История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



От этих древних игр произошли многие современные – те, что отлично помогают на пару часов отстраниться от окружающей действительности. В го, калах или шахматы играют миллионы, а ведь это лишь небольшая часть того наследства, что оставили нам древние цивилизации. Интересно и то, что суть самых интересных игр прошлого, по-видимому, пока не разгадана. Вот как представители ушедших цивилизаций украшали свой досуг.


Первые варианты «настольных» игр: игра в кости


В какой момент от нечего делать люди решили побросать камешки по каким-то придуманным правилам – неизвестно. Наверное, действительно очень давно. Что касается древнейшей, по всей вероятности, игры в кости – она была знакома человечеству еще пять тысяч лет назад, а возможно, и раньше. Независимо друг от друга ее придумали разные народы и культуры – камешки-кости с нанесенными на них пометками бросали и в азиатских государствах, и на южноамериканском континенте.

Кости кидали и чтобы определить победителя, и для получения случайного числа для очередного хода

Кости кидали и чтобы определить победителя, и для получения случайного числа для очередного хода


Самый простой способ игры предполагал подсчет очков, выпавших каждому игроку – у кого их больше, тот и выиграл. Другой вариант использования костей заключался в получении некоего случайного числа, необходимого для совершения хода. Вместо костей могли использоваться плоские деревянные палочки с узором на одной стороне. Стоит отметить, что в Средневековье и потом игра в кости пользовалась особенной нелюбовью церкви, наряду с игральными картами, отчего склонным к азарту христианам приходилось играть в другие игры, например, домино (кстати, прообраз игры, довольно древний, пришел в Европу из Индии).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как отличить доисторические орудия древних людей от обычных камней.

С древности до наших дней дошло довольно много логических игр, примером может служить «дедушка» игры в крестики-нолики. Это гомоку, придуманная в Китае не позднее двух тысячелетий назад. В VII веке игра распространилась и в Японии. Суть правил знакома: состязаются два игрока, перед которыми доска, расчерченная на квадраты-поля; каждый играет камешками одного цвета. Цель игры – построить ряд из пяти камней – горизонтально, вертикально или по диагонали. Противник мешает это сделать, стремясь первым завершить ряд.

Игры-сражения и «земледельческие» игры


Помимо логических, абстрактных игр, которые сводились к построению геометрических форм или подсчету выпавших и заработанных очков, существовало еще несколько типов игр. Значительное их число воспроизводило на игровом поле сражение двух армий, собственно, к этому семейству принадлежат шахматы. Считается, что предшественницей шахмат стала индийская чатуранга. А вот шашки возникли из древнегреческой петтейи и древнеримской латрункули, обе игры упоминаются многими античными авторами.

Королевская игра Ур. Источник: commons.wikimedia.org

Королевская игра Ур. Источник: commons.wikimedia.org


Что касается нардов, на роль их самой ранней версии предлагаются разные древние игры, о которых знают историки. Проблема заключается в том, что при наличии информации о большой популярности той или иной игры какого-нибудь из государств прошлого, сделать вывод о правилах, по которым велось состязание, бывает довольно трудно. Например, королевская игра Ур, названная так по городу Месопотамии, явно пользовалась любовью населения, причем среди всех сословий. Предполагается, что правила напоминали те, по которым играют в нарды, но и это точно неизвестно.

Игра в го, в XX веке получившая огромное распространение по всему миру, появилась в Китае несколько тысяч лет назад (точный возраст установить трудно, но го никак не может быть моложе двух тысячелетий). По легенде, это состязание придумал один из китайских императоров или же приближенных к нему вельмож. Играют камешками двух разных цветов; камешки выставляются на пересечения линий на доске и могут быть в соответствии с правилами «захвачены» противником. Цель игры – отгородить своими камнями больше территории, чем противник.

Женщины, играющие в одну из игр семейства манкала. Источник: commons.wikimedia.org

Женщины, играющие в одну из игр семейства манкала. Источник: commons.wikimedia.org


Отдельное семейство игр, воспроизводящих на доске процесс земледелия, носит название манкала, оно состоит из разных вариаций состязаний, самое распространенное из них – калах. Доска для игры в манкала была обнаружена в пирамиде Хеопса, а изображение играющих можно увидеть на стенах древнеегипетских храмов. Игра особенно распространена в Африке и Азии, но и остальному миру хорошо знакома. Суть игры сводится к тому, чтобы захватить максимальное количество камней противника из лунок, причем камни символизируют посевы, а их отсутствие – голод.

Читать также: Детство без гаджетов: 12 активных развивающих игр, которыми развлекались советские дети 80 лет назад.

Как именно играли в сенет и любо?


Многие игры, появившись в древности, благополучно сохранились до наших дней, пусть и претерпев некоторые изменения по части правил, количества игроков и особенностей реквизита. Но есть и загадочные игры – про них определенно известно разве что то, что они пользовались огромной популярностью во времена своего расцвета, но, поскольку было это несколько тысячелетий назад, правила не сохранились. Например, игра в сенет, возникшая все в том же Древнем Египте, получила звание старейшей игры, связанной с перемещением фишек по доске.

Статуэтка, изображающая играющих в любо. Источник: commons.wikimedia.org

Статуэтка, изображающая играющих в любо. Источник: commons.wikimedia.org


Изобрел сенет, как верили египтяне, бог Тот, сделав это для разрешения конфликта с другими богами. Игра в сенет изображена на стенах в гробницах фараонов – по всей видимости, она имела не только и не столько развлекательное значение, сколько считалась частью египетского культа, воспроизводя события, которые происходили с умершим в Царстве мертвых. Игра была наполнена ловушками, предполагала переходы на разные уровни, описывала божеств, а также трансформацию умершего в мумию.

Игора го. Источник: pinterest.com

Игора го. Источник: pinterest.com


Древнекитайская игра любо, которую порой называют предшественницей не то нард, не то шахмат, тоже не оставила современным историкам большого количества информации о себе. Есть предположение, что помимо собственно ходов и состязательного элемента, она включала в себя и некие гадательные практики. К XXI веку любо, в отличие от других игр, подробностей о себе не сохранила. Впрочем, количество тех настольных состязаний, что получили вторую жизнь в последние десятилетия, или же были изобретены, как «Монополия» или «Скраббл», возможностей скучать не оставляет: по всей видимости, любителей сразиться на игральном поле меньше в ближайшее время не станет.
Кстати, играть в «Монополию» не разрешалось играть после свадьбы Меган Маркл.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5107
13.05.2022 14:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите также