Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко. / Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.
Граф Федор Петрович Толстой (1783—1873) - одна из ярких фигур в истории искусства и общественной деятельности России 19 века. Он обладал многогранным диапазоном интересов и талантов: был великолепным скульптором и графиком, медальером и уникальным мастером силуэтов; он пробовал себя в живописи и в создании театральных костюмов, в изготовлении мебели и писательстве. Федор Толстой прожил необычайно интересную и гармоничную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни удивительная история, связанная с красной и белой смородинкой-кормилицей.
Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко.
Путь Толстого в искусство, которое станет смыслом всей его жизни, будет неординарным и удивительным. Будучи потомственным графом, Федор Петрович с рождения был внесен в списки сержантов Преображенского полка, а когда подрос - учился в Морском кадетском корпусе. Но тяга к рисованию была так велика, что 1802 году кадет Толстой становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. И несмотря на то, что ему пророчили карьеру адмирала, Федор Петрович подав в отставку, стал студентом Академии. Там он и проявил свой талант в особенности к скульптуре.
Окончив Академию художеств, Федор Толстой стал ярким и самобытным мастером.
А в 1810 году был назначен медальером при Петербургском Монетном дворе, где он был отмечен как лучший мастер, поднявший на достойный уровень медальерное искусство России.
Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году.
Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.
Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф
Император Александр I. / Елизавета Алексеевна - супруга Александра I.
Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.
Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.
Как то раз преподнесенный в дар супруге императора Александра I натюрморт с веткой красной и белой смородины так понравился императрице, что та пожаловала Федору Петровичу со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей. Эта щедрая плата позволила художнику решить многие финансовые трудности и снять для своей семьи добротный дом в Петербурге.
Вскоре императрица Елизавета Алексеевна вновь пригласила художника и потребовала нарисовать еще такую же смородину. И за этот натюрморт, мастер получил снова такой же драгоценный перстенек.
Императрица Елизавета Алексеевна.
И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал "смородинок" Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.
И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной".
Крыжовник. Автор: Толстой Ф.П.
Стрекоза. Автор: Толстой Ф.П.
Натюрморт. Автор: Толстой Ф.П.
Ветка винограда. Натюрморт. (1817). Автор: Ф.П.Толстой.
Неоценим вклад графа Толстого в технику вырезания силуэтов. Так как в 18 веке в этой технике выполняли только портреты, мастер первым обратился к вырезанию многофигурных композиций на историческую, военную, бытовую тематику. С ювелирной точностью он создал множество работ, восхищающих своей утонченностью и реалистичностью.
Наполеон на поле боя. Силуэт. Автор: Ф.П.Толстой.
Наполеон у костра. Силуэт. Автор: Толстой Ф.П.
Постоялый двор в Тифлисе. 1840-е годы. Автор: Толстой Ф.П.
Пробовал себя Граф Федор Толстой и в живописи бытового жанра.
Семейный портрет. (1830). Автор: Толстой Ф.П.
У окна. Лунная ночь. Автор: Толстой Ф.П.
В комнате за шитьем.
А еще граф был вице-президентом Императорской Академии художеств, тайным советником, входил в руководящий орган российского масонства, состоял в тайном обществе «Союз Благоденствия» в качестве руководителя.
И наконец, разбирая генеалогическое древо рода Толстых, нельзя не вспомнить о том факте, что русский писатель Алексей Константинович Толстой приходился Федору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой — двоюродным. Воистину знаменитый род, давший земле русской, величайших людей.
А.К. Толстой. (1817-1875). / Л.Н. Толстой. (1828- 1910).
В начале 18 века при дворе Екатерины II служил художник в должности "гофмалера", которого звали Андрей Матвеев. Он считался первопроходцем в истории светской русской живописи, создавшим первый автопортрет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: