Почему Петра I в России называли антихристом, и Как старообрядцы боролись с подмененным императором

Испокон веков люди верили в конец света, который откладывался на непонятный срок, и в какой-то момент решили, что на земле уже присутствует антихрист в лице Петра I. Этому послужили указания в богослужебных книгах великих пророков, легенда о его подмене и странные заграничные традиции, которые силой навязывались русскому народу. Ко всему добавились пугающие новшества, поэтому старообрядцы и сотворили из него Антихриста, найдя этому объяснение, а после его смерти появилась «теория расчлененного антихриста».
Поведение Петра I сравнили с происками Антихриста

Раскол церкви.
Конец света, ожидаемый в 1000 году, был отложен на неопределенное время, но не утратил своего значения на протяжении многих столетий. Люди продолжали верить, что число зверя 666 должно принести беду. Это страшное событие в некоторой степени сбылось, потому что в 1666 году лишили патриаршества Никона, который провел церковную реформу, изменив навсегда подход к религии. Она утратила свои корни, переняв греческие традиции. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Но когда власть перешла к сыну, его посчитали виновником всех проблем, свалившихся на голову русских людей. По крайней мере, в это свято верили старообрядцы, которые терпели сильное притеснение. Император и стал тем «козлом отпущения», который нужен был, чтобы на кого-то свалить ответственность.

Петр 1 и Немецкая слобода.
Не понимая его поведения и действий, сложилась легенда, что его подменили, пока он странствовал за границей – уехал один человек, а приехал непонятно кто. Этому предшествовала и дата возвращения – за неделю до наступления 1699 года (отмечалось еще по старому стилю 1 сентября), года прихода Антихриста. Поэтому и решили, что Петр I и есть перевоплощенный в человека Антихрист. К тому же император по возвращении решил сразу отправиться в Немецкую слободу, ставшей для него в юные годы местом безудержных гуляний и пороков, как считали многие, не учитывая, что и хорошего он почерпнул там немало, общаясь с иностранцами. По приезду Петр I собирался поклониться святыням, но не смог этого сделать. В этом старообрядцы увидели знак Божий, который не допустил приверженца чужой культуры к исконно русским святыням.
В поведении Петра I многие видели предсказание, которое описано в откровениях Иоанна Богослова о восьмом царе, которым и стал император. К слову, то, что он ввел новый титул, также сыграло роль, ведь слово без одной буквы по старинному написанию «иператор» имеет числовой код 666. Суеверия появлялись, потому что народ не мог отказаться от древних привычек и традиций, и не хотел принимать чуждое – иностранное.
Старообрядцы против Петра I

Старообрядцы на Руси.
Со временем дата конца света становилась все более призрачной, но поиски Антихриста не прекращались. К этому приложили руку старообрядцы, которые на свой манер истолковали поведение и реформы царя. В них увидели чуждую природу, которую им насильно навязывали. Но самыми страшными казались реальные факты: старообрядцев лишили гражданского права и навязали налог, хотя разрешили верить в свою религию. Однако новые правила они приняли не как свободу, а наоборот, как новое закабаление, поэтому пытались прятаться по лесам, уезжать в другие страны, но не подчиняться влиянию Антихриста.

Знак Антихриста.
Реформы и указы императора не принимались, потому что в них видели сатанинское начало. Например, Петр I приказал отмечать стрельцов клеймом на левой руке в виде креста. Это дало повод усомниться в его человеческой натуре, ведь, согласно пророчеству, когда придет Антихрист, то всех заклеймит, а те, кто не захочет это сделать – умрут с голода. Клейменными будут руки и чело, а также продукты. Тот факт, что Иоанн Богослов писал о правой руке, а в случае с указом Петра I знак ставили на левой руке – было не столь важно для старообрядцев. Им также не понравилось требование стричь бороды, увидев в этом перевоплощение мужчин в женщин – без бороды, но с длинными волосами, а обувь, которую носил Пётр I, назвали бесовскими копытами. Еще один пункт против Петра I – семигривенная пошлина, а Антихрист – змей семиглавый. В список добавили обогащение для избранных, разложение моральных нравов, которое подтверждалось созданием «всешутейшего, всепьянейшего и сумасбродного собрания».
«Теория расчлененного Антихриста» в трудах Евфимия

