Дэн Купер стал загадочной личностью, сумевшим без проблем угнать «Боинг», а потом из него просто исчезнуть. За 45 лет спецслужбы практически ничего не нашли, а те несколько улик не пролили свет на события. Он остался человеком-призраком и самым вежливым угонщиком самолета в истории. Многие захотели повторить его трюк, но не смогли, зато его поступок привел к изменениям в конструкции самолета и досмотре багажа пассажиров.
Вежливый Дэн Купер: таинственный угонщик
Портрет Дэна Купера был составлен со слов стюардесс и пассажиров. / Фото: www.ebay.com
Перед Днем благодарения в 1971 году в аэропорту мужчина под именем Д. Б. Купер купил билет за 20 долларов на рейс 305 до Сиэтла. Никто на него не обратил внимание, потому что ничего в нем особенного не было, а пассажиров в аэропорту перед праздничным днем было предостаточно. Boeing 727-51 был заполнен наполовину, но Купер предпочел занять последнее место. После того как самолет поднялся в воздух, он заказал себе бурбон с газировкой и закурил.
По словам стюардессы, Купер был приятным мужчиной средних лет. Его поведение и манера разговора наводила на мысль, что это культурный и образованный человек, по крайней мере, грубых высказываний и гангстерских замашек у него не было.
Возвращаясь к образу Купера – он был высокого роста, до 180 см, с нормальным телосложением до 75 кг веса, глаза карие и близко посаженные, лицо казалось худым. Был одет в пальто, из-под которого выглядывал костюм и идеальная белая рубашка. На нем был также галстук, прижатый заколкой. Позже он надел затемненные очки и шляпу, и в таком виде провел остальное время. Составленный портрет подтвердили все, кто его видел, но это не помогло в расследовании, такого человека не нашли.
Требования Купера: угон самолета
Купер потребовал парашют и деньги. / Фото: kulturologia.ru
Стюардессе Шаффнер, которая принесла заказ, Купер подал записку, но посчитав, что ей дали номер телефона для знакомства, она положила ее в кармашек. Купер наклонился к стюардессе и тихо сказал, что советует прочесть сейчас, потому что у него при себе бомба, и это угон самолета. Когда стюардесса попросила показать бомбу, он раскрыл чемоданчик, и она увидела несколько красных цилиндров, соединенных проводками.
Стюардесса развернула записку с требованиями, в которой было написано, что нужно предоставить Куперу: 200 тысяч долларов 20-долларовыми купюрами, 4 парашюта, дозаправку для самолета. Эти пожелания были переданы пилотам, а те соответственно их отправили на землю. В записке также было сказано, чтобы стюардесса села рядом на время полета. Шаффер поэтому и запомнила черты мужчины, потому что провела рядом с ним практически 2 часа. Все это время самолет кружился в воздухе, чтобы спецслужбы успели собрать необходимую сумму и найти парашюты, потому что Купер отказался от профессиональных. Он потребовал обычные, которыми пользуются в школах для парашютистов.
Пассажирам объявили, что произошел технический сбой, и пилоты ждут время, чтобы приземлиться. Получасовой полет затянулся на несколько часов, и это нужно было как-то объяснить, чтобы не появилась паника.
Исчезновение Купера из самолета: оставил на память галстук с жемчужной заколкой
Дэн Купер выпрыгнул из самолета, использовав заднюю дверь. / Фото: aviation.stackexchange.com
Агенты ФБР полностью выполнили требования Купера, и только после этого угонщик разрешил посадить самолет на аэродром, но в самое удаленное место, и не разрешил включать свет в салоне. Стюардесса вышла и забрала все необходимое, а потом угонщик разрешил отпустить пассажиров. Когда стюардессы, спросили можно ли им тоже покинуть борт, то Купер ответил: «Как пожелаете, девочки». Он попросил остаться только одну, Тину Маклоу, чтобы кто-то мог при необходимости оказать медицинскую помощь.
