В балет брать не хотели, а она стала худруком Мариинки: Почему муж великой Агриппины Вагановой наложил на себя руки

В Императорское балетное училище Агриппина Ваганова попала не благодаря своим природным данным, а скорее вопреки. Ее отец, служивший капельдинером в Мариинском театре, воспользовался своим правом отдать одного из своих детей на обучение в училище бесплатно. Когда девятилетняя девочка, мечтающая о сцене, предстала перед приемной комиссией, заключение о ее способностях было неутешительным, но опытных педагогов покорила ее настойчивость, готовность к упорному труду и преодолению всех преград. Спустя годы ее именем была названа одна из самых известных балетных школ мира.
Дочь капельдинера со стальным характером

Агриппина Ваганова в детстве
Она родилась в 1879 году в небогатой армянской семье и была младшей из трех дочерей отставного унтер-офицера Акопа Ваганова, который перебрался в Петербург из Астрахани и устроился работать в Мариинский театр.
Агриппина часто бывала у отца в театре, стоя за кулисами во время выступлений, она влюбилась в балет и мечтала тоже оказаться на сцене. Отец понимал, что по своим физическим данным его дочь совсем не соответствует требованиям, поскольку не похожа на тех худеньких и изящных девочек, которых набирали в балетную школу.
Она росла нескладной, полноватой девочкой, с крупными чертами лица, но видя ее одержимость балетом и любовью к танцам, отец решил воспользоваться своим правом отдать ее на бесплатное обучение.
«Жесткие угловатые деревянные танцы»

Агриппина Ваганова
В девятилетнем возрасте Агриппина предстала перед строгой приемной комиссией Императорской балетной школы. Мнение известных педагогов было однозначным – девочке не хватает изящности, пластичности и легкости движений, ее танец был энергичным, но при этом жестким, угловатым и «деревянным». Однако в ее стремлении танцевать члены комиссии увидели главное – возможность упорным трудом развить в себе нужные качества – и они дали девочке шанс.
Первым учителем Агриппины Вагановой стал известный педагог и артист балета Александр Облаков, спустя год ее перевели в класс не менее известного педагога Екатерины Вазем. У обоих девочка научилась очень многому.
Занятия давались ей нелегко, но она до бесконечности могла отрабатывать однообразные движения и прыжки, пока не добивалась их филигранного исполнения и объединения в единый коротенький танец - «вариацию». Агриппина понимала, что без ежедневного изнурительного труда она не сможет стать известной балериной, а именно такую амбициозную цель она перед собой поставила.
Кроме того, Агриппина находилась на полном обеспечении Императорской школы, что давало ей немалые преимущества относительно жизни в небогатой семье, где даже сахар считался лакомством. Помимо обучения, девочка получала в школе бесплатное питание, одежду, медицинское обслуживание и даже отдых в пансионате.
Долгий путь через кордебалет

Агриппина Ваганова
В семнадцатилетнем возрасте Агриппина окончила балетную школу, получив на выпускном экзамене 11 баллов из 12. Ей не хватало изящности рук в танце – это единственное, с чем так и не смогла справиться балерина. Зато она брала техникой исполнения элементов и прыжками во время которых словно зависала над сценой.
После окончания учебы она осталась в школе еще на год, поскольку танцевать в театре она могла только по достижении совершеннолетия. Чтобы не терять время, она стала посещать класс Павла Гердта, у которого училась хореографии, и только в 1896 году она была зачислена в кордебалет Мариинского театра.
В те годы ведущим балетмейстером театра был Мариус Петипа, который считался законодателем развития классического русского балета. Он был сторонником изящества и красоты на сцене, Агриппину Ваганову он считал бесперспективной танцовщицей – слишком тяжелой, слишком мускулистой, не соответствующей требованиям времени. Не сумев разглядеть в ней Божьего дара, он долгое время держал танцовщицу в кордебалете.
Звёздный час в тени великих

Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова тяжело переживала свою нереализованность на сцене, особенно ее расстраивало появление «новеньких» балерин, которые считались перспективными и сразу же получали сольные партии. После появления в Мариинском театре Анны Павловой терпению Вагановой пришел конец, она стала вести себя дерзко, и это замечали даже зрители. Несколько раз ее штрафовали за «неприличное» поведение во время представлений, которое выражалось в «неоднозначной мимике и даже переговорах с публикой».
Только через четырнадцать лет Агриппина Ваганова наконец станцевала Гебу в спектакле «Пробуждение Флоры». Она танцевала вместе с Анной Павловой, и большая часть дифирамбов досталась Павловой. Но Ваганову заметили, критики написали хвалебные отзывы о ее смелом воздушном танце и посетовали, что эта балерина почему-то долгое время находится «в тени».
Потом были партии в спектаклях «Раймонда» и «Жемчужина». Но Мариус Петипа так и не признал таланта танцовщицы. Сохранились его записи в дневниках, где он писал: «Сегодня дают балет «Раймонда», подбор танцовщиц ужасный, особенно Ваганова, на балет не пойду». Свои «звездные» партии Одетты-Одилии и Жизель Агриппина Ваганова смогла получить только после смерти великого маэстро в 1900 году.
Личное счастье и трагедия Агриппины Вагановой

