Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Ставшие классикой советские фильмы-мелодрамы настолько жизненны, искренни и гениальны в плане сюжета и актерской игры, что смотреть их одно удовольствие. Особенно приятно видеть, как между персонажами развивается чувство и оно взаимно. Однако о том, что ждет такую пару в будущем, зритель особо не задумывается. А ведь с точки зрения современной психологии эти положительные, казалось бы, мужчины явно не тот вариант, который сделает женщину счастливой. Абьюз, нарциссизм, комплексы, проблемы с алкоголем – все эти «особенности» любимых героев трогательны и смешны только на телеэкране, но не в жизни.

Гога, «Москва слезам не верит»

Главную героиню Катю Тихомирову сейчас назвали бы женщиной Self-made. Директор крупного предприятия, депутат, квартира в престижном районе, машина. Однако, как она сама признается, когда всего добьешься в жизни, больше всего волком завыть хочется. Ведь что нужно для женского счастья? Не деньги и не признание, а сильное плечо.

Чтобы у фильма получился хеппи-энд, можно было преподнести Катерине в финале такого же, как она успешного красавца, доброго и готового носить а руках и осыпать подарками и цветами – в награду за все, что ей пришлось пережить и через что пройти. Однако женская доля в СССР очень далека от такого сценария, а ведь фильм был рассчитан на рядовых советских зрительниц. Поэтому свое счастье успешная героиня нашла с Гошей (он же Гога, он же Жора) – слесарем, который, по его же признанию, не прочь выпить. Правда, «только в нерабочее время и под хорошую закуску».

Сомнительный тип из электрички оказался мужчиной мечты. Кадр из фильма

Сомнительный тип из электрички оказался мужчиной мечты. Кадр из фильма


Любовь Гоги к спиртному, в которой он честно признается при первой же встрече, нисколько ее не смущает. Разве этим удивишь соотечественницу? Однако если бы Гошу показали современному психологу, тот бы навесил на него целый букет диагнозов. Во-первых, он самовлюбленный нарцисс, который при первой же встрече предупреждает: «Да у меня практически нет недостатков». Во-вторых, это сескист и домашний диктатор: по его мнению, все решать должен он на правах того, что он мужчина. Гога сразу заявляет, что женщина не должна превосходить его по статусу и по заработку. Причем настолько грозно и безапелляционно, что Катерина боится признаться ему, где на самом деле работает. Часто такое требование выдвигают закомплексованные мужчины.

Во-вторых, это любитель обесценивать чужой труд: по его мнению, нет нужды хвалить женщину, «за то, что она стирает или готовит обед, ведь это ее обязанность».

В понимании идеального мужчины из фильма женщину не стоит хвалить за домашнюю работу. /Кинокадр

В понимании идеального мужчины из фильма женщину не стоит хвалить за домашнюю работу. /Кинокадр


В-третьих, Гога не привык соблюдать чужие личные границы. Увидел женщину в электричке – сразу на «ты», на следующий день уже вломился в дом и заявил: «Жить, я надеюсь, будем вместе». А если бы Катерина была против, что бы сделал? Он же привык все решать «на правах того, что он мужчина». А еще, лежа с любимой в постели, он курит чуть ли не ей в лицо. Тоже нюанс не в его пользу.

Пришел, увидел, поселился у неё. /Кинокадр

Пришел, увидел, поселился у неё. /Кинокадр


В финале картины Гога показывает себя как ловкий манипулятор. Оскорбившись, что Катерина оказалась успешнее его, да еще посмела это скрыть, хлопает дверью и уходит безо всяких объяснений и прощаний, хотя знает, что у нее даже нет возможности с ним объясниться (адреса он не оставил). Мол, чтобы помучилась. И, как водится, впадает в недельный запой. Что, кстати, тоже показатель того, каким способом этот человек привык решать свои проблемы и чего ждать Катерине в будущей семейной жизни.

