Знаменитая картина «Менины» принадлежит испанского художника Диего Веласкеса. Шедевр он написал в 1656 году, работая при дворе короля Филиппа IV. Одноименное полотно есть и в творчестве Пикассо. Воодушевленный картиной Веласкеса (которую Пикассо увидел впервые в 14 лет), художник решил написать свою версию знаменитых «Менин». Дословно «Лас Менинас» в переводе с испанского означает «горничные в ожидании». Две работы pазделяют 300 лет и, что очень удивительно, отражают абсолютно разные смыслы.
«Менины» Веласкеса
Диего Веласкес (1599–1660) был придворным художником испанского короля Филиппа IV. Последний подарил мастеру личную студию в королевском дворце для создания произведений искусства для короля, а также портретов и величественных картин, документирующих достижения королевской семьи. Инфографика: основные даты биографии Веласкеса
Веласкес написал «Менины» в 1656 году. Работа имела разные названия, в том числе «Семья короля Филиппа IV». Кстати, картина была чудом спасена от пожара 1734 года в Алькасаре, где жил и работал Веласкес, хотя ее пришлось реставрировать. Фердинанд VII передал ее в музей Прадо, где она появилась в первом каталоге в 1819 году. Португальский термин «менины», означающий «маленький ребенок», использовался в то время для именования молодых благородных женщин, которых выбирали фрейлинами на службе королевской семьи.
«Менины» Диего Веласкеса (1656)
В своих «Менинах» Веласкес изображает автопортрет в самом акте живописи, демонстрируя, что его ремесло требует непосредственного действия. Служанки склоняются к принцессе, которая чуть повернула голову, мужчина и монахиня на заднем плане разговаривают, герой на лестнице бросает беглый взгляд назад. Маленький мальчик на переднем плане играючи подталкивает собаку ногой. Среди множества произведений искусства, вывешенных в комнате, зеркало рядом с открытой дверью отражает образ короля Филиппа IV и королевы Марианы. Похоже, они смотрят на свою пятилетнюю дочь и ее окружение, которое включает в себя фрейлин, карлика и собаку. В этом смысле картина - это и портрет королевской семьи, и автопортрет художника, который показывает не только то, как он выглядит и как он работает, но и демонстрирует известность мастера (ведь сама королевская семья - его клиенты).
Пабло Пикассо впервые увидел «Las Meninas» Веласкеса, когда ему было 14 лет. Это было поворотное время в его жизни - он все еще искал смысл жизни, но уже чувствовал свои художественные таланты. Через несколько месяцев после увиденного шедевра «Менины» семилетняя белокурая сестра Пикассо Мария де ла Консепсьон умерла от дифтерии. Пикассо и его семья (особенно его отец) так и не оправились от потери, которая преследовала Пикассо всю оставшуюся жизнь. В 1897 году, в возрасте 16 лет, менее чем через год после смерти сестры, он создал свой первый набросок, посвященный персонажам «Менинов» - Марии Агустине (горничной) и Марии Маргарите (инфанте). Неслучайно героини были блондинками (в память об умершей сестре). А вот действительно величайшие версии «Менин» Пикассо написал спустя десятилетия.
«Менины» Пикассо
Инфографика: основные даты биографии Пикассо
Летом 1957 года Пикассо (который к этому времени стал почетным директором Национального музея Прадо в Мадриде) превратил третий этаж своего дома в Каннах на юге Франции в студию живописи. Находясь в этой студии с 17 августа по 30 декабря 1957 года, он работал над большой серией из 58 полотен практически в полной изоляции, что позволяло совсем немногому количеству посетителей увидеть его работы. 44 работы серии были непосредственно вдохновлены шедевром Диего Веласкеса «Менины».
«Менины» Пабло Пикассо (1957)
Работу Пикассо использовал также в качестве ориентира для изображения своих шутов и карликов.
