«Путь к счастью не бывает прямым»: Как режиссер Митта увел чужую жену и что вырезали из фильма «Экипаж»

Он создавал удивительные фильмы, буквально обречённые на успех. «Звонят, откройте дверь», «Экипаж», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий» и многие другие его картины по праву называют золотым фондом отечественного кинематографа. Но один из шедевров, созданных Александром Миттой, был незаслуженно забыт в России. При этом его встречали овациями на 14-и мировых кинофестивалях и показывали во многих странах мира.
Неугомонный мастер

Режиссер Александр Митта с эскизами художника к фильму «Экипаж».
Александр Митта всегда был удивителен в своей непредсказуемости. Ему удавалось соединять в себе и своих фильмах романтику и прагматизм и создавать благодаря этому настоящие шедевры. А ещё он создавал живописные картины, выпустил книгу, занимался преподавательской деятельностью, и всё это делал удивительно талантливо. Но главное место в его жизни занимало всё же кино.
Дебютный фильм Александра Митты «Друг мой Колька» стал одним из самых ярких картин о подростках в отечественном кино. Не менее удивительной оказалась лента «Звонят, откройте дверь», в котором девочка-пятиклассница, желая понравиться пионерскому вожатому из 10 класса, решает заняться общественной деятельностью. Как мог фильм о советских пионерах покорить сердца членов жюри и зрителей Венецианского кинофестиваля детских фильмов? Исключительно благодаря таланту режиссёра, сумевшего стереть границы между идеологией и человечностью. За эту картину режиссёр получил ещё и премию Московского комсомола.

Рабочий момент съемок фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Можно с полной уверенностью сказать, что каждый фильм Александра Митты становился шедевром, при этом он сам постоянно находился в творческом поиске, пробовал новые жанры, открывал новые стили и лица, заставлял зрителя задумываться о вечном, смеяться и плакать над судьбами своих героев. Режиссёр не уставал удивлять не только критиков и зрителей, в первую очередь он удивлял самого себя.
Картина «Гори, гори, моя звезда» задумывалась, как реквием гениальному создателю революционного театра Мейерхольду, и при этом она получилась заводной и весёлой. В фильме-катастрофе «Экипаж» режиссёру не удалось реализовать некоторые свои замыслы из-за цензуры, но на успех фильма это никак не повлияло. Хотя сам Александр Митта очень сожалеет о том, что ту самую «первую эротическую сцену в советском кино» с Александрой Яковлевой обрезали так, что от неё, по сути, вообще ничего не осталось, а финал заставили полностью переснять.

Андрей Миронов и Александр Митта на съёмках «Сказки странствий».
«Сказку странствий», вышедшую на экраны в 1983 году, позже назвали первым в СССР философским фэнтези, а «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», снятый по неоконченному произведению Александра Пушкина «Арап Петра Великого», сочли диссидентским, но Александр Митта каким-то чудом смог избежать опалы. О каждом фильме, снятом режиссёром, можно рассказать свою историю, но один его шедевр оказался в России незаслуженно забыт, хотя при этом с успехом шёл за рубежом. Речь идёт о «Затерянном в Сибири», номинированном на получение премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
Забытый шедевр

Александр Митта на съёмках фильма «Шагал и Малевич».
Герой картины – молодой археолог из Великобритании, принимавший участие в раскопках в Иране. По роковому стечению обстоятельств тайные агенты МГБ приняли его за американского агента, похитили, а после допросов с пристрастием и полученного под немыслимым давлением и пытками признания, его отправили в ГУЛАГ. И там его ждали не только новые тяжелейшие испытания, но ещё и большая любовь. Свой фильм Александр Митта снимал в 1990 году, и это была первая советская картина о сибирских лагерях. Она имела особое значение для режиссёра, потому что касалась его лично.
Мать Александра Митты Ливша Израилевна Каплан десять лет отсидела в Магадане, отец Наум Яковлевич Рабинович на протяжении долгого времени был под угрозой, а спас его только высочайший профессионализм и место работы: он служил инженером на автозаводе, проходил стажировку в США, поэтому руководитель предприятия смог каким-то чудом спасти его от ареста. В фильм «Затерянный в Сибири» Александр Митта включил даже кусок биографии своей жены Лилии Майоровой. Её родители слегли от тяжёлой болезни, и 10-летняя девочка пекла пироги, а потом продавала их на рынке.

Кадр из фильма «Затерянный в Сибири».
Консультантами картины режиссёр взял людей, которые отсидели в лагерях, и им был знаком каждый барак, показанный впоследствии на экране. Конечно, съёмки велись не в ГУЛАГе, но декораторы воссоздавали их по точному описанию, соблюдая вплоть до сантиметра длину и ширину и используя те материалы, из которых был выстроен оригинал. Снимались в фильме прекрасные актёры: Елена Майорова, Евгений Миронов, Владимир Ильин, Наталья Гундарева, Валентин Гафт, Зиновий Гердт и многие другие. Главную роль сыграл англичанин Энтони Эндрюс, лауреат премий «Золотой глобус» и BAFTA-TV.

Александр Митта.
В Великобритании фильм «Затерянный в Сибири» получил приз, как лучший фильм на иностранном языке, картина попала в селекцию на каннском фестивале, была номинирована на «Золотой глобус» и показана по телевидению во многих странах мира, кроме России. Фильм можно назвать отчасти документальным, потому что он содержит множество подлинных свидетельств и типичных судеб. Фильм был готов к выпуску на широкие экраны, но в России началась та самая страшная и лихая эпоха 1990-х, когда кино было никому не нужно. У нас показали его только однажды в рамках онлайн-кинофестиваля «Дубль два», который проводит «Российская газета».
Увёл свою музу из семьи

Александр Митта и Лилия Майорова.
Александр Митта всю жизнь прожил с одной женщиной. Она была для него женой, музой, матерью его сына. Но Лилия Майорова, на момент их знакомства уже состояла в браке с журналистом авторитетной газеты «Правда», а Митта в то время был просто карикатуристом. Однако она ответила взаимностью на чувства художника и ушла от мужа. Когда роман перестал быть тайной, супруг Лилии решил встретиться с соперником лично. Он пришёл в коммунальную квартиру, где жил Александр, внимательно осмотрелся, увидел убогость обстановки, соседей и, видимо, посчитал, что Лилия скоро сама вернётся домой. Однако его расчёт оказался неверным. Решение Майоровой было окончательным. Её не смущали бытовые неудобства, общественное мнение и сопротивление мужа, который в течение двух лет не давал развода.
Когда журналист всё же согласился официально оформить своё расставание с супругой, у Майоровой и Митты уже появился сын Евгений. Александр Митта до конца дней благодарил судьбу за встречу с этой удивительной женщиной. Она и преподавала моделирование, и шила, и делала это с таким увлечением, что в доме всегда царила атмосфера движения и жизни. Когда в ноябре 2022 года Лилии Майоровой не стало, режиссёр не мог оправиться от горя. Без неё он не прожил и трёх лет. В одном из последних интервью он говорит: "Мы все стремимся к счастью. Но каждый раз, конечно да мы вот-вот ухватываемся за радугу счастья,кто-то обгоняет нас и отнимает его. И никогда путь к счастью не бывает прямым и свободным".