Все время Купер оставался спокойным, но дозаправка затянулась на 15 минут, и в это время агент ФБР попросился на борт для беседы. Это немного вывело из равновесия угонщика, и он приказал скорее завершить дозаправку самолета. Хотя задержка была действительно по техническим причинам – образовавшиеся пары создавали давление, что и замедлило процесс.
Когда все завершилось, Купер потребовал, чтобы экипаж и стюардесса находились в кабине пилотов и не выходили без разрешения. Также нужно было открыть заднюю дверь самолета и выпустить лестницу. Пилоты сказали, что это будет очень опасно для взлета, на что Купер ответил: «Это можно сделать, поэтому делайте». Но потом уступил и сказал, что сам откроет дверь после взлета. Он потребовал лететь на самой минимальной скорости и на высоте 3 км, не убирая шасси и повернуть крылья самолета на 15%. Эти тонкости в указаниях потом и вызовут сомнения у агентов ФБР – не каждый простой человек их может знать.
Самолет Boeing 727. / Фото: yahoo.com
За «Боингом» следовало пять самолетов, одному пришлось развернуться, когда закончилось топливо, но даже они не заметили прыжок Купера. Через 20 минут после взлета в кабине пилотов загорелась лампочка, означающая, что открыта задняя дверь и спущен лестничный трап. Экипаж через систему связи предложил Куперу помощь, но он резко ответил, что не требуется. В 20:13, через 13 минут после того, как открылась дверь, произошел резкий подъем хвостовой части, и пилотам пришлось приложить усилия, чтобы снова выровнять самолет. Еще через два часа самолет благополучно приземлился в Рино. Его окружила полиция, не представляя, чего ожидать, но в салоне уже никого не было, Купер исчез. От него на столике остался лежать галстук с жемчужной заколкой. Ни портфеля с бомбой, ни других следов его пребывания не было.
Следствие и розыск Купера
Розыск Купера продолжался 45 лет. / Фото: magiya-vokrug.ru
Осмотр салона самолета показал наличие 66 отпечатков пальцев, но принадлежавших Дэну Куперу не нашли, и вообще сомневались, что это настоящее его имя. Но все же проверить нужно было все. Под этим именем нашли одного человека с небольшими нарушениями, но информация показала, что он не мог быть в том месте. Зато журналисты, не дожидаясь окончания расследования, использовали его имя для угонщика самолета. Поэтому во многих статьях он и значился как Ди-Би Купер.
В ходе следствия было много странностей и нелогичных действий. Следователи нашли в самолете возле кресла, в котором сидел Купер, окурки. Но если галстук всплыл только через 20 лет, ведь до этого тщательно скрывали улику, то окурки исчезли так же, как и Купер. На второй паре парашютов были обнаружены обрезанные лямки, и выстроили предположение, что он использовал пилотную сумку для денег, ведь их вес все же был не таким малым – более 8 кг. Купер изначально требовал, чтобы ему деньги передали в рюкзаке, а ему сложили в тряпичный мешок. Видимо, поэтому он и обрезал сумку, чтобы привязать их к себе, потому что стюардесса, покидая салон, видела, как мужчина что-то обматывал вокруг пояса.
Прыжок Купера должны были увидеть преследовавшие «Боинг» пилоты самолетов, но они ничего не заметили, и это не удивительно, если учитывать, что именно в то время преодолевали местность, где была гроза и плохая видимость. Следователей удивил при осмотре оставшихся парашютов тот факт, что был взят старый, а в качестве второго вообще нерабочий. Он был передан случайно, никто не собирался никого подвергать смертельному риску, ведь Купер мог прихватить с собой заложника. На нем стояла пометка, по которой бы любой опытный парашютист понял его состояние. Все это было странно. С одной стороны, Купер знал устройство и работу «Боинга». Знал, что лестницу и дверь можно опустить самому из салона, а также как расположены выхлопные двигатели, которые не навредят прыгающему. Это наводило на мысль, что он мог работать в конструкторском бюро, связанным со строительством самолетов, и при том занимать какое-то руководящее место. С другой стороны, то, что он прыгал в непогоду, в местность, где не было ни одного огонька, в легкой одежде для ноября, вводило в ступор – это прыжок самоубийцы.