При первой же проблеме в отношениях он ушёл в запой. /Кинокадр

При первой же проблеме в отношениях он ушёл в запой. /Кинокадр


Между тем благодаря магии создателей фильма, а также исполнившего роль Гоги Алексея Баталова, в глазах даже современного зрителя герой кажется ну просто идеальным партнером. Справился с хулиганами, приготовил обед, укрыл пледом на пикнике, всё в доме починил… В общем, не мужчина, а мечта. Пусть даже и с комплексами.

Нестор Северов, «Большая перемена»

Самовлюбленный эгоцентрист Нестор Северов, который считал себя гениальным историком и любил выслушивать восторги от студентов и профессоров, был крайне уязвлен, когда провалил экзамен в аспирантуру, и на единственное место взяли его невесту Полину. До глубины души оскорбившись, он манипулирует чувствами своей возлюбленной, разрывая с ней отношения и вручая ей записку: «Я не достоин вас».

Любой психолог скажет, что это типичная манипуляция: самоуничижаясь, он заставляет девушку чувствовать себя виноватой за то, что она умнее его. Однако Полина (которая и правда обладает блестящим умом – иначе не обошла бы своего «гениального» жениха) четко разгадывает его игру и говорит ему об этом в лоб: мол, я прекрасно вижу, что ты самовлюбленный, зацикленный на себе нарцисс. И она права, ведь еще на старте отношений, предлагая ей с ним встречаться, Нестор так и заявил ей «вы меня достойны», и теперь его эго оказалось оскорблено.

Нестора уязвило, что невеста умнее его, и он просто её бросил. /Кинокадр

Нестора уязвило, что невеста умнее его, и он просто её бросил. /Кинокадр


На протяжении фильма Нестор, казалось бы, меняется: он идет работать школьным учителем, чтобы посвятить себя педагогике, пытается бороться за своих подопечных и решать их проблемы. Однако вопрос о том, избавился ли он от своего болезненного эгоцентризма, так и подвисает в воздухе. В школе он так и остается в роли главной персоны, которой все должны восхищаться и умиляться, которую все должны жалеть (теперь уже – взрослые ученики).

Роль важной персоны остается, просто трансформируется. /Кинокадр

Роль важной персоны остается, просто трансформируется. /Кинокадр


Финал оставляет ощущение, что они с Полиной все-таки будут вместе. Однако где гарантия, что в будущем в аналогичной ситуации, когда его возлюбленная в чем-то его обойдет, Нестор снова не топнет ножкой, не хлопнет дверью и не растворится в пространстве, составив после себя лишь записку «Я вас не достоин»?

Общаться с женщинами его мог бы научить психолог. /Кадр из фильма

Общаться с женщинами его мог бы научить психолог. /Кадр из фильма


Женя Лукашин и Ипполит, «Ирония судьбы, или С лёгким паром»

Героиня фильма с «Легким паром» попала в любовный треугольник и оказалась в компании сразу двух потенциальных клиентов психолога. Один – патологически привязанный к маме инфантильный тип. Лукашину уже под сорок, но он отказывается заводить собственную семью, продолжая жить вместе с пожилой родительницей, и это смотрится настолько ненормально, что даже сама мама спит и видит, как бы женить отпрыска хоть на ком-то – пусть даже на Гале, которая ей явно не нравится. Страх связывать себя серьёзными отношениями, страх ответственности и привычка в решающий момент «убегать» – с такой патологией Лукашин по идее уже давно должен был проходить терапию, однако в советские годы обращаться к психологам было не принято.

Надя оказалась между двумя мужчинами с психологическими проблемами. /Кинокадр

Надя оказалась между двумя мужчинами с психологическими проблемами. /Кинокадр


То, что на встрече в бане с друзьями герой не может себя контролировать и не знает своей нормы, напиваясь до беспамятства (хотя это странно, учитывая, что он по профессии врач), можно списать на случайность. Мол, у каждого хоть раз в жизни такое было. От внимания профессионального психолога не ускользнет другое.

Попав в Ленинград, Лукашин, который состоит в серьезных отношениях с женщиной и вообще-то без пяти минут муж, вдруг забывает о своей любимой и «западает» на Надю, с которой только что познакомился. Причем, понятно, что это не любовь с первого взгляда, ведь поначалу они друг другу не понравились. И это уже не случайность а, судя по его прошлому опыту, закономерность.