Агриппина Ваганова с сыном
Балет подарил Агриппине Вагановой не только профессию, но и личное счастье. Во время своих выступлений она заметила, как один из зрителей постоянно бывает на ее спектаклях и наводит на нее свой бинокль. А однажды он зашел в гримерку и пригласил ее в ресторан. У них завязались отношения, несмотря на то, что отставной полковник царской армии и член правления крупного строительного общества Андрей Померанцев был значительно старше Агриппины и по документам был официально женат.
Жена не давала развод, и он не скрывал этого от своей возлюбленной, а вскоре переехал к ней, и они стали жить гражданским браком. Они были очень разными не только по возрасту, но и по характеру. Общительная и веселая Агриппина, которая любила проводить время в светском обществе, и мягкий, добрый Андрей, предпочитавший домашний уют, на удивление нашли общий язык и жили счастливо.
Он одаривал супругу подарками, а когда в 1903 году у них родился сын Александр, и Померанцеву пришлось усыновить собственного ребенка, он нанял прислугу и няньку, и всячески способствовал тому, чтобы его любимая жена могла продолжить танцевать на сцене. А когда внезапно умерла ее старшая сестра, они приняли совместное решение усыновить ее двоих маленьких детей, выделив им лучшую комнату в доме. Но их счастливая семейная жизнь продлилась недолго.
В 1915 году Агриппину Ваганову отправили на пенсию, как достигшую предельного 36-летнего возраста. Она тяжело переживала потерю любимой работы. А потом случилась Октябрьская революция, и ее супруг тоже потерял работу и все свое состояние. Они не понимали, как жить дальше и воспитывать троих детей. Накануне Рождества Андрей Померанцев покончил жизнь самоубийством.
Рождение великого педагога

Агриппина Ваганова со своими ученицами
Потеря любимого супруга стала огромной трагедией для балерины, больше всего ей хотелось уйти вслед за ним, но останавливали трое голодных детей, смотревших на нее испуганными глазами. Первое время им нечего было есть, так как пенсию балерине платить перестали, они ютились вчетвером в маленькой комнатушке, ранее предназначавшейся для прислуги – там местный сторож установил им буржуйку и каждый день приносил по небольшой вязанке дров из своих запасов.
Когда ситуация достигла критической точки, Агриппина решила делать то, что умела лучше всего – она начала танцевать в госпиталях, в каких-то учреждениях, в фойе кинотеатров, за хлеб и картошку. Теперь ее зрителями была не аристократическая почтенная публика, а солдаты в шинелях, раненые в больничных палатах, замерзающие горожане в верхних одеждах, но это давало возможность хоть как-то прокормиться.
Однажды она узнала, что балетное училище, которое она когда-то закончила, продолжает работать и при советской власти. Ваганова устроилась туда педагогом, и хотя условия труда были ужасными – в холодных, неотапливаемых, сырых помещениях, с голодными, исхудавшими от недоедания ученицами – это стало началом нового этапа ее жизни и творчества. В этих холодных стенах родился великий педагог, который затмил талант известной танцовщицы.
Система, покорившая мир

Агриппина Ваганова
Балетный мир Петербурга, который сначала стал Петроградом, а потом был переименован в Ленинград, в начале 1920-х годов переживал тяжелые времена, находясь под влиянием новых направлений в искусстве. Многие известные мастера императорского балета уехали за рубеж, театры закрывались, Мариинский театр был национализирован и перешел под управление Народного комиссариата, но продолжал свою работу, и юные девочки, мечтающие о сцене, не исчезли вместе с прошлой жизнью.
Агриппина Ваганова была строгой наставницей, она считала, что если человек посвятил свою жизнь балету, он должен быть к себе беспощаден, потому что это искусство требует полной самоотдачи. Она изобрела свою систему подготовки и добивалась от своих учениц безупречной техники в танце. Вскоре Ваганова перестала работать с начинающими танцовщицами, сосредоточилась только на обучении особо одаренных. Не удивительно, что практически все лучшие балерины советской школы были ее воспитанницами, а созданная ею система подготовки получила мировое признание.
Одновременно с преподавательской деятельностью Ваганова начала писать книгу «Основы классического танца», которая в начале 1930-х годов стала настоящим бестселлером в мире искусства, была переведена на разные языки мира и навсегда вписала Ваганову в историю мирового балета. В 1931 году она стала художественным руководителем Мариинского театра, поставила «Лебединое озеро», в 1934 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
В начале Великой Отечественной войны Агриппина Ваганова не смогла вовремя эвакуироваться из Ленинграда вместе со своими ученицами, пережила блокадную зиму и только спустя год была вывезена из города по Дороге жизни. Оказавшись в Перми, куда ранее был эвакуирован Большой театр, она сразу же начала проводить занятия, а после войны вернулась в Ленинград, в свою родную балетную школу.

Памятник Агриппине Вагановой
Агриппина Ваганова вела преподавательскую деятельность до самой смерти, но война сильно подкосила ее здоровье, она долго и тяжело болела. Великой армянской балерины, внесшей вклад в русскую культуру, не стало в 1951 году, а балетная школа, которой она посвятила всю свою жизнь, с тех пор носит ее имя.