Можно было также предположить, что он был левшой, потому что заколка на галстуке была прикреплена с левой стороны. Предполагали также, что он ранее мог быть военным и умел пользоваться парашютом. На эту мысль навел его отказ от инструкции по использованию парашюта. Купер сказал, что в ней не нуждается.
Агентами ФБР было опрошено множество людей, было несколько подозреваемых, но еще большую смуту нагоняли те, кто хотел выдать себя за Купера, потому что он стал практически народным героем.
Поиски Дэна Купера за 45 лет ни к чему не привели, если не считать небольшой суммы денег на дне реки
Долларовая банкнота, выданная Куперу при угоне самолета, и потом найденная возле озера. / Фото: dzen.ru.
Точное место приземления Купера высчитать было сложно, потому что нужно было учесть много факторов, а любая неточность расширяла поиски на несколько километров. Предполагали только одно, что это могло произойти недалеко от озера Мервин, севернее Портленда. Следователи не понимали, почему за многие годы нигде не проявились купюры, выданные Куперу. Хоть он и сказал, чтобы они не были помечены, но их серию и номера знали, и эта информация была разослана по всем магазинам, банкам и игорным домам.
Первая информация, которая точно касалась угона самолета, появилась в 1980 году, когда 8-летний мальчик Брайан Ингрэм, отдыхая с отцом на озере, откопал в песке пакеты с деньгами. О находке заявили в полицию, и было подтверждено, что это небольшая часть тех, которые были выданы Куперу. Но странность состояла в том, что была найдена всего лишь десятая часть денег, а в одной пачке не хватало 10 купюр. Предположили, что деньги выпали, когда Купер спускался на парашюте, но состояние резинок показало, что они находились в воде или песке всего два года. Если бы прошло 10 лет, то они бы от влажности просто размокли. Снова выдвинулась версия, что их могли просто подкинуть. И тогда отклонялся мотив считать Купера погибшим.
Деньги Купера. / Фото: popularmechanics.com
В 2017 году за розыск взялся даже частный сыщик, но найденные им улики ФБР никак не прокомментировало, а потом и вовсе решили закрыть дело, чтобы перенаправить ресурсы на более важные дела. За 45 лет расследования ничего вообще не нашли – человек как будто растворился в воздухе или просто умело использовал время. Это было перед Днем благодарения, когда выпадало 4 выходных дня. Он мог спокойно совершить угон, а потом вернуться к своей работе и нормальной жизни.
Меры предосторожности от угонов
Лопатка Купера - устройство, блокирующее дверь самолета. / Фото: en.wikipedia.org
Одно время в Америке угоняли самолеты чуть ли не каждую неделю, и в какой-то момент службе безопасности это совсем надоело. Руководство авиалиниями пыталось вводить какие-то меры безопасности, но боялись негативной реакции пассажиров. Часто угоняли в Майями для отдыха или на Кубу за свободой, поэтому собирались уже ввести бесплатные рейсы один раз в неделю для всех желающих. Но Фидель Кастро не дал разрешения, и эта идея отпала.
Угон самолета Купером поставил точку в этом вопросе, потому что его подвиг решили повторить. В этот же год было совершено еще 30 угонов, причем 15 из них по методу Купера. Но все они были безуспешными.
Проверка багажа в аэропортах. / Фото: finance.yahoo.com
Для безопасности Boeing 727 снабдили дополнительным устройством, которое делало невозможным открыть заднюю дверь из салона во время полета. Его назвали «лопатка Купера». В аэропорту усилили досмотр багажа и появились металлодетекторы. Особенно тщательно проверяли тех, кто покупал билет за наличные деньги. Угонов стало в разы меньше. Похожий случай произошел в 1988 году.
Много шума наделал в СССР угон самолета многодетной семьей Овечкиных. О таком в то время сложно было подумать, не то, чтобы совершить. Но в 1988 году участники джазового семейного ансамбля решили, что будут лучше жить в Америке, и захватили самолет. Окончание было печальным – в живых осталось только 7 человек.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: