Уверенных в том, что складной мотороллер для перемещения по городу – девайс современный, придется разочаровать: нет, не XXI веку принадлежит эта новация, и не миллениалы первыми оценили удобство двухколесного транспортного средства с двигателем. Еще во времена Первой мировой войны были изобретены автопеды – казалось бы, революционное решение для тех, кто хотел соответствовать ускоряющемуся ритму жизни. Но что-то пошло не так, и технический прорыв вскоре превратился в коммерческий провал.
Автопед – транспорт, опередивший свое время
В 1915 году в Америке начали выпускать эту «самоходную машину» на двух колесах. Перемещался мотороллер благодаря работе четырехтактного двигателя, объем которого составлял 155 кубических сантиметров. Спереди это транспортное средство было оснащено фарой, а сзади – фонарем, имелись также клаксон и ящик для инструментов. Самоходное устройство получило название «автопед», патент на него был выдан в 1916 году изобретателю Артуру Гибсону, а производство осуществляла компания Eveready.
Так выглядел мотороллер начала прошлого века. Источник: pinterest.com
Начиная с 1919 года автопеды стали производить и на территории Старого Света – этим занялась компания Krupp. Она же внесла в конструкцию мотороллера важное усовершенствование, дополнив его сиденьем: в первоначальном варианте управлять автопедом приходилось стоя. Сообщалось, что мотороллер может развивать скорость до 25 миль (или 40 километров) в час, но, строго говоря, настолько быстро ездить не особенно удавалось, автопед становился слишком уж неустойчивым.
Автопеды использовались, в частности, сотрудниками почты и полиции
Кстати, примерно тогда же появился и «дедушка» мотоцикла, его собрал и выпустил в продажу сам обладатель патента на самоходную машину, Гибсон. Вес изобретения составлял 23 килограмма, а перевозить оно могло 136, разгонялось до тех же 25 миль в час и вообще оказало серьезное влияние на разработку и появление на рынке последующих моделей. Однако по каким-то причинам вплоть до конца тридцатых годов прошлого века первые эксперименты в области такого рода самодвижущихся устройств оставались недостаточно востребованными.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему закончил жизнь в нищете и позоре простой портной, который изобрел дельтаплан.
«В ближайшем будущем вообще никто не будет ходить»
Автопеды второго десятилетия XX века предназначались в первую очередь для состоятельных покупателей. Цена серийного мотороллера в 1916 году составляла сто долларов – что примерно эквивалентно нынешним 2700 долларам. Кстати, не особенно высоко ценятся эти теперь уже раритетные средства передвижения и у нынешних коллекционеров – максимальная сумма, за которую был куплен на аукционе автопед столетней давности, составила чуть меньше 14 000 долларов.
Реклама была ориентирована на женскую аудиторию - потом этот прием много лет применяли в продажах в США. Источник: pinterest.com
Реклама была ориентирована главным образом на женскую аудиторию – как девайс будущего, автопед предназначался для барышень, уверенно перекраивавших традиционный жизненный уклад во что-то, что лучше отвечало их потребностям в самореализации, стремлениям быть независимыми и строить самостоятельно свою жизнь. В последующие десятилетия на рекламных плакатах то и дело появлялись женщины-покупательницы, чего бы ни касалась сама реклама; а ведь прием этот впервые использовали именно производители автопедов.
Реклама автопедов в 1910-х годах. Источник: newatlas.com
Не довольствуясь картинкой, продавцы описывали возможности своего товара и словами – мотороллер, как утверждалось, прекрасно подходил для передвижения на короткие расстояния мужчинам и женщинам, врачам, спешащим на вызовы, детям, отправляющимся в школу, слугам и посыльным для выполнения поручений; оценить скорость и удобство перемещения по улицам предлагалось аптекарям, бакалейщикам, вообще торговцам для быстрой доставки своего товара; мастера успевали бы на большее количество вызовов, а бизнесмены увеличили бы число деловых встреч. Выходило даже, что ездить на автопеде едва ли не выгоднее, чем ходить пешком.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кто такие девушки-флэпперы из 1920-х, чем они удивляли современников и к чему стремились.
Завершение короткой эпохи первых мотороллеров
В Соединенных Штатах удобство использования автопедов оценили в первую очередь в почтовой службе и в полиции – первые снаряжали своих сотрудников мотороллерами для доставки корреспонденции, вторые осуществляли при помощи автопедов патрулирование улиц. Воспользовались новинками прогресса и представители криминальной молодежи – скрываться при необходимости от преследования было быстрее на колесах, чем на своих двоих. На пляжах автопеды сдавали напрокат отдыхающим – покататься вдоль набережной.
На автопедах катались по обе стороны Атлантического океана
Автопеды действительно играли на стороне женской независимости – можно было перемещаться по городу на относительно большие расстояния, не прибегая к чьей-либо помощи – так, леди Флоренс Норман, известная английская суфражистка, использовала автопед для поездок на работу в центр Лондона, что осталось в истории благодаря знаменитой ее фотографии 1916 года. Спустя некоторое количество лет активным пользователем мотороллеров, даже давно снятых с производства, стала и Амелия Эрхарт, летчица, прославившаяся благодаря перелетам в одиночку через Атлантический океан.
Дамы тоже были активными поклонницами нового способа передвижения
Поначалу вызывавший недоверие, автопед вскоре получил признание и должен был, казалось, стать наравне с телефоном и фотоаппаратом привычной частью быта. Но уже в 1922 году выпуск первых в истории мотороллеров прекратился, и они стали исчезать с улиц европейских и американских городов. Возможно, автопеды слегка опередили свое время. Возвращение к моде на мотороллеры – уже долговременной – произошло в конце тридцатых.
Патенты выдавались не только на подобные автопедам интересные технические новинки - некоторые из таких документов действительно озадачивают. Вот, например, как 100 лет назад появилась доска для общения с загробным миром, или Бизнес-проект на призраках.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: