Социальные движения, флэшмобы   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0



Бывает, что человек, который имеет возможность каждое утро надевать одежду от лучших кутюрье, а вечером выбрасывать ее, выбирает в качестве ежедневной униформы видавшую виды футболку, обычные джинсы и ботинки с долгой историей. А отдыхать отправляется не в семизвездочный отель в Дубае, а поднимаясь на какой-нибудь пяти- или даже восьмитысячник, включая Эверест, откуда и вернуться-то шансы далеко не стопроцентные. Миллиардеры в метро, звезды в одежде из масс-маркета, успешные бизнесмены с фастфудом – что их всех объединяет?


Главные вещи – не вещи


Антироскошь – такое название получила концепция, которая предписывает пересмотреть свои потребительские привычки и отказаться от излишеств, декоративности, стремления показать высокий статус. Это противоположность тому обществу, что захватило мир к концу XX века – обществу, зацикленному на материальных благах, попытках обогнать самого себя, бесконечно покупая и обновляя купленное. Разговоры о том, что каждый из нас является частью общества потребления, встречают, как правило, в штыки: вырваться из привычных установок, в которых уровень доходов и объемы расходов определяют суть человека, довольно трудно.

Тезис о том, что к роскоши так или иначе стремятся все, рискует быть окончательно опровергнутым

Тезис о том, что к роскоши так или иначе стремятся все, рискует быть окончательно опровергнутым


А между тем, тенденции последних десятилетий наводят на мысли о том, что вскоре общепринятыми станут другие идеи. Дауншифтинг как явление зародилось в конце XX века – тогда чудаков, отказывающихся от устроенной офисной работы и переезжающих в намного менее комфортные условия, воспринимали настороженно и искали объяснение их поведения чуть ли не в области психиатрии. Как можно добровольно отказаться от материального благосостояния, а тем более от роскоши, если для большинства людей планеты и то, и другое является недостижимой мечтой?

Разве может роскошная жизнь оставлять кого-то равнодушным? Утверждают, что может. Источник: google.com

Разве может роскошная жизнь оставлять кого-то равнодушным? Утверждают, что может. Источник: google.com


И тем не менее, таких чудаков становится все больше – тех, кто задумывается не о материальных ценностях, а об экологической чистоте товаров и услуг, о своем влиянии на окружающий мир, о справедливости, о борьбе за права тех, кто не может сам себя защитить. Кто чаще выбирает «не покупать», чем «купить», или «выбрать простое» вместо «шикануть», «сделать», а не «приобрести». На первый план для этих людей выходят не деньги, а время, внимание, энергия, и выгодой становится не увеличение размера банковского счета, а нечто другое.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Микроскопическая сумочка за 60 тысяч «зеленых»: Как и для чего сделали крошечную сумку Louis Vuitton.

Роскошь: каждому своя


И дауншифтинг, и экологические программы оказались несколько скомпрометированы рядом своих радикальных адептов. Но большое количество людей ценности философии антироскоши все же разделяют, тем более, что следование ее принципам хорошо сказывается на качестве жизни: то самое неуловимое состояние счастья, к которому стремится каждый человек, куда чаще достигается благодаря вещам нематериальным, чем приобретению денег или товаров. Можно предположить, что естественным путем человечество в итоге придет-таки к тому, что сейчас носит название «антироскошь».

Джонни Депп и его знаменитые ботинки с историей

Джонни Депп и его знаменитые ботинки с историей


Не следует путать этот термин с понятием «тихой роскоши». Второе не подразумевает снижения запроса на качество потребления, а сводится к достижению комфорта и удовлетворения от дорогих товаров и услуг без нарочитой демонстрации богатства и излишеств. О простоте в этом случае речи не идет и об осознанном потреблении тоже. Скорее, «тихая роскошь» – это демонстрация своего вкуса все тем же окружающим, тому же обществу, которое избыточно внимательно ко всему материальному и имеющему не только ценность, но и цену.

Быть, а не казаться - один из лозунгов философии антироскоши

Быть, а не казаться - один из лозунгов философии антироскоши


Но человек почему-то устроен так, что ему часто небезразлично, какое влияние он оказывает на окружающий мир, делает ли он его лучше или, по крайней мере, не наносит ли ему чрезмерного вреда. В таких случаях главным фактором выбора при покупке становится не попадание в тренды или следование моде, а экологическая чистота продуктов, этичность товаров и услуг, осознанность потребления. Все это перестает быть просто словами или лозунгами непонятых одиночек: вполне возможно, вся мировая структура потребления еще при нашей жизни развернется в сторону той самой антироскоши, которая сейчас воспринимается скорее как временный каприз пресыщенного потребителя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сверхбогатые люди проводят отпуск: Экстремальный туризм для миллиардеров.

Будущее – за отказом от избыточного потребления?


Добиваться снижения уровня потребления, отказа от ненужного и избыточного, бережного отношения к ресурсам планеты уже давно считается хорошим тоном в развитых государствах. «Старые деньги» вообще не любят демонстративность, хоть и не всегда наследник-миллиардер в третьем поколении и далее склонен к аскетичному образу жизни. Что же до тех бизнесменов, которые сделались лидерами на рынке самостоятельно, а не благодаря семье, для них отказаться от всех возможностей, которые предоставляет общество потребления, куда сложнее. Но и среди них вполне можно встретить тех, кто ясно дает окружающим понять: деньги – не главное.

Иметь доступ ко всему самому роскошному и выбирать нечто другое, подчас противоположное - один из набирающих обороты трендов современности

Иметь доступ ко всему самому роскошному и выбирать нечто другое, подчас противоположное - один из набирающих обороты трендов современности


Среди тех инициатив, которые дополняют философию антироскоши, можно выбрать ту, что ближе и интереснее: движение за использование возобновляемых источников энергии, снижение выбросов углерода и загрязнения окружающей среды, минимализм, идея безотходного производства, борьба за права животных. Противоположностью концепции антироскоши является, по сути, то общество, что существует сейчас: общество потребления и бесконечной рекламы товаров и услуг.

Главными принципами же общества будущего последователи идей антироскоши признают умеренность в потреблении, сосредоточение не на количестве материальных благ, а на качестве жизни, ответственность перед окружающей средой, осознание ценности времени и свободы. А еще – помощь другим, социальная ответственность, отказ от конкуренции в материальном плане, жизнь в гармонии с собой.

А для тех, кто пока не готов отказаться от стандартного восприятия роскоши, всегда есть возможность на нее полюбоваться, например, вот 7 самых необычных тиар в мире, от красоты которых просто захватывает дух.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2267
13.08.2023 13:25
В закладки
Версия для печати




Смотрите также