Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Наверное, трудно найти человека из числа тех, кто мало-мальски интересуется искусством, не видевшего стремительных коней Сюй Бэйхуна – смелые пятна и росчерки черной китайской тушью, пульсирующая энергия и свобода. Его работы сочетают в себе традиционные техники китайской живописи, влияние французского модернизма и Ренессанса, а сам художник проложил путь для нового искусства Поднебесной…


Каллиграфия и побег



Утренняя песня.

Утренняя песня.


Сюй Бэйхун родился в уезде Исин провинции Цзянсу, в небогатой семье, однако его отец, поэт и художник Сюй Дачжан (напоминаем, что в китайской традиции фамилия ставится перед личным именем), обучал сына каллиграфии с самого раннего детства. Впоследствии к этому добавились и занятия живописью. В детские годы будущий художник обожал книгу ««Слово о живописи из сада с горчичное зерно», проиллюстрированную Жэнь И.

Белые цветы сливы.

Белые цветы сливы.


В семнадцатилетнем возрасте Сюй Бэйхун отправился в Шанхай. Ему удавалось время от времени продавать свои работы, рисовал он и на заказ, а на вырученные деньги жил и получал образование. Спустя год жизни в Шанхае он поступил в Фуданьский университет, где, помимо прочего, изучал французский язык – часть его творческой жизни в будущем пройдет в Париже, куда, конечно, в те времена стремились все молодые художники-экспериментаторы.

Сороки.

Сороки.


Однако прежде он провел год в Токио. Он уехал в Японию учиться – и в то же время сбежал туда вместе с возлюбленной, дожидаясь, когда утихнет скандал. Его избранница была обручена с другим с детских лет. Но семья ее была близка с семьей Сюй, и она влюбилась в талантливого юношу, а он – в нее. Этот побег лег позором на семью девушки, которая поспешила отречься от нее. Сюй Бэйхун придумал ей новое имя – Цзян Бивэй, рисовал ее, видел в ней свою истинную музу.

Пастушок и бык.

Пастушок и бык.


Вернувшись, некоторое время он преподавал в школе искусств Пекинского университета. Затем Сюй Бэйхун выиграл стипендию в престижной Национальной высшей школе искусств в Париже – это было в 1919 году - и провел в Европе более десяти лет. С деньгами было непросто, продавать работы удавалось не всегда, финансовая поддержка от университетов оставалась нестабильной, и самоотверженная Цзян Бивэй, чтобы они могли свести концы с концами, зарабатывала на жизнь вышивкой. Она выучила французский язык, обзавелась кругом знакомств – это сыграло роль в ее дальнейшей судьбе.

Кошка.

Кошка.


Художник тем временем изучал техники масляной живописи, посещал один музей за другим, исследовал ренессансное и академическое искусство Западной Европы. Часть его работ того периода очевидно наследует западноевропейские традиции, опирается на новаторские решения модернизма и в то же время сохраняет связь с национальным искусством Китая. Да и сам художник не терял контактов с родиной – ведь в первую очередь он искал не свой творческий путь, а новую дорогу для развития китайской живописи. Он регулярно писал для газеты Daily University Пекинского университета, входил в редколлегии журналов, посвященных искусству. Эти времена были периодом относительной свободы и либерализма китайской политики, представители творческой и научной интеллигенции были полны надежд на будущее и смелых ожиданий. В 1925 году он вернулся в Китай, спустя два года из Парижа приехала и Цзян Бивэй с детьми.

Музы



Читающая женщина. Портрет мисс Дженни.

Читающая женщина. Портрет мисс Дженни.


Сюй Бэйхун получил должность профессора в Нанкинском университете. И… закрутил роман со студенткой – молодой одаренной художницей Сан Дуоцы. Для Цзян Бивэй это были нелегкие годы, полные сплетен, интриг, терзаний… Убитая горем, женщина даже уничтожила работы, на которых была изображена ее соперница. Сан Дуоцы покинула университет, не получив диплома о его окончании, но затем все же сделала успешную карьеру и в живописи, и в преподавании. Она вышла замуж за министра образования провинции Чжэцзян, Сюй Шаоди, который во время Второй мировой войны смог организовать ей переезд в США.

Впрочем, и в те годы она вела бурную переписку с Сюй Бэйхуном – что отрицали, правда, последующие его спутницы жизни. Цзян Бивэй же рассталась с неверным мужем и сошлась с другом парижской своей юности, Чжан Таофанем. Официально он был женат на француженке, однако, оставив жену в Париже, более десяти лет прожил с Цзян Бивэй, оказавшей большое воздействие на его становление как политика.

Главный художник нового Китая



Бегущие лошади.

Бегущие лошади.


Шесть галопирующих лошадей.

Шесть галопирующих лошадей.


Сюй Бэйхун успешно продолжал свою преподавательскую и творческую деятельность. Как педагог, он сумел найти баланс между традиционной китайской живописью, оставаясь патриотом до мозга костей, и реалистическими подходами западного искусства. Он выступал за свободный творческий поиск, изучение перспективы, пластической анатомии и колористики. И в то же время считал, что жизненный опыт художника, его повседневные наблюдения, смелый творческий замысел важнее, чем техническое совершенство. Но важным аспектом для развития китайского искусства для Сюй Бэйхуна оставалась приземленность.

Бегущая лошадь.

Бегущая лошадь.


Живопись должна быть понятной – без объяснений, без сложной философии, без вопросов о том, что хотел сказать автор. Любой человек, взглянувший на полотно (или лист бумаги), должен открывать для себя замысел художника так же легко и просто, как если б вел с ним непринужденную беседу. Его идеи до сих пор лежат в основе преподавания художественных дисциплин в образовательных учреждениях Китая.

Кошка.

Кошка.


В 1933 году Сюй Бэйхун организовал выставку современной китайской живописи, которая побывала во Франции, Германии, Бельгии, Италии и Советском Союзе. Во время Второй мировой войны Сюй Бэйхун путешествовал по Юго-Восточной Азии , проводил выставки в Сингапуре и Индии. Все доходы от этих выставок были направлены китайцам, пострадавшим в результате войны и японской оккупации. Он встречался и беседовал с Рабиндранатом Тагором и Махатмой Ганди.

Кошки.

Кошки.


Влияние Сюй Бэйхуна было настолько велико, что распространялось далеко за пределы Китая. Своим учителем называли его многие азиатские художники, его творчество было широко известно и в Европе, и в США, и в СССР. Сюй Бэйхун умер от инсульта в 1953 году. После его смерти его женой Ляо Цзинвэнь в его доме в Пекине был основан Мемориальный музей Сюй Бэйхуна.

Судьбы реформаторов китайской живописи были различны - например, Линь Фэнмянь был вынужден уничтожить свои работы, но это ему не помогло...

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1956
13.05.2024 15:09
В закладки
Версия для печати




Смотрите также