Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Героини советских фильмов вызывают любовь, сочувствие, симпатию или смех. А иногда и все эти чувства вместе. Однако за симпатичными зрителям образами нередко скрываются люди с серьезным психологическими проблемами. Те роли, которые демонстрируют многие женщины из кино, неестественны для семейных отношений и, существуй такие героини в реальности, они требовали бы коррекции у психолога. За примерами далеко ходить не надо: их можно увидеть в фильме любого жанра.


Надюха: жертва и манипулятор

Для героини фильма «Любовь и голуби» семейная жизнь – это борьба, а она в них – жертва. Муж просаживает деньги на голубей, а она от этого громко страдает, всячески демонстрируя, что и их дети – такие же жертвы. Мол, «Вот тебе, на платье и на мороженое, а тебе, Людка, вот на сапоги и на помады, будем теперь голодом сидеть». При этом роли жертв она детям явно навязывает, ведь они вовсе не в обиде на отца и принимают его увлечение голубями.

Она манипулирует мужем и заставляет его чувствовать себя виноватым.

Она манипулирует мужем и заставляет его чувствовать себя виноватым.


При этом саму Надежду пребывание в роли жертвы определенно устраивает, потому что ничего в ее жизни не меняется: он покупает голубей, она закатывает скандал и истерику, потом успокаивается – и так по кругу. Помимо роли жертвы, она еще и отличный манипулятор, который любит прибегать к запугиванию близких. «Я твоим голубям бошки-то пообрубала», «Помру я…».

В общем, с такой матерью семейства домочадцы вряд ли могут чувствовать себя счастливыми. А вот виноватыми – постоянно.

Настенька: мазохистка

Настенька из фильма «Морозко» с точки зрения консервативного домостроевского общества, наверное, очень положительная героиня. Беспрекословно выполняет всю работу по дому и терпеливо сносит зверства незнакомого деда в лесу, который пытается заморозить ее до смерти и при этом издевательски вопрошает: «Тепло ли тебе, девица?». Однако любой психолог скажет, что у девушки серьезная психологическая травма (ведь с детства над ней издеваются мачеха и ее дочь), которая выражается в полной апатии и нежелании что-то менять, а также склонность к мазохизму.

Девушка проявляет наклонности мазохистки, и её воля явно сломлена. /Кадр из фильма

Девушка проявляет наклонности мазохистки, и её воля явно сломлена. /Кадр из фильма


Не только дома, где она находится под властью женщины-тирана, но и в лесу – казалось бы, на нейтральной территории – Настенька продолжает оставаться покорной и словно даже получает удовольствие от своих страданий. Чем больше ее морозят, тем настойчивее она повторяет, что ей тепло. Если учитывать, что девушке заранее неизвестно, какая награда ждет её за перенесенные мучения, упертое нежелание прекратить издевательство выглядит странно. В общем, мазохизм налицо.

Маргарита Павловна: доминирование и полигамия

«У нее два мужа: один для тела, а другой – для души», – так часто комментируют образ героини фильма «Покровские ворота». Выглядит все это очень смешно, но с точки зрения психолога удручающе. Маргарита Павловна сочетает в себе две психологические роли. Одна – контролер. Она привыкла во всем доминировать, и на самом деле держит под каблуком не только более слабого по характеру экс-мужа Льва Евгеньевича, но и своего нынешнего супруга – Савву Игнатьевича. Это только на первый взгляд фронтовик Савва кажется сильным рукастым мужчиной, за которым жена как за каменной стеной. Кран-то он починит. И мебель перенесет. Но, в семейной жизни слабак и полностью подчинен властной жене. «Я, конечно, по стойке смирно», – как он сам признается.

Она намеренно выбрала слабых мужчин. /Кинокадр

Она намеренно выбрала слабых мужчин. /Кинокадр


При этом желание Маргариты контролировать мужчин и властвовать над ними доходит до крайности: она маниакально следит за личной жизнью бывшего и устраивает истерики, видя, что он уходит из под ее контроля.

Вторая проблема Маргариты – полигамия, которая явно не вписывается в общепринятые рамки нормальности. Иметь двух мужчин – как по современным меркам, так и по традициям многих древних культур – неестественно (в отличие, например, от полигамии мужчин, которые в некоторых культурах до сих пор могут иметь несколько жен).

Её склонность обладать сразу двумя мужчинами объяснима. /Кадр из фильма

Её склонность обладать сразу двумя мужчинами объяснима. /Кадр из фильма


Откуда же у Маргариты такое странное пристрастие? По сюжету, события в этом треугольнике разворачиваются в послевоенное время. Возможно, в подсознании женщины (несмотря на ее преклонный возраст) включился природный инстинкт размножения, заимствованный человеком у животных. В трудные времена, когда численность особей начинает падать, нужно дать больше потомства, а значит – найти больше партнеров.

Созависимая

Катя, героиня фильма «Москва слезам не верит», типичная женщина, попавшая в созависимые отношения. Да, даже очень волевые, сильные и независимые натуры, способные преодолеть предательство любимого, самостоятельно вырастить дочь и сделать блестящую карьеру, не застрахованы от попадания в кабалу.

Она ждала свою судьбу, но стала созависимой. /Кадр из фильма

Она ждала свою судьбу, но стала созависимой. /Кадр из фильма


Возлюбленный Катерины Гоша, мужчина ее мечты, которому она говорит «Как долго я тебя ждала», уже с первых дней заставляет ее врать в страхе потерять такое «сокровище». Причем ради своего любимого она готова даже ломать себя. Была женщина-лидер, а станет женщиной, которая во всем будет слушаться партнера и полностью ему подчиняться «на правах того, что он мужчина». Скорее всего, оставшись с Гошей, она потеряет собственное «я», ведь он будет постоянно с упреком напоминать ей, что она выше его по статусу и, возможно, манипуляровать этим и требовать демонстрации полной покорности. В общем – самоутверждаться.

Ну а то, что созависимость уже случилась, хорошо показывает финал фильма. Он ушел – и для нее это вселенская трагедия: «Да я за ним хоть на край света».

Если говорить о мужчинах, которые считались идеалом в советском кино, то эти персонажи тоже вызывают много вопросов. Прочитайте о пяти таких героях, которым явно требуется психолог.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2017
5.06.2024 08:24
В закладки
Версия для печати




Смотрите также