Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    

Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко. / Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.

Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко. / Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.

Граф Федор Петрович Толстой (1783—1873) - одна из ярких фигур в истории искусства и общественной деятельности России 19 века. Он обладал многогранным диапазоном интересов и талантов: был великолепным скульптором и графиком, медальером и уникальным мастером силуэтов; он пробовал себя в живописи и в создании театральных костюмов, в изготовлении мебели и писательстве. Федор Толстой прожил необычайно интересную и гармоничную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни удивительная история, связанная с красной и белой смородинкой-кормилицей.


 Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко.

Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко.


Путь Толстого в искусство, которое станет смыслом всей его жизни, будет неординарным и удивительным. Будучи потомственным графом, Федор Петрович с рождения был внесен в списки сержантов Преображенского полка, а когда подрос - учился в Морском кадетском корпусе. Но тяга к рисованию была так велика, что 1802 году кадет Толстой становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. И несмотря на то, что ему пророчили карьеру адмирала, Федор Петрович подав в отставку, стал студентом Академии. Там он и проявил свой талант в особенности к скульптуре.

Окончив Академию художеств, Федор Толстой стал ярким и самобытным мастером.
А в 1810 году был назначен медальером при Петербургском Монетном дворе, где он был отмечен как лучший мастер, поднявший на достойный уровень медальерное искусство России.

Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году.

Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году.


Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.

Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф

Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф


Император Александр I. / Елизавета Алексеевна - супруга Александра I.

Император Александр I. / Елизавета Алексеевна - супруга Александра I.


Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.

Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.

Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.


Как то раз преподнесенный в дар супруге императора Александра I натюрморт с веткой красной и белой смородины так понравился императрице, что та пожаловала Федору Петровичу со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей. Эта щедрая плата позволила художнику решить многие финансовые трудности и снять для своей семьи добротный дом в Петербурге.

Вскоре императрица Елизавета Алексеевна вновь пригласила художника и потребовала нарисовать еще такую же смородину. И за этот натюрморт, мастер получил снова такой же драгоценный перстенек.

Императрица Елизавета Алексеевна.

Императрица Елизавета Алексеевна.


И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал "смородинок" Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.

И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной".

Крыжовник. Автор: Толстой Ф.П.

Крыжовник. Автор: Толстой Ф.П.
.

Стрекоза. Автор: Толстой Ф.П.

Стрекоза. Автор: Толстой Ф.П.


Натюрморт. Автор: Толстой Ф.П.

Натюрморт. Автор: Толстой Ф.П.


 Ветка винограда. Натюрморт. (1817). Автор: Ф.П.Толстой.

Ветка винограда. Натюрморт. (1817). Автор: Ф.П.Толстой.


Неоценим вклад графа Толстого в технику вырезания силуэтов. Так как в 18 веке в этой технике выполняли только портреты, мастер первым обратился к вырезанию многофи­гурных композиций на исто­рическую, военную, бытовую тематику. С ювелирной точностью он создал множество работ, восхищающих своей утонченностью и реалистичностью.

Наполеон на поле боя. Силуэт. Автор: Ф.П.Толстой.

Наполеон на поле боя. Силуэт. Автор: Ф.П.Толстой.


 Наполеон у костра. Силуэт. Автор: Толстой Ф.П.

Наполеон у костра. Силуэт. Автор: Толстой Ф.П.


Постоялый двор в Тифлисе. 1840-е годы. Автор: Толстой Ф.П.

Постоялый двор в Тифлисе. 1840-е годы. Автор: Толстой Ф.П.


Пробовал себя Граф Федор Толстой и в живописи бытового жанра.

Семейный портрет. (1830). Автор: Толстой Ф.П.

Семейный портрет. (1830). Автор: Толстой Ф.П.


У окна. Лунная ночь. Автор: Толстой Ф.П.

У окна. Лунная ночь. Автор: Толстой Ф.П.


В комнате за шитьем.

В комнате за шитьем.

А еще граф был вице-президентом Императорской Академии художеств, тайным советником, входил в руководящий орган российского масонства, состоял в тайном обществе «Союз Благоденствия» в качестве руководителя.

И наконец, разбирая генеалогическое древо рода Толстых, нельзя не вспомнить о том факте, что русский писатель Алексей Константинович Толстой приходился Федору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой — двоюродным. Воистину знаменитый род, давший земле русской, величайших людей.

А.К. Толстой. (1817-1875). /  Л.Н. Толстой. (1828- 1910).

А.К. Толстой. (1817-1875). / Л.Н. Толстой. (1828- 1910).


В начале 18 века при дворе Екатерины II служил художник в должности "гофмалера", которого звали Андрей Матвеев. Он считался первопроходцем в истории светской русской живописи, создавшим первый автопортрет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








37946
14.12.2017 15:03
В закладки
Версия для печати




Смотрите также