Императоры после Петра 1 как наследники - теория расчлененного антихриста
Подлил масла в огонь старообрядческий проповедник Евфимий, написав о знамениях антихристовых и последних временах: змей, который вышел из-под земли, имел рога. Так вот одним рогом был Петр I, а еще одним его отец Алексей Михайлович. Богопротивным поведением Петра I считалось его самовосхваление, проявлявшееся в словах, что он «император благочестивейший», а еще то, что он нарек себя «Первым». Старообрядцы решили, что он претендует стать выше Бога, чего нельзя было даже предположить. Не понравилось им и то, что Петр I часто называл себя «Отцом Отечества». Это напоминало римское правление и сравнение с папой Римским, который жаждал единоличного правления над церковью. Они считали, что антихрист в лице императора занялся «ловлей душ», имея в виду указ по переписи населения. Его считали тираном, а людей приравняли к израильтянам и событиям из библейских сюжетов.
Евфимий яро осуждал указ, по которому обязали старообрядцев называть «раскольниками» и за другие ограничения. В конце XVIII века бегуны продолжали считать Петра I Антихристом, находя все новые доводы. К тому же в народе эта мысль легко поддерживалась, потому что на свой манер интерпретировали произведения разных авторов, в том числе и М. Ломоносова. Его оду посчитали как обожествление императора, что являлось показателем культа антихриста. Хотя не все старообрядцы придерживались мнения, что Петр I – Антихрист. Были и такие, которые оправдывали его действия.
Теория расчлененного Антихриста заключалась в том, что его образ стал собирательным, и он отражается во всех последующих императорах, начиная с Петра I. Этим Евфимий хотел доказать, что утратилось былое значение царя, а на смену пришел чужестранец или же подмененный, который, ссылаясь на добрые дела и желания, вводил сатанинские законы. С одной стороны писали, что слову правителя нужно подчиняться, но с другой стороны утверждали, что если все правители после Петра I являются антихристами, то им незачем повиноваться. Видя в нем отступника, появившегося на свет в беззаконном браке, ему приписывались соответственные деяния, которые мог проводить только человек, лишенный царского благочестия. В концепции теории утверждалось, что «дух Петров» присутствует в последующих императорах, и это будет продолжаться до скончания века. То есть каждый последующий император продолжал дело первого антихриста, поэтому можно было на полных правах противостоять им.
Легенды старообрядцев о Петре I и Антихристе

Легенда о подмененном Петре 1.
Деятельность императора не давала покоя народу, ведь они не могли понять его цели, поэтому реформа воспринималась враждебно, а принудительное внедрение – подозрительное отношение. К тому же ставилась под сомнение религиозность Петра I, который не верил в магию и запрещал ее, но и к святыням относился с сомнением. Например, не веря в то, что иконы могут мироточить, он велел привести священника с такой иконой, и когда на ней ничего в его присутствии не выступило, он приказал кнутом избить священнослужителя. Хотя некоторые публицисты допускают, что Петр I на самом деле был глубоко верующим человеком, просто сильным был рациональный подход ко всем вещам.
Версии о Петре I как об Антихристе распускалось и случайными людьми, которые позже приживались и их трудно было искоренить, но такие взгляды строго наказывались. Один из слухов пустил крестьянин Сергачевской волости Петр Иванов. Он говорил, что настоящего Петра 1 нет, его извели бояре и немцы, а на престоле в Московском государстве сидит антихрист. Это было отзвуком распространенной легенды о подмене царя, которая объясняла, куда делся настоящий.
В легенде говорилось, что Петр I якобы заблудился в лесу, там его пленили и удерживали силой. Когда он осенил себя старообрядческим крестом, то появился старец и обвинил его в том, что он антихрист и губитель праведных дел. Петр I раскаялся и был заживо похоронен в одежде старообрядцев. Бояре, чтобы скрыть исчезновение императора, посадили на престол поддельного, поэтому появилось два Петра – один под землей, а другой на троне. Истинный Петр появился перед старообрядцами и призвал их к борьбе, но его схватили, и он предстал перед ложным Петром, обличив его в воровстве престола. Настоящего Петра велели казнить, но начали происходить странные вещи: сначала палачи не смогли его казнить, потом он,брошенный в воду с жерновом на шее, – не утонул, а когда бросили в костер – вылетел белым голубем. Это все заставило ложного Петра смягчиться над жизнью старообрядцев.
На самом деле философы уверены, что термин Антихрист к Петру употребляли в переносном смысле как к человеку, чьи поступки не могли объяснить. Проповедники и старообрядцы использовали Священное Писание и раннехристианскую литературу, которая позволила найти общие черты, хотя они были сильно наивными, но даже этого хватало, чтобы поднять смуту в умах непросвещенных людей.
О Петре I слагали много домыслов, и в этом нет ничего удивительно, учитывая его жизнь, буйный нрав и лицо, которое преломило давние и устаревшие традиции.


