Горячий характер Караваджо был так же известен, как и его полотна. Он был жестоким человеком, но он жил в жестокие времена. Его противоречивость раскрывается в биографии (он часто принимал участие в преступных действиях и попадал под тюремный срок) и продолжается в его работах (глубокая реалистичность и крайняя жестокость проявлялась даже в религиозных работах, что приводило к неоднозначной оценке церкви как заказчика этих картин).
Драма жизни
Микеланджело Мериси да Караваджо (29 сентября 1571–18 июля 1610) - противоречивый и один из наиболее влиятельных художников XVI века. Говоря о биографии, важно отметить что все драматические события находили отражение в цветах и сюжетах его полотен. Драматичность началась практически сразу после рождения художника, которое произошло за неделю до битвы при Лепанто, кровавого конфликта, в котором турецкие захватчики были изгнаны из христианского мира. Когда Караваджо было шесть лет, бубонная чума прокатилась по его жизни. Хотя художник и его семья отступили в деревню Караваджо, к октябрю 1577 года его отец, дедушка, бабушка по отцовской линии и дядя умерли от чумы. К 1592 году в возрасте 21 года Караваджо также потерял свою мать и младшего брата. По словам писателя Эндрю Грэхема-Диксона, автора биографии 2011 года «Караваджо: «Он будто не может избежать преступления. Как только его покровительствует знатное лицо, приветствует Папа, приглашают рыцари Мальты, он должен что-то сделать, чтобы все испортить. Это почти роковая ошибка». Действительно, несмотря на свой талант и гениальные работы, Караваджо многое пришлось преодолеть. После смерти всех родных художник переехал работать в Милан и зарабатывал на жизнь с помощью портретной живописи.
Работы Караваджо
Он переехал в Рим, Его карьера, однако, была недолгой. Караваджо убил человека во время драки и сбежал из Рима. Он умер вскоре после этого, 18 июля 1610 года. Милан в конце XVI века был опасным, жестоким местом. Он был обстановкой, созревшей для искушения и провокации молодого и уже травмированного темпераментного художника. После участия в убийстве художник бежал в Рим в 1592 году и оставался там до 1606 года. Здесь Караваджо провел несколько месяцев в качестве помощника художника Джузеппе Чезари, популярного художника фрески. У Чезари Караваджо научился изображать фоновые цветы и фрукты, что позволило ему обращать внимание на детали и нюансы натюрмортов.
Натюрморт кисти Караваджо
Также в Риме его работа стала популярной благодаря технике тенебризма - использование тени, чтобы подчеркнуть светлые области. Время Караваджо в Риме закончилось драматическим образом. Караваджо был замешан в многочисленных преступлениях и несчастных случаях насильственного характера, часто защищался от судебного преследования. В одном из наиболее ярких эпизодов, 24 апреля 1604 года, Караваджо начал драку с официантом, в ходе которой разбил его лицо тарелкой. Эмоциональный характер Караваджо и проблемы с законом достигли своего апогея 28 мая 1606 года, когда Караваджо убил своего бывшего друга Рануччо Томассони, возможно, в контексте дуэли из-за супруги второго. Караваджо бежал из Рима до того, как против него были выдвинуты официальные обвинения в убийстве: он был приговорен к бессрочному изгнанию, осужден как убийца и в последующем приговорен к смертной казни.
Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599
Затем художник провел девять месяцев в контролируемом испанцами городе Неаполе, прибыв туда к сентябрю 1606 года. В этот период Караваджо начал больше экспериментировать с цветом и контрастом. В 1607 Караваджо переехал на Мальту и получил покровительство генерала Фабрицио Сфорца Колонны. За время своего пребывания на Мальте Караваджо добился больших успехов и выдающегося положения, и 14 июля 1608 года он был призван в Орден Рыцарей Мальты. Его работы этого периода являются отличительными (опять же сказываются изменения в жизни) - он начал рисовать более быстрыми мазками и использовал более красно-коричневые оттенки. Художник вернулся на Апеннинский полуостров только для того, чтобы умереть.