Увидев блондинку-ленинградку, он тут же забывает про невесту. /Кинокадр

Увидев блондинку-ленинградку, он тут же забывает про невесту. /Кинокадр


Зритель понимает, что точно так же, как он забыл про свою Галю, Лукашин забудет и про новую возлюбленную. И так и будет бегать от одной женщины к другой, от другой к третьей – пока под боком есть мама, которая всегда накормит и приголубит.

Увы, жених Нади Ипполит, которого она оставляет ради Лукашина, тоже готовый пациент психолога. Он постоянно унижает свою невесту и отчитывает, как ребенка. И рыба у нее «гадость», и характер легкомысленный.

Ипполит явный тиран и в отношениях играет роль надзирателя. /Кинокадр

Ипполит явный тиран и в отношениях играет роль надзирателя. /Кинокадр


В общем, даже по паре диалогов понятно, что это типичный семейный тиран и объюзер, который после свадьбы так и будет шпынять свою вторую половинку и указывать ей на ее недостатки. Так что даже хорошо, что она его бросила. В противном случае был риск попасть в созависимые отношения и получить психотравму. Кстати, и сам Ипполит, скорее всего, травмирован, поскольку личность абьюзера формируется от комплексов.

Новосельцев, «Служебный роман»

Про таких, как Новосельцев из «Служебного романа» обычно говорят «В тихом омуте». С одной стороны – неудачник, бесхребетный и безотказный, а по мнению начальницы Калугиной, вялый и безынициативный работник. Весь в долгах. Надо поднимать двоих детей, но он много лет сидит на рядовой должности и не собирается в своей жизни ничего менять. Если только не появится рядом оборотистый одноклассник-карьерист, типа Самохвалова, который его пнет. Новосельцев пасует перед начальством (даже если босс – женщина), позволяя себя отчитывать в присутствии друга, и не способен отстаивать свою позицию.

В тихом омуте... /Кинокадр

В тихом омуте... /Кинокадр


При всем этом внутри этого «тихого человека» кроется абьюзивная личность, способная запросто обозвать непривлекательную одинокую женщину «мымрой», обсуждать её за глаза, а при общении с ней отпускать в её адрес ехидные шуточки (якобы случайно) и тут же нарочито извиняться, кидаться в нее подручными предметами и плескать ей в лицо воду.

Влюбившись в Новосельцева, эта успешная женщина, в молодости получившая психотравму (любимый женился на ее подруге) и поэтому переставшая думать о мужчинах, по мановению палочки преобразилась из «старухи» в сногсшибательную красотку. Но только вот для кого? Для человека, который оценит ее по достоинству и превратит ее жизнь в сказку, как она того заслуживает? Нет. Счастье Людмила Прокофьевна нашла в апатичном мужчине с комплексами. В неприспособленном к жизни человеке, за которого ей, видимо, придется решать все самой, взяв на себя роль главы семьи.

Начальница преобразилась для новой жизни с сомнительным типом. /Кинокадр

Начальница преобразилась для новой жизни с сомнительным типом. /Кинокадр


Ближайшие годы Людмила Прокофьевна проведет в декрете («через 9 месяцев в семье Новосельцевых было уже три мальчика»), причем, в качестве многодетной матери. Вряд ли ей теперь удастся вернуться к своей блестящей карьере и к тому уровню жизни, который у нее был. Хотя, возможно, высокая должность, к которой она все годы шла, для нее теперь обесценится…

Скорее всего, Калугиной придется тащить всю семь на себе. / Кадр из фильма

Скорее всего, Калугиной придется тащить всю семь на себе. / Кадр из фильма


Многие травмирующие вторую половинку качества мужчина приобретает после того, как сам получает психотравму. В продолжение темы отношений мужчины и женщины прочитайте про 8 мужских комплексов родом из детства, которые делают жизнь пары невыносимой.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2140
18.05.2024 10:14
В закладки
Версия для печати




Смотрите также