки. Однако впоследствии проект был перенесен на "Мосфильм", и, хотя мнения расходятся, Александр Бородянский не стоял у истоков этого решения. Этот ход вызвал недовольство у актера Борислава Брондукова, который рассчитывал на главную роль, у Леонида Осыки, которому передали неверные сведения о роли Бородянского в переносе проекта, а также у Георгия Данелии, поскольку Бородянский не хотел отступать от своих обещаний и менять студию производства. В тот же период сценарий "Афони" одержал победу на конкурсе, и Госкино решило, что теперь он стал собственностью государства, а не только автора.
Когда в возрасте 28 лет Александр Бородянский занимался созданием сценария, он представлял молодого Юрия Никулина. Однако в его представлениях был не тот Никулин, что прославился ролью Балбеса в культовой киноленте, а герой драматического фильма Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими". В своём сценарии Александр видел Никулина как жизнерадостного беспечного человека, не отличающегося особыми внешними данными. При таком подходе "Афоня" приобрел бы совершенно иной характер, отражая в первую очередь взгляды Бородянского, а не Данелии.
К тому же в ходе доработки сценария стало очевидно, что персонаж Федула, воплощенный Бориславом Брондуковым, начал превосходить по яркости Афанасия Борщова. Сценарист поделился своими наблюдениями: хотя Федул обладал менее сложным характером, его образ оказался более запоминающимся. Создатели проекта задавались вопросом, почему зрители так охотно смеются над его репликой: "Гони рубль, родственник", ведь на первый взгляд в ней не было особой комичности. Однако вскоре стало ясно, что именно манера игры Брондукова придавала этим словам особенный юмор. Если бы роль исполнял другой актер, фраза вряд ли вызвала бы такой отклик. Несмотря на внесенные изменения, Федул так и остался одним из наиболее выразительных персонажей киноленты.
Стеснительный Куравлев и загулы Данелии
Куравлев отрицательно отнесся к съемкам постельных сцен./Фото: https://ic.pics.livejournal.com/
В сценарии предполагалось, что Афоня-Куравлёв окажется в одной кровати с персонажем, которого играла Евгения Симонова. Леонид выразил недовольство. Он заявил, что не собирается раздеваться как Ален Делон, и категорически отказался избавляться от майки, несмотря на то, что его внешность обычно вызывала одобрение окружающих. Александр Бородянский отметил, что среди всех претендентов на роль Куравлёв выделялся своим шармом, и зрители были готовы простить ему то, что они не могли бы простить Высоцкому или Караченцеву, которые также претендовали на роль Афанасия Борщова. Сценарист с улыбкой пошутил, что, возможно, если бы Куравлёв был лысым и не снимался в парике, его привлекательность была бы под вопросом.
В киноленте Данелию особенно тронул момент, когда персонаж, которого играла Нина Русланова, выгоняет пьяного маляра Колю из дома и бьет своего избранника. Этот эпизод нашел отклик в личных воспоминаниях режиссера, который когда-то, будучи в нетрезвом состоянии, посетил дом своего ученика. Жена ученика, не терпящая алкоголя, сразу же выставила знаменитого гостя за дверь, возмущенная его пьяным видом. Данелия не раз высказывал мысль, что фильм "Афоня" является, по сути, повествованием о его собственной жизни.
Тема суицида в первоначальном сценарии и ее изменение
Тему суицида постарались убрать из картины.
В ходе создания сценария Александр Бородянский признавался, что окончательный сюжет ещё не определён. В тот период он был студентом-заочником и лишь временно пребывал в столице. Его наставницей была Вера Тулякова, заменившая первого мастера Илью Вайсфельда, который критически отозвался о сценарии "Афони". Во время одной из встреч с Верой, Бородянский выразил желание написать историю о маляре. На вопрос о содержании сценария, он, не имея чёткого представления, начал описывать сюжет: предполагалось, что главный герой не отвечает взаимностью своей возлюбленной, что приводит её к самоубийству. Вера Владимировна с тревогой в голосе убедила его не допускать трагического конца для героини. После этого разговора появились слухи о самоубийстве главного персонажа, хотя по сценарию Афоня должен был отправиться в деревню после увольнения.
Бородянский с улыбкой отмечал, что процесс написания сценария всегда несёт в себе элемент неопределённости. Он не мог предвидеть, что главный герой отправится в деревню или совершит самоубийство, особенно после увольнения — такой поступок был не в его характере. В изначальной версии сценария Афоню ожидало уединение и душевное падение. Предполагалось, что он вернётся в город, и, проходя мимо кинотеатра, увидит радостных зрителей и яркую афишу, что станет контрастом его безвозвратно испорченной жизни.
В жизни прекрасного актера Леонида Куравлева тоже бывали тяжелые дни:Почему известный артист избегал общения даже с близкими людьми и провёл последние дни в пансионате.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: