История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В Древней Греции существовал обычай наказывать за измену катанием на осле задом наперед. Такое неблаговидное путешествие навсегда обрекало наездника на бесчестье: мужчину начинали считать женщиной, ну а если наказание применялось к женщине, то ее честь оставалась запятнана до конца жизни. Даже камень, на котором она стояла, обходили десятой дорогой. Наказание применяли также к сверженным императорам и священнослужителям, чтобы их сильнее унизить. Традиция оказалась живучей, просуществовав до времен Возрождения, даже в начале XX века были редкие явления его использования.


Наказание катанием на осле в Средневековье за измену в браке


За измену наказывали катанием на осле задом наперед.

За измену наказывали катанием на осле задом наперед.

Судя по летописям, катание на осле применяли как судебное решение за преступление в измене своему спутнику по жизни. Николай Дамасский писал (I в. до н. э.), что в городах Писидии катали мужчин на осле, при этом часто усаживали задом наперед. В некоторых случаях, если суд сходился во мнении, что виноваты двое, то рядом усаживали и женщину.

Прелюбодеяние не приветствовалось никогда, и всегда порицалось обществом. Поэтому и существовали разные способы наказания. Катание на осле можно назвать гуманным, если учесть, что в это же время в другом месте могли забить насмерть, отрезать части тела или совершить другие насильственные меры. Так называемая прогулка была более безболезненная, но после нее человек терял к себе любое уважение и обретал гражданскую смерть.

Ритуал заключался в том, что наказывая мужчину, ему сначала сбривали волосы с тела, могли надеть женское платье, а потом усаживали на осла лицом к хвосту. Он должен был за него держаться. В представлении людей – это своеобразное соитие, поэтому такое наказание навсегда оставляло пятно на изменщике.

Женщину за измену выводили на площадь, ставили на камень, чтобы все видели, а потом усаживали на осла задом наперед. После катания по городу ее снова возвращали на тот же камень. С этого времени она считалась обесславленной и называлась «онобатис», а камень обходили, считая даже его нечистым.

Политическая измена наказывалась катанием на животном задом наперед


Константин Великий. / Фото: hiskingdom.us

Константин Великий. / Фото: hiskingdom.us

Наказание в виде катания на осле позже начали применять и к политическим преступникам. Прокопий Кесарийский описывал наказание над соперником, совершенное императором Валентинианом III в V веке. Захваченного Иоанна сначала лишили руки, а потом усадили на осла и провезли перед людьми, которые посылали множественные оскорбления. После его казнили, а Валентиниан получил власть над Западом.

Подобным образом наказал император Константин V лжепатриарха Анастасия. Но тогда он даже не мог предугадать, что придется самому пройти через это унижение. Через 26 лет Константина V обесчестили на гипподроме: сначала вырвали все волосы на лице и голове вплоть до ресниц, а потом одели шелковый мешок и посадили на осла задом наперед. Народ в это время плевался на него и смеялся.

Наказание за адюльтер во Франции


Измена мужу. / Фото: www.goodfon.ru

Измена мужу. / Фото: www.goodfon.ru

Традиция во Франции существовала по личной инициативе граждан, а не как официальное судебное решение, хотя пользовалось спросом. Наказание могли использовать люди в любом городе или поселке, если знали о том, кто замечен в измене. Доставалось в этом случае не любовнику, а мужу неверной женщины, который знал, но пытался скрыть факт адюльтера. Еще одна причина для наказания – если жена избивала мужа, а он не предпринимал никаких попыток защититься или пресечь это насилие над собой. Виновного усаживали на осла задом наперед и катали по местным улочкам.

Решение наказать исходило обычно от неравнодушных граждан, а свидетелями и гарантами его выполнения должны были стать соседи опозоренного мужчины, и они же должны водить осла за уздечку. Если виновный не поддавался уговорам выполнить традицию, его место мог занять кто-то из соседей. В таком случае возникал конфликт, и настолько горячий, что доходило до драк, а несколько раз закончилось убийством того, кто должен был вести осла. Был еще случай, когда семейная пара просто сбежала от тех, кто собирался совершить «правосудие».
Французская карикатура. / Фото: polymerh.ru

Французская карикатура. / Фото: polymerh.ru

Несчастные случаи не стали поводом отказа от позорного наказания. Во Франции она оказалась очень живучей, потому что про нее вспоминали в XVIII и в XIX веках, а в последний раз в период немецкой оккупации в 1942 году. Для сравнения – в Италии катание на осле просуществовало до XV века.

Неравный брак и бездействие мужа, приравнивающиеся к измене


Неравный брак приравнивался к измене. / Фото: www.goodfon.ru

Неравный брак приравнивался к измене. / Фото: www.goodfon.ru

Измена может иметь разную форму, но блюстители морали готовы были ее отыскать даже там, где ее выдавали за честные мотивы. Наказание выпадало не только любовнику, но и мужу, если тот не пытался приструнить и наказать жену. В этом случае мужа могли лишить гражданских прав, сделав его изгоем общества.