Влияние
Хотя только 21 работа была приписана художнику, Караваджо оказал огромное художественное влияние на своих коллег в те года и сегодня. К 1605 году другие римские художники начали подражать его фирменному стилю. Рембрандт и Диего Веласкес, включили драматические световые эффекты Караваджо в свои собственные работы. Стиль Караваджо быстро приобрел преданных последователей «караваджистов», которые наполнили свои композиции его принципами живописного искусства. Работа Караваджо сформировала работу многих более поздних художников: от Рембрандта в Голландии и Диего Веласкеса в Испании до Теодора Жерико во Франции. Его драматическое чувство постановки и инновационная обработка света и тени также непосредственно вдохновили многих ведущих деятелей кино, в том числе Пьера Паоло Пазолини и Мартина Скорсезе. Караваджо был идентифицирован как образец стиля позднего маньеризма или как предвестник эпохи барокко.
Орацио Джентилески и Де Фьори (караваджисты)
Религиозная тематика
Караваджо очеловечил божественных личностей, сделав их людьми низшего класса. Таким образом, Караваджо критиковал и идеализированные фигуры итальянского ренессанса и римских классических традиций. Временами его «натурализм» был слишком велик для его покровителей. Чувствовалось, что его изображение религиозных деятелей иногда граничило с «вульгарным». Но передавая правду, его картины смогли передать глубокие эмоции и духовность. В течение 5 лет его религиозные картины считались самыми захватывающими в Риме. Его натуралистический стиль должен был хорошо соответствовать потребностям католического контрреформационного искусства, как это было установлено Советом Трента, но некоторые из них считались церковными властями слишком жестокими и отвергались. Кровавые драмы далекого священного прошлого художник изображал так реалистично, будто они происходили в наши дни. Он подчеркивал бедность и общую человечность Христа и его последователей, апостолов, святых и мучеников. Подчеркивая их рваную одежду и грязные ноги. Он также разработал оригинальную технику кьяроскуро, используя экстремальные контрасты света и темноты, чтобы подчеркнуть детали жеста или выражения лица: вытянутая рука, выражение отчаяния или тоски.
«Обращение Савла»
Полотно «Обращение Савла» - одна из двух картин, заказанных Тиберио Серази, казначеем Климента VIII (правил в 1592-1605) для его часовни в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Другой картиной было "Распятие Св. Петра". Эти работы - обе из которых до сих пор висят в часовне - были вторыми версиями, поскольку первые версии Караваджо были отклонены. Другая версия говорит о том, что сам Караваджо, обнаружив, что капелла, для которой предназначалась первая картина, перестроена, счел его неподходящим к новому архитектурному пространству и решил изобразить сюжет иначе. Картина описывает эпизод, произошедший с Савлом (будущим апостолом Павлом) на пути из Иерусалима в Дамаск и описанный в Новом Завете (Деяния святых апостолов: Деян. 9:3—7). Караваджо запечатлел момент, когда на земле лежит Савл, свалившийся с коня, оглушенный падением и ослепленный слепящим сиянием. Этот свет символизирует Глас Божий. И именно этот свет, превосходящий солнечное сияние, прежде всего опишет Караваджо. Свет такой интенсивности, что вне его - все тьма. Самой поразительной выглядит фигура коня: занимая всю верхнюю и среднюю часть картины, она нарушает классический канон искусства, который возбраняет на исторической или религиозной картине животное. Как всегда, Караваджо демонстрирует свое мастерство кьяроскуро - затенение, используемое для придания объема фигурам, а также тенебризм - драматическое использование тени и света, чтобы сфокусировать внимание зрителя на ключевых областях работы. После его смерти эти живописные элементы станут отличительными чертами «караваджизма», и вдохновят художников по всей Европе. «Обращение Савла». Второй вариант (1601)
В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником:
— Почему у вас лошадь посредине, а Савл, будущий апостол Павел, лежит на земле?
— Так надо.
— Значит ли это, что лошадь должна заменить у вас Бога?
— Нет, она лишь освещена божественным светом.
Несмотря на то, что Караваджо был забыт после его смерти, он в конечном итоге стал признанным отцом-основателем современной живописи. Он был ключевым художником в переходе искусства от сухого маньеризма к новому стилю барокко, который повлиял на период Ренессанса и на многих будущих мастеров, от Диего Веласкеса до Рембрандта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: