Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



«Пусть простоватый и без гроша, но мой», «Пусть врет, но зато классно шутит», «Пусть жестокий убийца, но зато защитит и всем обеспечит». Образы идеального мужчины в позднем СССР, а затем и в России менялись со сменой нравственных ориентиров, жизненных ценностей, общего благосостояния и других внешних факторов. Самыми первыми такие изменения улавливали режиссеры кино. И предлагали зрителям, а точнее, зрительницам, именно тот образ мужчины-героя, который диктовало время.


1980-е: Гога, Вася, Гена и другие

Идеал мужчины 1980-х – типичный трудяга. Простой, подчас без высшего образования, любящий выпить пивка «под хорошую закуску» – как говорил герой фильма «Москва слезам не верит». И при этом – искренний и верный, готовый совершать ошибки «на эмоциях» и тут же каяться. Способный уйти, хлопнув дверью, а потом вернуться как ни в чем не бывало и, возможно, даже попросить прощения. Герой 1980-х олицетворяет поговорку «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Как вернувшийся блудный Василий из фильма «Любовь и голуби». Вот он, здесь и сейчас – простой, добрый, «золотые руки», свой.

Кадр из фильма

Кадр из фильма


Не нравится представитель рабочей профессии или деревенский мужичок? В качестве альтернативы советской женщине предлагался вариант поинтеллектуальнее – рядовой инженер, работник лаборатории или клерк, как герои фильмов «Самая обаятельная и привлекательная» или «Служебный роман». Не амбициозный и без харизмы, зато порядочный, открытый и честный.

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная».

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная».


1990-е: бесстрашные и беспощадные, как Данила и Белый

В 1990-х, которые называют «кровавыми», «смутными», «лихими», на смену скромным работягам и инженерам пришли амбициозные, дерзкие и бескомпромиссные герои. Готовые «мстить за брата», «отвечать за базар», выстрелить в обидчика старушки на улице или пассажира-хама в автобусе. Навести порядок и восстановить справедливость самым простым и «надежным способом» – с помощью оружия, а если его нет – силы кулака.

Самым ярким отражением той короткой эпохи стал герой фильмов «Брат» и «Брбат-2» Данила Багров. Привлекательность и обаяние такого героя для женщин и девушек 1990-х – в сочетании его силы, жестокости и в то же время детской наивности и непосредственности.

Герой конца 1990-х: способный хладнокровно убить, но в то же время готовый вступиться за слабого и защитить обиженного.

Герой конца 1990-х: способный хладнокровно убить, но в то же время готовый вступиться за слабого и защитить обиженного.


Образ Данилы как эстафетную палочку подхватили герои сериала «Бригада», ключевой фигурой в котором стал предводитель преступной группировки Саша Белый. Человек с сильным характером и смекалкой, готовый на все ради своих близких и своих принципов. Действующий согласно определенному кодексу чести, который он готов чтить даже в случае, если он идет вразрез с Законом. Кстати, считается, что прототипом Саши Белого стал главарь Ореховской ОПГ по кличке «Сильвестр».

Саша Белый и его друзья покорили кинозрительниц. /Фото: dzeninfra.ru

Саша Белый и его друзья покорили кинозрительниц. /Фото: dzeninfra.ru


Сериал «Бригада» вышел в начале нулевых, когда идеалы 1990-х стремительно уходили в прошлое. Сменился политический строй, сменился век. В эпоху цифрофизации, высоких технологий мужчина из девяностых смотрелся как неотесанный, неуклюжий неандерталец с дубиной на фоне интеллектуалов, главное оружие которых – ум, скорость и креативность. Именно поэтому Сашу Белого так быстро забыли.

2000-2010-е: креативные любители жизни

Новые герои – это люди, фонтанирующие идеями. Они умеют зарабатывать деньги, хотят взять от жизни побольше и всё испытать, они знают, как себя подать, они постоянно рефлексируют и при этом могут быть циничными. Топ-менеджер Макс из кинокартины «Духless», журналист Саша Гурьев из фильма «В движении», герои фильмов «О чем говорят мужчины» – в общем, женщинам нулевых и 2010-х режиссеры предложили абсолютно новый тип представителя сильного пола.

Макс из фильма «Духless». /Фото: cinemafia.ru

Макс из фильма «Духless». /Фото: cinemafia.ru


Еще один тип того времени показан в сериале «Интерны». Это тот же мужчина-интеллектуал, не обладающий внешней силой и брутальностью. Способный соврать, часто расплачивающийся за свои «косяки», но обаятельный и сражающий даму сердца искрометным юмором.

Ещё один тип героя тех лет. /Фото: stuki-druki.com

Ещё один тип героя тех лет. /Фото: stuki-druki.com


2020-е: сила, но уже с примесью цинизма

После того как Россия вступила в 2020-е, образ мужчины-героя в кино поменялся. С 2018-2020 годов снова в чести такие качества, как сила (теперь она видна в герое невооруженным глазом) и цинизм, к которым прибавились умение манипулировать другими и самоуверенность.

Кадр из фильма «Медиатор». /Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Медиатор». /Фото: kino-teatr.ru


Такие герои воспеваются в фильмах «Триггер», «Медиатор». Снова в моде обаятельные хулиганы и «хорошие-плохие» парни. Один из вариантов такого образа – герой фильма «Полицейский с Рублевки» (азартный и циничный, но обаятельный ловелас в исполнении Петрова) или «Мажор» (нагловатый брутал, который все может решить, в исполнении Прилучного).

Кадр из фильма «Полицейский с Рублевки».

Кадр из фильма «Полицейский с Рублевки».


Также снова на передний план вышли бывшие спецназовцы и полицейские – в общем, сильные и доминирующие мужчины-самцы, которым море по колено.

Если же говорить о женских образах, то в них режиссеры часто закладывали, то, о чем и сами не всегда подозревали. Сейчас про некоторых из популярных киногероинь можно было бы сказать, что их проблемы требуют визита к психологу: мазохистка, созависимая и не только.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1427
13.07.2024 10:13
В закладки
Версия для печати




Смотрите также