Цикл представляет собой как ремейк на одну из самых важных работ в истории испанской живописи, так и комментарий к событиям в Испании, которые Пикассо наблюдал во время своего изгнания во Франции. Картина была написана через двадцать лет после «Герники» и продолжает политический протест этой ранней картины против обращения с испанскими республиканцами в Испании.
В то время, когда Пикассо только начал работу над циклом, он был приглашен в кампанию «Амнистия для Испании» по освобождению испанских республиканцев, все еще находившихся в заключении спустя восемнадцать лет после окончания гражданской войны в Испании. Сам Пикассо подарил серию музею в Барселоне в мае 1968 года в память о каталонском скульпторе Хайме Сабартесе, умершем в том же году. Пикассо сказал Сабартесу в 1950 году: «Если кто-то хочет скопировать «Менины» добросовестно, например, для достижения определенного уровня, и если бы это был я, я бы сказал ... а что, если бы вы поместили их немного вправо или влево? Я постараюсь сделать по-своему, забыв о Веласкесе. Так что мало-помалу это были бы отвратительные «Менины» для традиционного художника, но они были бы моими «Менинами».
Сравнение полотен
1. В работе Пикассо присутствуют все фигуры с холста старого мастера, играющие идентичные роли и занимающие похожие позиции. 2. Образ самого художника имеет размеры более внушительные, чем в версии Веласкеса. Это, конечно, дань уважения старому мастеру как творцу (зритель, наверняка, обратил внимание, что у художника на картине Пикассо в руке две палитры – это хвала художника блестящему таланту Веласкеса).
Фрагменты «Менин» Веласкеса и Пикассо
3. В то время как в версии Пикассо свет заливает комнату, в оригинале Веласкеса атмосфера более приглушена, а собака Пикассо Люмб занимает ту же позицию, что и сидящий мастиф в работе более старого испанца.
4. Отдельного внимания заслуживает фигура принцессы Маргариты. Эта героиня была особенно важна для Пикассо. Свои «Менины» Пикассо написал в 75 лет, этот возраст был для художника символически важным, потому что отец Пикассо умер в возрасте семидесяти пяти лет. Этот период вызвал многочисленные видения его собственной смертности, которые неизбежно пробудили воспоминания о смерти его сестры. Глядя на вариации Веласкеса конца 1950-х годов, можно увидеть, что образ его молодой белокурой сестры явно сравним с образом белокурой инфанты. Это изображение инфанты вызывает еще одну фигуру - дочь Пикассо Палому, которая была примерно того же возраста, что и его покойная сестра и инфанта на момент создания этих картин. Неудивительно, что, учитывая символизм чисел и воспоминания, Пикассо посвятил инфанте пятнадцать отдельных картин. Все они изображены разными способами, каждый из которых сильно отличался от всех остальных. Завершив эти работы, Пикассо ненадолго обратил свое художественное внимание на совершенно другую тему - голубей.
Эскизы Маргариты Инфанты кисти Пабло Пикассо
5. Вертикальный формат Веласкеса заменяется горизонтальной композицией Пикассо.
6. В работе Веласкеса композиция вращается вокруг Инфанты Маргариты. А вот на картине Пикассо Инфанта по-прежнему играет важную роль, но не менее значима фигура художника, который изображен в непропорциональном размере, укрепляя тем самым идею о том, что самым важным во всем творчестве является сам художник.
7. Другой важный аспект - обработка света и цвета. Это изменение напрямую влияет на яркость картины: справа открываются большие окна, которые в работах Веласкеса остаются закрытыми. Отсутствие цвета в работах Пикассо контрастирует с яркостью Веласкеса. У Пикассо черное и белое доминируют в композиции намеренно. А вот цветная палитра появилась в последующих интерпретациях.
Фрагмент с собакой в двух версиях Веласкеса и Пикассо
В заключение хотелось бы упомянуть слова Пикассо о картине Веласкеса: «Что за картина «Менины»! Какая реальность! Веласкес - настоящий художник реальности. Независимо от того, хороши ли его другие картины или плохи, эта, в любом случае, восхитительна и совершенно успешна!».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: