Музыка   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Григорианские песнопения — это почтенная форма особой литургической музыки, которая веками завораживала всех без исключения. Традиционно считается, что родоначальником этой священной музыкальной традиции в реннехристианский период стал Папа Григорий I, имя которого подарило прекрасным хоралам их название. Современные учёные решили распутать исторический клубок загадок, связывающий этот музыкальный феномен, который стал неотъемлемой частью западно-католической литургии. Это настоящее духовное путешествие, охватывающее столетия...


Что такое Григорианское пение?



Григорианские песнопения — это форма литургической или религиозной музыки, которая возникла в западной христианской традиции много веков назад. Григорианские песнопения уходят своими корнями в средневековые монашеские практики, характеризующиеся простыми посланиями, которые обычно исполняются на латыни и лишены инструментального сопровождения. Песни в основном связаны с Римско-католической церковью и составляют важную часть её ритуалов поклонения.

Григорианские песнопения состоят из одной вокальной линии без сопровождения. Это свойство призвано подчеркнуть простоту послания и создать медитативный характер. Мелодии обычно следуют характерному, свободному ритму, который формируется естественным ритмом текста. Песни служат способом молитвы и поклонения Богу, погружая участников церемонии в особую духовную атмосферу.

Книга григорианских песнопений в соборе. / Фото: Adobe Stock

Книга григорианских песнопений в соборе. / Фото: Adobe Stock


Григорианские хоралы требуют определённых вокальных навыков с упором на точность и ясность произношения. Неясное бормотание не подойдёт. Главная цель этих песнопений состоит в том, что гармоничные переплетения текста и мелодии должны погрузить верующих в состояние священного трепета и благоговения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: История мужчины, который прожил 82 года и так и не узнал, как выглядит женщина

История григорианских песнопений



Пение всегда являлось важной частью христианских богослужений. Раньше учёные считали, что основой раннехристианских богослужений были еврейские псалмы. Однако сегодня эта теория не подтверждается. Псалмы не пелись после разрушения Второго Храма в 70 году даже евреями в синагогах. Это, конечно же, совсем не означает, что раннехристианские обряды были полностью отделены от старых еврейских традиций богослужения. Например, знакомые каждому слова «аминь» и «аллилуйя» происходят из иврита. Точно так же тройной Sanctus (разновидность христианского гимна) берёт своё начало от еврейского тройного Кадоша.

Поющие монахи. / Фото: ancient-origins.net

Поющие монахи. / Фото: ancient-origins.net


Пение гимнов упоминается несколько раз в Новом Завете, но как они на самом деле звучали, выяснить не представляется возможным. Музыкальные элементы, которые позже стали частью римского обряда и, в свою очередь, григорианского песнопения, восходят к 3 веку. Богослов Ипполит в своем «Апостольском предании» писал о пении псалмов Галель во время раннехристианских праздников. В 4 веке эта практика стала распространяться по всему христианскому миру.

Монахи под предводительством святого Антония стали повторять полный цикл из 150 псалмов каждую неделю. Где-то около 375 г. нашей эры на Востоке стало популярным пение коротких песнопений на основе псалмов, которое затем распространилось на Западе с помощью святого Амвросия. В 5 веке в Риме даже была основана специальная певческая школа Schola Cantorum. Римское пение продолжало развиваться и стало предшественником григорианского пения.

Легенда о папе Григории I



Григорианское песнопение, согласно легенде, получило своё название от Папы Григория I, который был епископом Рима с 3 сентября 590 года до своей смерти в 604 году. Согласно преданиям, Папа Григорий I, вдохновлённый Святым Духом, сыграл непосредственную роль в формировании мелодий и организации песнопений, используемых в римской литургии. История гласит, что Григорию было видение ангелов, поющих небесные мелодии. Он стремился воспроизвести эту божественную музыку в богослужениях Церкви. Говорят, что Папа тщательно систематизировал эти песнопения, которые в конечном итоге стали известны как григорианские.

Папа Григорий, также известный как Святой Григорий, часто изображается с голубем, шепчущим ему на ухо, что является признаком божественного вдохновения. Эта картина написана Хуаном Ризи около 1660 года. / Фото: ancient-origins.net

Папа Григорий, также известный как Святой Григорий, часто изображается с голубем, шепчущим ему на ухо, что является признаком божественного вдохновения. Эта картина написана Хуаном Ризи около 1660 года. / Фото: ancient-origins.net


Эта связь с божественным вдохновением подчёркивает значение григорианских песнопений в римско-католической литургии, мелодии которых считаются священными и небесными. Хотя историческая точность этих конкретных деталей весьма сомнительна, связь Папы Григория I с божественным вдохновением в развитии григорианских песнопений сохранилась в христианской традиции по сей день.

Современные учёные склонны преуменьшать роль Папы Григория I. Они утверждают, что он был скорее организатором, чем вдохновителем. За популярность и распространение григорианских песнопений несёт ответственность сила, которая к папству отношения не имеет — династия Каролингов.