Похожий по смыслу ритуал – шаривари, применялся к пожилому мужчине, если он повторно женился, но не на женщине своего возраста, а на молодой девушке. Такой брак считался скрытым адюльтером, потому что возраст не позволял завести детей. Виновного катали на осле лицом к хвосту по устоявшейся традиции.

Катание на осле как наказание для священнослужителей


Катание задом наперед на животном применялось как наказание за измену. / Фото: stihi.ru

Катание задом наперед на животном применялось как наказание за измену. / Фото: stihi.ru

Иван Грозный наказал митрополита Филиппа и архиепископа Новгородского Пимена, заподозрив их в государственной измене. Митрополит открыто выступал против царя и критиковал опричнину, поэтому и стал неугодным. Исполняя волю царя, ему разорвали ризу, усадили на дровни и отправили в таком виде в ссылку в Тверь. На дровнях возили покойников, этим и хотели унизить митрополита. Но если верить словам Андрея Курбского, то Филиппа усадили на вола задом наперед, и в таком виде вывезли.

Пимен был обвинен в том, что хотел отдать Новгород и Псков литовцам. Архиепископа привязали к кобыле, которую нарекли «женой» Пимена, и отправили в Москву. Появление необычного наказания на Руси могло быть и не связано с традициями Византии или Древней Греции.

Подобное наказание, но только на верблюде, перенес антипапа Григорий VIII, которого скинул Каликст II. Изворотливость антипапы сравнили с изворотливостью животного, на которого и был поперек спины он уложен. А прежде его замотали в сырые еще козлиные шкуры, чтобы как можно больше придать позора. В таком виде его отвезли в горы Кампании на вечное заключение.

Катание на осле стало популярным наказанием для священнослужителей, юродивых, мучеников. Расправу провели над антипапой Иоанном XVI, над святым Джованни Коломбини, который самостоятельно усаживался на осла не один раз, и заставлял это делать своих последователей. А еретиков, приговоренных к смертной казни испанской Инквизицией, доставили к месту исполнения на ослах задом наперед.

Метод унижения – катание на осле – применялся к свергнутым врагам


Андроник I - наказание катанием на осле.

Андроник I - наказание катанием на осле.

У императора Андроника I была бурная жизнь, когда он смог проявить себя в разных ипостасях: то любимец столичного населения, то узник, а потом и враг империи. На престол он зашел силой, убив вдову императора и ее сына. Он ввел реформы, которые так долго ждал народ, но впоследствии страна оказалась под сильнейшим его давлением. Андроник проявил себя как великий тиран, и понес за это соответствующее наказание.

Императора свергли жители Константинополя и передали престол Исааку II Ангелу. Тот не знал, какое выбрать наказание бывшему правителю, и решил отдать его на суд народа. Любая кара казалась малой за его деяния, и не могла бы удовлетворить жажду мести каждого обиженного жителя.

Люди предлагали кинуть Андроника в кипящий с маслом котел, разорвать, протащить по улицам города и другие пытки. Тогда вперед выступил старец с речью, что знает лучший способ, как поступить, чтобы каждый смог излить свою злость. Он сказал, что нужно взять верблюда, который считается самым дурно пахнущим животным, и раздев Андроника, уложить его на животное лицом к хвосту. В таком виде возить по всему городу, по всем улочкам, пока жители не изольют свои обиды. Умер бывший император мучительной смертью.

Образ осла в наказании: почему вызывает позор и унижение


Осел выступал как символ плодородия и размножения. / Фото: wiki-org.ru

Осел выступал как символ плодородия и размножения. / Фото: wiki-org.ru

Первоочередной смысл катания на осле все же относится к наказанию за измену. И греческое значение «шествовать на осле» скорее должно восприниматься не как обычная прогулка, а как соитие с ним. К тому же во многих культурах он фаллическое животное, о котором ходили непристойные сказания, и участник маскарадов в честь бога Диониса, прославившийся непомерным весельем.

Политическая измена ставилась в один ряд с семейной, потому что нарушался союз, и не важно, с кем он был заключен – с партнером, государством, церковью, но факт адюльтера налицо. В этой ситуации осел просто оказался помощником в исполнении приговора, потому что в большинстве случаев образ осла связан с приятными моментами. С древности он символ плодородия в общем: на земле, в саду, виноградниках, к тому же был первым помощником рожениц.

Если катание на осле было больше уделом для мужчин за измену, то женщины терпели физические наказания. Их воспитывали розгами, одевали колпаки с кляпом, отрезали носы за измену и применяли к ним другие методы расплаты за недостойное поведение.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








16050
14.04.2024 16:15
В закладки
Версия для печати




Смотрите также