Святой Григорий на картине Матиаса Стома. / Фото: ancient-origins.net

Святой Григорий на картине Матиаса Стома. / Фото: ancient-origins.net


Карл Великий и Каролинги



В 8 веке Каролинги контролировали большую часть Европы. Также они имели влияние и на Папу. Однажды, во время визита Папы Стефана II в Галлию, он проводил мессу, на которой присутствовал монарх. Королю так понравились римские песнопения, что он приказал запретить галликанские обряды и заменить их римскими. Карл Великий позже попросил папу Адриана I прислать ему папский сакраментарий с римскими песнопениями для его двора. Под бдительным надзором Каролингов, таким образом, была создана совершенно новая форма литургии, которая потом распространилась по всей Европе.

Карл Великий и Папа Адриан I, раскрашенная вручную гравюра Антуана Верара. / Фото: ancient-origins.net

Карл Великий и Папа Адриан I, раскрашенная вручную гравюра Антуана Верара. / Фото: ancient-origins.net


Римские песнопения смешались с местными музыкальными традициями галлов и получилось то, что сегодня все именуют григорианскими песнопениями. Название стиль получил в честь другого Папы — Григория II, а не Григория I, как утверждают предания. Отнять эту теорию — значит отнять то, что делает это пение таким особенным для многих людей. Тем не менее исторические записи показывают, что мелодического содержания большинства григорианских песнопений просто не существовало, когда был Папой Григорий I. Более того, система обозначений, используемая для записи этого пения, известная как пневматическая система, ещё не была тогда создана. Она возникла почти два столетия спустя после смерти Григория I.

Гвидо д'Ареццо - известный теоретик музыки, создавший четырёхстрочный нотный стан, аналогичный тому, который используется сегодня, за исключением того, что сейчас пять строчек. / Фото: ancient-origins.net

Гвидо д'Ареццо - известный теоретик музыки, создавший четырёхстрочный нотный стан, аналогичный тому, который используется сегодня, за исключением того, что сейчас пять строчек. / Фото: ancient-origins.net


Распространение григорианских песнопений



Каролинги не только ответственны за создание григорианских песнопений, они ещё и распространили его повсюду. Причём довольно агрессивно, иногда под угрозой смертной казни. Карл Великий считал своим долгом закрепить ту форму богослужения, которую он считал единственно правильной. Король мечтал объединить все церкви своей империи, чтобы укрепить свою власть. Он издал указ, который требовал от всего духовенства использовать песнопения под страхом смерти.

При Карле Великом песнопения распространились из Европы на север, достигнув Скандинавии, Исландии и Финляндии. После его смерти в 814 году распространение продолжилось, заменяя старые локализованные песнопения. Например, в 885 году Папа Стефан V полностью запретил старую славянскую литургию, что привело к тому, что восточно-католические регионы, такие как Польша и Словакия, тоже приняли григорианские песнопения. Стараниями Карла старые традиции практически исчезли и уже к 12 и 13 векам григорианское пение стало официальным в католической церкви, заменяя практически все остальные виды.

Григорианское пение со временем вытеснило все остальные виды. / Фото: shuraonline.ru

Григорианское пение со временем вытеснило все остальные виды. / Фото: shuraonline.ru


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какую зловещую тайну хранит готическое аббатство-остров во Франции, куда доберётся не каждый

Григорианское пение и история нотной грамоты



Распространение григорианских песнопений важно не только для тех, кто интересуется христианской историей. Это невероятно важно для истории западной музыки в целом. Это произошло благодаря той роли, которую они сыграли в изобретении нотной записи, какой все знают её сегодня. Всё началось с системы, которая была создана в результате стремления Карла Великого стандартизировать литургию и песнопения во всей его империи. Для этого духовенству нужен был способ записывать мелодии, чтобы их можно было точно преподавать и распространять. Без системы обозначений это было невозможно и звучало бы примерно как «кто в лес, кто по дрова».

Система записи нот была поначалу довольно простой. Она не указывала ни точную высоту звука, ни ритм и служила скорее подсказкой для тех, кто уже знал основные мелодии песнопений. Это значило, что система должна развиваться. К 13 веку её стали записывать на четырёхстрочном нотоносце квадратными знаками. Новая система более подробно описывала мелодии. Даже певцы, которые не учились музыке, могли читать и понимать написанное. На первый взгляд эта система всё ещё кажется чуждой той, которая используется сегодня, но более пристальный взгляд показывает, как эти ранние попытки привели к системе обозначений, используемой по сей день.



Чарующая эволюция григорианских песнопений



С момента своего древнего происхождения, созданного руками Папы Григория I и королей династии Каролингов, эта священная форма искусства преодолела временные границы, проникнув в самую душу литургических практик. Неприукрашенные мелодии, исполняемые на латыни, резонируют не просто как исторические артефакты, но как живые отголоски глубокого духовного наследия. Сегодня, когда существует настолько богатое разнообразие западной музыки, григорианские песнопения выступают в качестве моста, соединяющего древнюю историю музыки с современным пониманием музыкального наследия – неземным резонансом, превосходящим само время.

Монашество существовало веками и является неотъемлемой частью древней истории. Эти люди написали большинство исторических текстов, обнаруженных археологами. Благодаря им все события древности известны сегодняшним учёным. Подробнее о том, какие тёмные тайны скрывали монахи Средневековья - Божьи люди в чёрных одеждах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3603
15.02.2024 17:08
В закладки
Версия для печати




Смотрите также